Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 96 из 119)

Вед: джайнизм, буддизм, сикхизм, чарвака и др. Их противоположность астика

- это школы, признающие Веды высшим, священным писанием: шиваизм, шактизм,

вишнуизм и смартизм.

Натараджа. "Царь танца". Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый

и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную

Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное

состояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши,

Господа танцоров, - это танец всего космоса, ритмические движения во всем.

Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле.

Символ Натараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в

танце творение неотделимо от творца, подобно тому как вселенная и душа

неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа - это движение и неподвижность

вместе. Неподвижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем

центре. Стремительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися

во всех направлениях, - указание на яростную, свирепую, жестокую силу,

которая наполняет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих

противоположностей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их

обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того,

увлечены ли мы его красотой или его "безумием". Танец и танцор - одно

целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его Воли. Таким

образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.

Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих

комбинаций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их

соответствия в символике Натараджи таковы: 1) сришти: творение или

эманация, символизируется Его верхней правой рукой, извлекающей из

барабанчика-дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и

циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой

рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает "не бойся"; 3)

самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в

Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра ("полумесяц"); 4)

тиробхава: милость сокрытия, энергия, которая прячет истину и дает тем

самым возможность опыта, роста и конечного осуществления судьбы и которая

представлена Его правой ногой, попирающей простертую фигуру (Апасмарапурушу

или Муялаку), символизирующую неведение, или анаву; 5) ануграха: милость

откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная

поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре

(приглашающем "жесте слоновьего хобота"). Эти пять космических действий

иногда символически персонифицируются соответственно как Брахма, Вишну,

Рудра, Махешвара и Садашива или же как Садйоджата (творение), Вамадэва

(сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (сокрытие) и Ишана (дарование

милости). Кольцо огня (прабхамандала), в котором Шива танцует, - это дворец

сознания (читсабха); иными словами, наполненное светом сердце человека,

центральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной

существование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для

большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и

распознают Парашиву, Предельную Реальность, во дворце своего внутреннего

бытия. Воистину, все мы танцуем вместе с Шивой. См.: нада, Парамешвара,

Парашакти, Парашива, Садашива.

натха. "Учитель, господин; адепт". Древняя гималайская традиция шиваитского

йогического мистицизма, первым историческим представителем которой является

Нандикешвара (ок. 250 г. до н. э.). Слово натха, самореализованный адепт,

относится к удивительным мастерам-аскетам из этой школы. Посредством

практики сиддха-йоги они достигли невероятного могущества, сиддхи, и иногда

поэтому называются сиддха-йогами. Как все тантрики, натхи отказывались

признавать кастовые различия в духовных вопросах. Натхами также называют и

простых последователей традиции Натха, даже если они еще не достигли

реализации. Натха считается источником как хатха-, так и раджа- йоги. См.:

Кайласа-парампара, сиддха-йога, Натха-сампрадайя.

натха-матха. "Монастырь адептов". Как имя собственное - синоним

сиддха-сиддханты. См.: сиддха-сиддханта.

Натха-сампрадайя. Сампрадайя означает живой поток традиции. Натха-сампрадайя

- это философская и йогическая традиция шиваизма, происхождение которой

неизвестно. Эта старейшая шиваитская сампрадайя из существующих сегодня

состоит из двух главных потоков: Нандинатха и Адинатха. Представителями

Нандинатха-сампрадайи были Махарши Нандинатха (Нандикешвара, Тирунанди) и

его ученики: Патанджали (автор Йога-сутр) и Тирумулар (автор Тирумантирам).

В новое время ее представляют сиддхи Кайласа-парампары. Известными

представителями линии Адинатха являются Махарши Адинатха, Матсьендранатха и

Горакшанатха, который основал знаменитый орден йогов.

Натчинтанай. Сборник песен мудреца Йогасвами (1872-1964), в которых подробно

объясняются энергия садгуру, поклонение Богу Шиве, путь дхармы и достижение

Самореализации. См.: Кайласа-парампара.

наянар (тамил.). "Учитель". 63 канонизированных тамильских святых из южной

Индии, перечисленных в книге Секкилара Перийя-пуранам (ок. 1140 г.). Кроме

нескольких, все они были домохозяевами, признанными выдающимися преданными

Господа Шивы. Некоторые из них сделали вклад в свод писаний шайвасиддханты

под названием Тирумурай. См.: нальвар, Тирумурай.

недвойственость (недуализм). См.: веданта, двайта-адвайта, монистический

теизм.

ненасилие. См.: ахимса.

Нео-индийскаярелигия (санскр. навабхарата-дхарма). Современная форма

либерального индуизма, которая отстаивает основные культурные ценности

индуизма, такие, как одежда, диета и искусство, позволяя религиозным

ценностям понемногу угасать. Возникла после Британского Правления, когда

Индия объявила себя независимым и секулярным государством. Культивировалась

в системе образования, внедренной в Индии британцами, которая агрессивно

подрывала индуистскую мысль и веру. Неоиндийская религия поощряет индусов

следовать самым разным комбинациям теологии, писаний, садхан и

богослужений, независимо от их религиозного происхождения. Выходя за

пределы смартистской системы поклонения богам всех главных сект индуизма,

неоиндийская религия почитает священные образы всех религий, в том числе

Иисуса, Деву Марию и Будду. Многие навабхарати (неоиндуисты) не хотят

называться индуистами, но провозглашают себя последователями всех религий

мира. См.: смартизм, универсализм.

Непал. Древняя страна, расположенная между Индией и Тибетом. Площадь 50000

кв. миль, население 14 млн. чел. Здесь родились Будда и Матсьендранатха и

расположен знаменитый храм Шивы Пашупатинатха. Индуизм является

государственой религией.

нети нети. "Не это, не то". Формула из Упанишад, через отрицание

определяющая неопределимую и непостижимую природу Абсолюта. Это

утверждение, которое медитирующий йог применяет к каждой мысли и фазе ума,

проникая во все более глубокие сферы в своем поиске истины. В конце концов

он трансцендирует все, о чем можно сказать "это" или "то", и осознает То,

что находится за пределами ума. См.: Кундалини, самадхи, раджа-йога.

нечеловеческое рождение. Рождение души в нечеловеческих формах жизни,

упоминаемое во многих писаниях. Например, в известном гимне святого

Маниккавасагара (Тирувасагам 8.14) говорится: <Я становился травами и

цветами, червем и деревом. Я становился камнем и человеком, бесами и

небесными существами. Я становился могучими демонами, безмолвными мудрецами

и богами. Приняв все формы жизни, подвижные и неподвижные, родившись во

всем, я устал от рождений, о мой Великий Господь>. В Упанишадах также

описывается путь души после смерти как принятие более высокого или более

низкого рождения в соответствии с ее заслугами или провинностями в

последней жизни (Кауш.-у. 1.2, Чханд.-у. 5.3-5.10, Брихад.-у. 6.2). Иногда

эти утверждения понимаются неправильно, в том смысле, что каждая душа

должна постепенно, последовательно воплотиться во всех формах жизни,

начиная с самых низких и заканчивая самыми высокими, вплоть до

человеческого рождения. На самом же деле Упанишады объясняют, что после

смерти душа, достигнув внутренних миров, пожинает плоды своих деяний,

испытывается и затем получает соответствующее новое воплощение -

человеческое или нечеловеческое - по своим заслугам. Души, которым

уготована человеческая эволюция, являются человеческими с момента их

сотворения в Шивалоке. Им дается внешнее проявление в антарлоке и бхурлоке,

на Земле и других подобных планетах, по мере развития соответствующих

оболочек (коша). Однако не все души - человеческие. Есть множество видов

душ, например, элементалы и различные боги, которые эволюционируют к Богу

по путям, отличным от человеческих. Часто вышеупомянутые положения писаний

смешивают с теорией биологической эволюции, разработанной Чарльзом Дарвином

(1809-1882), согласно которой растительные и животные виды развиваются, или

эволюционируют, от более простых форм к более сложным благодаря

наследственной передаче мутаций, улучшающих приспособляемость организма к

условиям среды и повышающих его шансы выжить. Эта теория сейчас стала

общепринятой в биологии. Современные ученые, таким образом, считают, что

человеческая форма есть продукт развития более примитивных млекопитающих, в

частности приматов (обезьян). Теория Дарвина имеет определенное