Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 79 из 119)

в форме Шри Натхджи. Секта наиболее сильна в Бомбее и Гуджарате. См.:

веданта.

вама. 1) "Приятный; прекрасный". В этом значении - в слове Вамадэва, одном

из имен Шивы. 2) "Левый; противоположный; необычный". Например, вама-марга

(вамачара), тантрический "путь левой руки", который состоит в

трансцендировании чувственных инстинктов, заблуждений интеллекта и

всевозможных привязанностей через мощные и порой рискованные практики,

формально противоречащие ортодоксальным ведическим нормам, но ведущие к той

же цели. См.: тантризм, тантра.

ванапрастха-ашрама. "Жизнь в отшельничестве, в лесу". См.: ашрама-дхарма,

шаштьябда-пурти.

Варанаси. Также - Каши, Бенарес. Один из наиболее священных для шиваитов

мест паломничества, а также древнейших городов мира. Расположен на берегах

Ганги в северной Индии. Индуисты верят, что смерть в Варанаси позволяет

достичь мокши, освобождения.

варна-дхарма. "Закон своей группы". Система наследственных социальных

классов, обычно называемых кастами, основанная в Индии в древности.

Варна-дхарма есть социальный долг, который заключается в том, чтобы

придерживаться принципов доброго поведения в соответствии с вашей общиной

(основанной, обычно, по семейно-цеховому принципу). Строго говоря,

варна-дхарма охватывает две взаимосвязанные социальные иерархии: 1) варна,

т.е. четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и 2) джати, более

трех тысяч профессиональных групп (цехов или гильдий). Сословно-кастовая

система играет большую роль в индийской жизни и сегодня. Многие современные

индуисты настаивают, что социальный статус сейчас должен определяться (как

и было первоначально) по личным склонностям, умениям и достижениям, а не по

рождению. Переход из одной джати (касты) в другую во всех индуистских

общинах мира ограничен, но не невозможен и осуществляется при браке с

представителем другой джати или при перемене профессии (для чего требуется

настойчивость и новое образование). Шастры говорят, что, если человек

вырывается из своей наследственной варны или джати и меняет "касту",

требуется три поколения, чтобы его семья полностью обосновалась в новом

слое общества.

варна. Существуют четыре варны: 1) Брахмана: "зрелая, развитая душа". Ученые

и благочестивые души. Классу брахманов индуисты всегда доверяли религиозное

лидерство, в том числе учительство и выполнение жреческих обязанностей. 2)

Кшатрия (другое название - раджанья): "управляющий; наделенный властью".

Законодатели, исполнительная власть и военные. 3) Вайшья: "землевладелец,

купец". Бизнесмены, финансисты, промышленники и т. п., а также крестьяне.

4) Шудра: "рабочий, слуга". Квалифицированные рабочие и ремесленники. По

закону варна-дхармы сыновьям следует наследовать профессию их отца.

джати: "рождение; положение, приобретенное с рождением; ранг, каста, семья,

линия преемственности". Джати - это более точное и конкретное, чем варна,

определение вашего социально-профессионального сообщества. Традиционные

законы чистоты требовали, чтобы каждая джати не имела социального

взаимодействия с другими, особенно совместных трапез и перекрестных браков.

В наше время существует также большая группа (одна седьмая населения Индии

в 1981 г.) людей вне четырех варн. Их называют неприкасаемыми, джатихитами

("внекастовыми"), чандалами (особенно тех, чья работа связана с трупами) и

хариджанами ("детьми Бога" - название, придуманное Махатмой Ганди). К

"неприкасаемым" джати относятся такие профессии, как нишада (охотник),

кайварта (рыбак) и каравара (кожевенник).

Система варна-дхармы, несмотря на широко распространенную дискриминацию

хариджанов и злоупотребления высших каст своим социальным статусом,

обеспечивает высокий стандарт профессионального мастерства, чувство

принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и

религиозно-культурную преемственность. Касты - не уникальная примета

индуизма и Индии. Под другими названиями они существуют в каждом социуме.

Четыре варны, или сословия, и множество джати, профессиональных каст, цехов

или гильдий, формируют основные элементы взаимодействия людей. См.: дхарма,

Дхарма-шастры.

варнашрама-дхарма. "Обязанности своей варны и своей ашрамы". См.:

варна-дхарма, варна.

васана. "Подсознательная наклонность". От вас, "остаток". Подспудные

наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение человека

к жизни и его действия. Васаны суть конгломераты результатов

подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии.

Самскары, впечатления восприятия, комбинируются в подсознательном и

формируют васаны, которые позже вносят вклад в образование ментальных

колебаний, вритти. Наиболее сложные и эмоционально заряженные васаны

находятся в том измерении ума, которое называется подподсознательным,

(васана-читта). См.: васана-даха-тантра, вритти, самскара, ум (пять

состояний).

васана-даха-тантра. "Подсознательное очищение огнем". Даха означает

"сжигать", тантра - "метод", а васаны - это глубоко укоренившиеся, фоновые

подсознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию

человека. Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших

способов справиться с жизненными трудностями, растворить неприятные васаны

- это васана-даха-тантра, практика сжигания записанных исповедей или даже

длинных писем к любимым или знакомым, в которых описываются затруднения и

горести и излагаются жалобы и обиды. Записывание своих проблем и сжигание

их на любом, самом обычном огне переводит их из подсознательного во внешний

ум и высвобождает подавленные эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это

один из методов магического целительства. См.: васана, лекхапрартха-хавана.

Васиштха (ок. 250 г. до н. э.). 1) Ученик Махарши Нандикешвары (Нандинатхи),

наряду с Патанджали и Вьягхрападой (в соответствии с записями Панини). Это

имя носили несколько других известных мудрецов, в том числе 2) риши,

которому приписывают составление гимнов седьмой мандалы Ригведы, 3) мудрец,

играющий центральную роль в эпосах и некоторых Пуранах и Упанишадах, и 4)

семейный учитель и жрец, который преподал Господу Раме древнюю мудрость

йоги (эти уроки записаны в книге из 29000 стихов Йога-Васиштха).

Васугупта (ок. 800 г.). Знаменитый мудрец, по преданию, открывший 77

Шива-сутр, вырезанных в скале на горе Махадэва, на месте, указанном ему в

сновидении Господом Шивой. Эта находка дала толчок восстановлению древней

кашмирской шиваитской традиции. Священную скалу, называемую Шанкарпал,

почитают по сей день. См.: кашмирский шиваизм, Шива-сутры.

вата (с краткими гласными). Дерево баньян, Ficus Indicus, священный для

индуистов как символ Санатана Дхармы. Близкородственное ему дерево

ашваттха, или пиппал, в Упанишадах выступает в качестве метафоры творения,

"корень которого - вверху, а ветви растут вниз".

вата (с долгим первым "а"). "Движение". Одно из обозначений элемента воздуха

(вайю), а также однойиз трех дош (конституций) человеческого организма в

науке аюрведы. См.: аюрведа, доша.

вахана. "То, что держит, несет или перевозит". Каждый индуистский бог может

изображаться едущим на звере или птице. Это животное называется ваханой и

символизирует какую-либо функцию бога. Например, Шива ездит на быке,

символе силы и мощи. Карттикейя ездит на павлине (маюра), символе красоты и

царственности.

вачана. "Изречение; высказывание". Краткие бхактистские стихи, которые

сочиняли ранние шивашараны, вира-шиваитские святые. Отражают основные идеи

лингаятской философии и практики. См.: вира-шиваизм.

вегетарианство (санскр. шакахара). Диета, исключающая употребление мяса,

рыбы, яиц. Вегетарианство - принцип здоровой этики, и оно являлось

краеугольным камнем индийской жизни в течение тысяч лет. Большинство

индуистов (особенно вишнуиты, смартисты, последователи шайва-сиддханты и

вира-шиваизма) являются строгими вегетарианцами. Однако ряд шиваитских и

шактистских (особенно тантристы "левой руки") школ допускают ритуальное

употребление в пищу мяса жертвенных животных. Быть вегетарианцем - значит

соблюдать принцип ненасилия (ахимсы). Вегетарианца принято называть

шакахари. См.: яма-нияма, мамсахари.

Веда. "Мудрость". Мудрые откровения, наиболее авторитетное писание индуизма.

Они, вместе с Агамами, составляют шрути, "услышанное". Веды представляют

собой собрание десятков священных текстов, которые в совокупности известны

как Веда или четыре Веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Всего к Ведам

относится 100 тысяч стихов, а также дополняющие их тексты в прозе. Знание,

содержащееся в Ведах, скорее мистическое и сверхсознательное, чем

интеллектуальное. Каждая Веда имеет четыре раздела: Самхиты (собрания

гимнов), Брахманы (руководства для священников), Араньяки (лесные трактаты)

и Упанишады (просветленные беседы). Самхиты и Брахманы (вместе известные

как кармаканда, "раздел ритуала") подробно разбирают космологию

трансцендентно-имманентного Высшего Бытия и систему поклонения посредством

огненной церемонии и воспевания для установления сообщения с богами.

Араньяки и Упанишады (джнянаканда, "раздел знания") объясняют эволюционное

путешествие души, учат йоге и философии и провозглашают возвышенное,

недвойственное осознание судьбой всех душ. Древнейшие части Вед

предположительно составлены за 6 тысяч лет до н. э. и записаны на санскрите

в течение последних тысячелетий, поэтому Веды - самые древние писания мира.