Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 108 из 119)

символ веры (англ, creed, санскр. шраддхадхарана). Авторитетная сжатая

формулировка верований данной религии. Исторически символы веры появлялись,

когда надо было сохранить доктринальную чистоту при внедрении религий в

иностранные культуры. Так, христианский символ веры был составлен и

утвержден в четвертом веке, когда христианство распространилось по всей

Римской империи и появилось много ересей, т. е. учений, отрицающих или

искажающих те или иные принципиальные догматы веры. Мусульманские богословы

с восьмого века создали целый ряд кратких изложений исламской догматики

(акид).

синкретизм. Сочетание различных верований и практик, часто в какой-то

степени противоположных, образующее единую систему мировоззрения, обычно

страдающую непоследовательностью.

Сканда. "Ртуть; прыгающий; нападающий". Одно из древнейших имен Господа

Карттикейи как прекрасного воина. См.: Карттикейя.

Сканда-шаштхи. Шестидневный праздник в октябре-ноябре в честь победы Сканды

(Карттикейи) над силами тьмы.

слой (оболочка) (санскр. коша). Так называются телесные покровы души (тела)

разной степени плотности. См.: душа, коша, тонкое тело.

смарта. "Имеющий отношение к смрити". Последователь смартизма. См.: смрити,

смартизм.

смарта-сампрадайя. См.: смартизм.

смартизм. "Школа, основанная на вторичных писаниях, смрити". Наиболее

либеральная из четырех основных деноминаций индуизма. Древняя ведическая,

брахманическая традиция, которая, начиная с 9-го века, подвергается мощному

влиянию адвайта-ведантистского учения религиозного реформиста Ади Шанкары

(Шанкарачарьи). Смарты полагаются в основном на литературу смрити, особенно

Итихасы (Рамаяну и Махабхарату с Бхагавад-гитой), Пураны и Дхарма-шастры.

Эти книги считаются дополняющими и помогающими лучше понять Веды. Смарты,

вслед за Шанкарой, считают, что все боги - всего лишь различные изображения

Сагуна-Брахмана. Поэтому они открыто эклектичны, почитают всех богов и не

одобряют сектантства. Смартистская система богослужения, называемая

паньчаятана-пуджа, направлена на поклонение главным божествам каждой из

основных индуистских сект древности: Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Шакти.

Чтобы охватить и шестую важную линию, Шанкара рекомендовал добавить к ним

еще одно божество, Кумару. Отсюда титул Шанкарачарьи Шанмата-стхапаначарья,

"основатель шестеричной системы". Верующий обычно выбирает одно божество из

шести как личное, предпочитаемое Божество (ишта-дэвату). Духовным

авторитетом для смартов обладают региональные монастыри, основанные

Шанкарой по всей Индии, и их первосвященники. Эти монастыри являются

резиденциями десяти орденов монахов-аскетов, которые распространяют учение

адвайта-веданты. В смартизме различаются три религиозных подхода:

ритуалистический, бхактический и философский. См.: дашанами,

шанкарачарья-питх, Шанкара.

смерть. Смерть - сложное понятие, для которого в санскрите есть много слов,

как-то: махапрастхана ("великий уход"), самадхимарана (сознательное

умирание в состоянии медитации), махасамадхи ("великое слияние или

поглощение"); все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты

знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает

существовать в тонком теле (сукшма-шарире) с теми же желаниями,

устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в

физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире,

антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и ее посещают земные

знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку они знают, что

это - одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным

духовным потенциалом. К другим терминам, обозначающим смерть, относятся:

паньчатвам (смерть как растворение пяти элементов), мритью (естественная

смерть), прайопавеша (добровольная смерть в результате голодания), марана

(неестественная смерть, например убийств о).

смрити. "Запомненное; традиция". Небогооткровенные, вторичные, но глубоко

почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта человека.

Смрити занимается чисто светскими проблемами - наукой, законами, историей,

хозяйством и т. д. - и духовными материями, от каждодневных правил и

запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться: 1)

к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть

или более Веданг, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также

основополагающие сутры шести древних философий, называемых шад-даршана

(санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта); 2) в широком смысле -

к любому тексту, не являющемуся шрути (откровенным писанием), который

почитается в конкретной секте. Из огромного корпуса священной литературы,

шастр, каждая секта или школа отдает предпочтение особым текстам как

вторичному писанию, например вишнуизм и смартизм - Рамаяне, а

шайва-сиддханта - книге Тирумурай. Таким образом, выбор смрити широко

варьирует у разных сект и линий передачи традиции. См.: Махабхарата,

Рамаяна, Тирумурай.

сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2)

Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует

множество различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной

материи, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих

существ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения,

ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание,

Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и

универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения,

например вьяшти-чайтанья ("индивидуальное сознание"), буддхи-читта

("интеллектуальное сознание"), Шивачайтанья ("Божественное Сознание" или

"Сознание Шивы"). В писаниях обсуждаются пять классических "состояний"

сознания: 1) бодрствование (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное

сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4)

запредельное сверхсознательное состояние (турия, "четвертое") и 5)

предельно трансцендентное состояние, называемое туриятита ("за четвертым").

См.: ум (все статьи).

сознание Шивы (санскр. Шивачайтанья). Широкий термин для обозначения

осознавания Шивы самыми различными способами, например пятью способами

следующей медитации. Жизненное дыхание: прана. Переживайте вдох и выдох как

волю Шивы в вашем теле. Настройтесь на всегда присутствующий пульс

вселенной, помня, что ничто не движется без Его воли. Всепроникающая

энергия: Шакти. Станьте свидетелем потока жизни в вашем теле. Осознайте,

что это - одна и та же универсальная энергия в каждом живом существе.

Попробуйте видеть энергию жизни в глазах другого. Проявленная священная

форма: даршана. Удерживайте в уме священную форму, такую, как Натараджа,

Шивалинга или ваш садгуру - который есть Садашива, - и не думайте ни о чем

другом. Увидьте все формы как формы нашего Бога Шивы. Внутренний свет:

джйоти. Наблюдайте свет, который просветляет ваши мысли. Сосредоточьтесь

только на этом свете - так, как вы могли бы сосредоточиться на свечении

экрана телевизора, а не на его сменяющихся картинках. Священный звук: нада.

Слушайте постоянное высокое "иии" звучащее в вашей голове. Этот звук

напоминает шум электрического трансформатора, далекий рокот сотен барабанов

или жужжание пчел. Все это - Шивачайтанья-паньчатантра, пять простых

переживаний, которые вводят Божественное в пределы досягаемости каждого

индивидуума. Шивачайтанья, конечно, означает и более глубокие состояния

медитации и созерцания. См.: джняна, ум (пять состояний), Шивасаюджья.

Сомананда (ок. 850-900). Ученик Васугупты и автор Шивадришти - очень

авторитетного объяснения и апологии кашмирской шиваитской философии. См.:

кашмирский шиваизм.

Соманатха, храм. Древний центр пашупата-шиваизма, расположенный на

территории современного штата Гуджарат и упоминаемый в Махабхарате. Первый

известный нам по хроникам храм был построен там еще до 100 г. н. э. В 1026

г. тогдашний сказочно богатый храм был разграблен мусульманскими

завоевателями, Шивалингам разбит, а 50000 брахманов убиты. Храм

перестраивался несколько раз и наконец был разрушен могольским императором

Аурангзебом (ок. 1700 г.). В 1947 г. Сардар Патель, тогдашний

премьер-министр Индии, начал работы по его реконструкции.

Спанда-карика. Комментарий из 52 стихов Васугупты к Шива-сутрам. Также

называется Спанда-сутры.

спхатика Шивалинга. "Кристалл-знак Бога". Шивалинга в форме кристалла

кварца. См.: Санмарга Святилище, Шивалинга, сваямбху-линга.

сришти. "Сотворение". См.: Натараджа.

стри-дхарма. "Поведение женщины". См.: дхарма.

стхапати. От стха, "строение или место", и пати, "господин или отец".

Мастер-архитектор, специалист по агамическим храмам. Стхапати должен хорошо

знать Шильпа-шастры, иметь опыт во всех аспектах сооружения храмов, быть

благочестивым, иметь мистический опыт, быть хорошим администратором,

поскольку под его руководством работает коллектив строителей-шильпи -

резчиков по камню, скульпторов, плотников и т. п. См.: Шильпа-шастры,

Стхапатьяведа.

Стхапатьяведа. "Наука архитектуры". Класс текстов по архитектуре, который

иногда относят к Упаведам. Важнейшие работы - Манасара, Васту-шастры и

архитектурная Шильпа-шастра. См.: Упаведа.

стхити. "Сохранение". См.: Натараджа.

стхула-шарира. "Грубое или физическое тело". См.: коша, тонкое тело.