Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 88 из 119)

дживанмукта, карма, джняна, сиддхи, йога, яма, Кундалини, сиддха-йога,

тапас.

йони. "Источник; женские гениталии, материнская утроба". В некоторых

тантрических сектах Шивалингам изображается как фаллический символ, а его

основанием служит символ женского органа, йони. Лингам представляет

непроявленный, или статичный, Абсолют, а йони - динамическую, созидательную

энергию Бога, лоно всей вселенной.

К

Кабир (1440-1518). Вишнуитский реформатор, имеющий последователей среди

индуистов и мусульман. Его песни на хинди необычайно популярны и сегодня.

кавади (тамил.). Тапасья в честь Господа Муругана (Карттикейи), особенно во

время праздника Тай Пусам, состоящая в несении во время религиозной

процессии тяжелого, великолепно украшенного деревянного приспособления, с

которого свисают сосуды с молоком, необходимым для абхишеки мурти Муругана.

Язык и другие части тела выполняющего тапасью, очень часто бывают при этом

пронзаемы маленькими серебряными копьями или крючьями. См.: аскетизм,

тапасья, абхишека, мурти.

кави (тамил.). "Охристо-шафрановый". Санскритский синоним - кашайя. Одежда

санньясинов. См.: санньяси(н), санньяса-дхарма.

Кадавуль. "Вовне и внутри". Древнее тамильское имя Бога Шивы, указывающее на

Его одновременную имманентность и трансцендентность. См.: Шива.

Кадайтсвами. "Свами с рыночной площади". Садгуру из Кайласа-парампары

Нандинатха-сампрадайи. Родился ок. 1820 г., умер в 1875 г. Отказавшись от

карьеры судьи в Бангалоре, южная Индия, Кадайтсвами стал санньясином и был

учеником Гималайского Риши, который впоследствии послал его с миссией в

Шри-Ланку. Выполнял суровый тапас на островке у берегов цейлонского

полуострова Джафна и пробудил в себе многие сиддхи. На протяжении

десятилетий вдохновлял шриланкийских шиваитов на поиски высшей духовности

своими беседами и демонстрациями сиддхи. Инициировал Челлаппасвами в

качестве следующего садгуру в парампаре. Сам Кадайтсвами при инициации

получил имя Мутхьянандасвами. См. Приложение "О духовной традиции автора".

кайвалья. "Абсолютное единство; единственность; освобождение;

самодостаточность". В системе Патанджали и в других традициях йоги кайвалья

означает состояние освобождения от перерождений, достижение высшей цели

йоги. В этом отношении кайвалья - синоним мокши. Трактовка понятия кайвалья

сильно различается в учениях отдельных школ. Однако всегда этот термин

означает высокую духовную реализацию. См.: мокша, джняна, Шива-саюджья.

Кайвалья-упанишад. Философский текст из Атхарваведы. Учит достижению Шивы

посредством медитации.

Кайласа. "Блистающая, как горный хрусталь" или "обитель блаженства".

Священная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета,

на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы. Ассоциируется с

горой Меру, легендарным центром Вселенной. Важный центр паломничества как

для индуистов, так и для тибетских буддистов. В шактизме Кайласой (или

Меру) принято называть также объемную, трехмерную Шри-Чакра-янтру, иначе

называемую Кайласа-чакрой. См.: Шри-Чакра.

Кайласа-парампара. Духовная линия преемственности сиддхов, один из главных

потоков Нандинатха-сампрадайи. Придерживается древней философии

монистической шайва-сиддханты. Первый учитель, известный истории, - Махарши

Нандинатха (Нандикешвара), живший 2 250 лет назад, садгуру великого

Тирумулара (ок. 200 г. до н. э.) и семи других учеников (согласно

Тирумантирам): Патанджали, Вьягхрапады, Санаткумары, Шивайогамуни,

Санакара, Санаданара и Санантанара. У Тирумулара было семь учеников:

Малангам, Индирам, Соман, Брахман, Рудран, Каланга и Каньджамалаям, каждый

из которых основал один или более монастырей и распространял агамическое

знание. В линии Каланги были мудрецы Ригхама, Малигайдэва, Надантар,

Бхогадэва и Парамананда. Парампара продолжалась сквозь столетия и не

прервалась по сей день. Первым из известных нам сидхов нового времени

является Гималайский Риши (личное имя не сохранилось, ок. 1770-1840). В

южной Индии он инициировал Кадайтсвами (ок. 1810-1875) и далее титул и

авторитет садгуру передавались по цепочке: Челлаппасвами (1840-1915) -

Йогасвами (1872-1964) - Шивайя Субрамуниясвами (нынешний садгуру, род. в

1927 г., инициирован в 1949 г.). См.: Приложение "О духовной традиции

автора".

Кайяварохана. Место рождения Лакулиши, самого известного и почитаемого из

гуру пашупата-шиваизма, расположенное на территории современного индийского

штата Барода. См.: Лакулиша.

кайя-сиддхи. В сиддха-сиддханте, а также в шайва-сиддханте и других

традициях йоги так принято называть процесс, с помощью которого йогин

трансформирует свое тело из физического в духовное и реализует бессмертие.

Наиболее известные из сиддха-йогинов, которые обрели кайя-сиддхи, - это

Крия Бабаджи и Горакшанатха. См.: сиддхи.

кала (с долгим первым "а"). 1) "Время". 2) "Черный; черно-синий; темный;

смерть".

кала (с долгим вторым "а"). "Часть, сегмент; искусство или мастерство". 1)

Культурные искусства. (См.: кала, шестьдесят четыре). 2) Пятеричное

подразделение космоса, основаное на 36 таттвах и объясняемое в

Шайва-агамах. Пять кал - сфер или измерений сознания - это: 1)

Шантьятитакала, "сфера за пределами мира (покоя)", крайне утонченный

уровень шуддха-майи (актинической энергии), на котором сверхсознание

расширяется в бесконечное внутреннее пространство, область Бога Шивы и

богов; 2) Шантикала, "сфера мира (покоя)", уровень в шуддха-майе, на

котором формы производятся из внутренних звуков и цветов и обитают великие

дэвы и риши, находящиеся вне циклов реинкарнации; 3) Видьякала, "сфера

знания", уровень шуддхашуддха-майи (актинодической энергии)

подсверхсознательного осознания форм в их полноте в последовательных

состояниях проявления и взаимосвязанных сил актинодических энергий; 4)

Пратиштхакала, "сфера отдыха, покоя", уровень в ашуддха-майе (одической

энергии) интеллекта и инстинкта; 5) Нивриттикала, "сфера погибели,

разрушения, возвращения", уровень в ашуддха-майе, уровень физического и

околофизического существования, сознательного, подсознательного и

подподсознательного ума. См.: таттва.

кала, шестьдесят четыре (санскр. чатух-шашти-кала). "Шестьдесят четыре

искусства". Классическая программа сакральных наук, искусств, ремесел и

умений, необходимых культурному человеку, содержащаяся в различных

индуистских шастрах. Наиболее известный источник по этим вопросам -

Кама-сутра, обширное руководство, посвященное чувственным удовольствиям.

Кама-сутра подробно рассматривает в первую очередь 64 секретных искусства

(абхьянтара-кала) эротической любви. Кроме того, в ней перечисляются 64

бахья-калы, или практических искусства, которые нужно изучать культурным

людям. Это музыка, пение, танцы, кулинария, шитье, различные виды

декоративно-прикладного искусства, литературно-прикладные искусства, игры,

физическая и эротическая культура, парфюмерия и искусство одеваться и т. п.

В наше время разработаны два различных набора 64-х искусств, отдельно для

девочек и для мальчиков, расширенных за счет философии, аюрведы, астрономии

и астрологии, коммерции, навигации и т. д.

каламукха. "Чернолицые" (по-видимому, название происходит от черного знака

отречения, который наносился на лоб). Шиваитская секта, выделившаяся из

пашупата-шиваизма в период его расцвета (ок.600- 1000 гг.). Поскольку до

нас не дошло их текстов, об этой секте известно мало. Говорят, что они были

эксцентричны и асоциальны: ели из человеческих черепов, натирались пеплом с

кремационных площадок, носили дубинки, имели спутанные волосы и т. п.

Вместе с тем, они были хорошо организованы при постройке храмов и

богослужении. См.: тантризм.

калаша. "Сосуд; кувшин". В агамических храмовых обрядах калаша, сосуд,

наполненный водой и покрытый свежими листьями манго и цельным кокосом,

символически представляет Божество (особенно Ганешу) во время отдельных

видов пуджи. См.: пуджа.

Кали. "Черная". Богиня. Форма Шакти в Ее жестоком аспекте, которой

поклоняются различные секты шактизма. Она темная, обнаженная, свирепая и

мощная, как сама неукрощенная первичная энергия. Но с точки зрения

преданных, Она - несравненная защитница, хранительница садханы и Мать

освобождения. Богиня Дурга, сидящая на тигре, имеет подобные качества и

часто отождествляется с Кали. См.: Шакти, шактизм.

кали-юга. "Темная эпоха" или "железный век". Кали-юга - последний и самый

мрачный период во временном цикле четырех юг, или космических эпох, через

которые проходит мир. Эпоха, в которой мир живет сейчас. Кали-юга сравнима

с самой темной частью ночи, когда силы неведения полны энергии, а светлые

устремления души, напротив, ослабевают. Кали-юга, начавшаяся около 6 тыс

лет назад, продлится в общей сложности 432 тыс. лет. Это период нарастающей

духовной деградации и упадка устоев дхармы, смешения каст и широкого

распространения атеизма и безнравственности, экологических кризисов и

углубляющегося общего вырождения человечества. В конце кали-юги, по

верованиям вишнуитов и многих других индуистов, явится Вишну в образе

Калки-аватары, чтобы уничтожить демонов, наказать грешников и восстановить

попранную праведность и духовную гармонию. Согласно учению шактистских

(особенно тантрических) школ, в кали-юге особенно актуальным и эффективным

становится поклонение Шакти Дэви в образе Кали, а эффект от поклонения

другим формам и аспектам Бога, напротив, ослабевает. См.: космический цикл,

махапралайя, юга.