Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 105 из 119)

самадхи. "Пребывание внутри своего <Я>, созерцание, союз, целостность,

завершение". Самадхи - это состояние истинной йоги, в котором медитирующий

и объект медитации суть одно. Есть два уровня самадхи. Первый -

савикальпа-самадхи (самадхи с формой или семенем), отождествление или

единство с сущностью объекта. Его высшая форма - реализация первоосновы

чистого сознания, Сатчидананды. Второй уровень называется

нирвикальпа-самадхи (самадхи без формы или семени), отождествление с "Я", в

котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная

Реальность вне времени, Парашива. Последствием этого является полная

трансформация сознания. В классической йоге нирвикальпа-самадхи известно

как асампраджнята-самадхи - самадхи без мышления и познания (праджни).

Савикальпа-самадхи, соответственно, называется сампраджнята-самадхи, или

самадхи с сознанием.

самараса. "Равномерная сущность" или "тот же самый вкус". В сиддха-сиддханте

- термин, обозначающий состояние, достигаемое йогом, когда он сознательно

переживает мир и повседневную жизнь, никогда не забывая при этом, что Бог,

душа и мир - едины. См.: джняна, кайвалья, самадхи, сиддха-сиддханта,

Шива-саюджья.

Самбандар. Ребенок-святой периода возрождения тамильского шиваизма в VII

веке. Составил много гимнов в честь Шивы, переобратил тамильского царя,

принявшего джайнизм, противодействовал вторжению буддизма и возвращал

тамилов к шиваизму. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.

Самореализация. Прямое познание Бога, <Я>, Парашивы. Самореализация

называется на санскрите нирвикальпа-самадхи, "энстазия без формы или

семени", или асампраджнята-самадхи, "высшее духовное достижение". В

эзотерическом смысле это состояние достигается, когда мистическая сила

Кундалини пронизывает сахасрара-чакру в макушке головы. Это

трансцендирование всех уровней человеческого сознания приносит реализацию

"непереживания" Того, что существует за пределами ума, времени, формы и

пространства. Но даже дать имя Парашиве или Его реализации означает дать

имя тому, что невозможно назвать по имени. Фактически, это "переживается"

только опосредованно, как изменение точки зрения, постоянная трансформация

и интуитивное знакомство с Истиной, превосходящей всякое понимание. См.:

Богореализация, Кундалини, Парашива, раджа-йога, самадхи, энстазия.

Самость, также "Я". Одно из совершенств Бога Шивы - Абсолютная Реальность,

Парашива. То, что пребывает в сердцевине каждой души. См.: Параматман,

Парашива.

самоубийство (санскр. пранатьяга, "отказ от жизненной силы"). Намеренное

прекращение своей жизни посредством отравления, утопления, самосжигания и

т. п. Самоубийство в индуистских писаниях всегда осуждалось, поскольку,

являясь бегством от жизни, оно порождает неподобающую карму, с которой

придется встретиться в будущем. Тем не менее в случаях неизлечимой болезни

или тяжелой инвалидности разрешается религиозная добровольная смерть от

голода - прайопавеша. Человек, принимающий такое решение, объявляет о нем

публично, что позволяет общине предпринять должные шаги и отличает этот акт

от самоубийства, выполняемого частным образом, в шоковых эмоциональных

состояниях гнева и отчаяния. Древние законодатели называют следующие

уважительные причины для прайопавеши: 1) неспособность нормально выполнять

телесное очищение; 2) смерть от болезни является неизбежной или состояние

больного такое тяжелое, что жизнь причиняет одни страдания. Прайопавеша

обязательно должна производиться с одобрения общины. Постепенный характер

прайопавеши выгодно отличает ее от внезапного самоубийства, свадехагхаты,

("убийства своего тела"), так как первая позволяет человеку уладить все

конфликты с другими, поразмышлять о своей жизни и приблизиться к Богу, а

тем, кто его любит, - присматривать за его постепенным уходом из

физического мира. В идеальном, очень ритуализированном варианте этой

практики человек начинает с того, что получает ото всех и дает всем

прощение. Затем он дает своему гуру формальный "великий обет смерти"

(махаврата-марана), после чего следует подробное обсуждение всех карм его

жизни и полное и открытое исповедание всех его прегрешений. Затем следует

сосредоточить внимание на писаниях и благородных поучениях гуру. Медитация

на внутреннем бессмертном "Я" становится всепоглощающей по мере того, как

человек постепенно отказывается от пищи. В самом конце, когда душа

освобождается от тела, повторяется священная мантра, предписанная духовным

наставником. См.: смерть, покаяние, реинкарнация, душа, прайопавеша.

сампрадайя. "Традиционное учение". Живой поток религиозно-философской

традиции в индуизме, поддерживаемый устным обучением и инициацией.

Сампрадайя - понятие более широкое, чем парампара (линейная

последовательность гуру, олицетворяющих и несущих в себе сампрадайю).

Каждая сампрадайя часто представлена многими парампарами.

самскара. "Впечатление, активатор; освящение, подготовка". 1) Отпечатки,

оставленные в подсознательном уме опытом этой или предыдущих жизней,

окрашивающие всю жизнь человека, его склонности, реакции, состояния ума и

т. д. 2) Таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в

другую. Эти таинства оставляют глубокие и позитивные впечатления в уме

человека и обеспечивают благословение из внутреннего мира. Многочисленные

самскары подробно расписаны в Грихья-шастрах. Большинство этих ритуалов

сопровождается специальными мантрами из Вед. См.: ум (пять состояний).

самскары рождения (от зачатия до благословения новорожденного ребенка).

Гарбхадхана: "помещение в утробу". Ритуал зачатия, когда осуществляется

физический союз с целью привести к физическому рождению продвинутую душу.

Пумсавана: "мужской ритуал; призывание мужского пола". Ритуал, выполняемый

на третьем месяце беременности и состоящий из молитв о сыне и о

благополучии матери и ребенка. Обычай просить Бога или богов о рождении

сына встречается во всех обществах и связан с тем, что мужчины особенно

нужны для защиты страны, ведения семейного бизнеса и поддержки родителей в

старости, а также с тем, что женщины обычно переживают мужчин и покидают

родную семью, чтобы войти в семью мужа. Симантоннаяна: "разделение волос".

Церемония, которая проводится между четвертым и седьмым месяцами

беременности. Муж расчесывает волосы жены и выражает ей свою любовь и

поддержку. Джатакарма: "ритуал рождения". Отец приветствует и благословляет

новорожденное дитя и дает ему узнать вкус гхи и меда. См.: самскара.

самскары детства (от наречения имени до окончания религиозного обучения).

Намакарана; "имянаречение" и формальное вступление в ту или иную секту

индуизма, происходящее через 11-41 день после рождения. Имя выбирается в

соответствии с рекомендациями астролога, обычно это одно из имен Бога или

Богини. В это время назначаются дэвы-хранители, чтобы присматривать за

ребенком в его жизни. Тот, кто обращается в индуизм в зрелом возрасте,

также проходит через это таинство. Аннапрашана: "кормление". Церемония,

отмечающая первый прием твердой пищи и проводящаяся примерно в

шестимесячном возрасте. (После этого кормление грудью обычно продолжается.)

Карнаведха: "прокалывание ушей". И у мальчиков, и у девочек прокалываются

оба уха и вставляются серьги. Это происходит на первом, третьем или пятом

году жизни. См.: серьги. Чудакарана: "обритие головы". И у мальчиков, и у

девочек обривают голову между 31-м днем и четырьмя годами. Видьярамбха:

формальное начало образования. Ребенок в торжественной обстановке пишет

свою первую букву алфавита на подносе с сырым рисом. Упанаяна: проводится

над мальчиками примерно 12-ти лет и отмечает начало периода брахмачарьи и

изучения писаний и священного закона, обычно под руководством ачарьи или

гуру. Самавартана: формальное окончание религиозного ученичества. См.:

самскара.

самскары взрослой жизни (от вступления во взрослую жизнь до свадьбы).

Ритукала: "должное время". С появлением первых менструаций девушек

благословляют в домашней обстановке. Кешанта: отмечает первое бритье бороды

у юношей, примерно в 16 лет. Эти две церемонии - домашние; молодым людям

напоминают об их брахмачарье, дают новые одежды и ювелирные украшения и

радостно принимают их в сообщество взрослых. Нишчитартха: "установление

цели". Иначе называется вагдана, "обещание". Формальная церемония помолвки,

во время которой молодая пара обещает себя друг другу, обмениваясь кольцами

и другими подарками. Виваха: "свадьба". Торжественная и тщательно

разработанная церемония, выполняемая в присутствии Бога и богов, у огня

хомы. В завершение этой церемонии молодые делают семь шагов на

северо-восток, при этом жених произносит: <Один шаг для силы, два шага -

для жизнестойкости, три шага - для процветания, четыре шага - для счастья,

пять шагов - для скота, шесть шагов - для времен года, семь шагов - для

дружбы. Будь мне преданной!> (Хираньякеши-грихья-сутры, 1.6.21.2). См.:

самскара.

самскары зрелого возраста. Ванапрастха-ашрама-врата: переход за 48-летний

рубеж знаменует вступление в возраст старейшины-наставника и отмечается в

некоторых общинах особой церемонией. Санньяса-ашрама-врата: иногда

ритуально отмечается и переход за 72-летний рубеж и вступление в возраст

отхода от социальных обязанностей; последний ритуал - это не то же самое,

что посвящение в санньясу (санньяса-дикша), а просто возрастная самскара.