Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 14 из 119)

соответствии с традиционным этическим поведением и культурой, очищающими

внешнюю природу. Это стадия преодоления врожденных инстинктивных

стереотипов. Аум.

БХАШЬЯ

Чарья, что дословно означает <поведение>, есть первая стадия религиозности и

основание для следующих трех стадий. Она также называется даса-марга, что

означает <путь служения>; на этом пути душа связана с Богом как слуга с

господином. Дисциплина чарьи включает смиренное служение, посещение храма,

выполнение своих обязанностей перед общиной и семьей, почитание святых

людей, почтение к старшим, искупление грехов и выполнение десяти

классических ограничений, называемых яма. В сильном обществе чарьи

выполняются, хочет этого человек или нет. Юные и мятежные души часто

протестуют и сопротивляются, тогда как зрелые души выполняют эти

обязанности вполне естественно. Правильное поведение и самоотверженное

служение естественны в течение всей жизни человека. Ключевым моментом

чарьи, или карма-йоги, является сева - религиозное служение, осуществляемое

без малейшей мысли о вознаграждении, имеющее огромное значение для

смягчения эго и вызывающее внутреннее поклонение души. <Тирумантирам>

объясняет: <Простые обязанности в храме, зажигание светильников, собирание

цветов, старательное натирание полов, подметание, пение хвалы Господу,

звонки в колокольчик и церемониальное поднесение воды - все это составляет

даса-маргу>. Аум Намах Шивайя.

Какова природа крия-пады?

ШЛОКА 38

Крия есть радостное и регулярное поклонение, как внутреннее, так и внешнее,

как в доме, так и в храме. Оно включает пуджу, джапу, покаяние и изучение

писаний, благодаря чему наше понимание и любовь к Богу и богам углубляются.

Аум.

БХАШЬЯ

Индуизм требует глубокого поклонения путем бхакти-йоги в крия-паде,

смягчающего интеллект и проявляющего любовь. В крие, второй стадии

религиозности, наша садхана, которая была в основном внешней по отношению к

чарье, теперь становится и внутренней. Крия, что буквально значит

<ритуальное действие>, есть подталкивание души к осознанию божественного, к

преодолению упрямства инстинктивно-интеллектуального сознания. Теперь мы

смотрим на образ Божества не как на фигуру, изваянную из камня, а как на

живое воплощение Бога. Мы выполняем ритуал и пуджу не потому, что должны,

но потому, что мы этого хотим. Нас тянет в храм для удовлетворения нашего

естественного чувства, мы поем искренне. Мы впитываем в себя и осознаем

мудрость Вед и Агам. Мы совершаем паломничества и причащаемся. Мы послушно

практикуем десять классических правил поведения, называемых нияма. Наша

связь с Богом в крийе подобна связи сына с родителями, и эта стадия

называется сатпутра-марга. <Тирумантирам> разъясняет: <Пуджа, чтение

писаний, пение гимнов, выполнение джапы и органичный аскетизм, правдивость,

сдерживание зависти и предложение пищи - эти и другие очищающие действия

составляют безупречную сатпутра-маргу>. Аум Намах Шивайя.

Какова природа йога-пады?

ШЛОКА 39

Йога есть внутреннее поклонение, ведущее к союзу с Богом. Это регулярная

практика медитации, отрешенность и аскетизм под руководством садгуру,

милостью которого мы достигаем реализации Парашивы. Аум.

БХАШЬЯ

Йога, <союз>, - это процесс соединения с Богом внутри себя, стадия, которую

достигают через совершенствование чарьи и крии. Поскольку Бог теперь

подобен другу для нас, йогу называют сакха-маргой. Эта система внутреннего

раскрытия начинается с асан - спокойного сидения в йогической позе и с

пранаямы - контроля дыхания. Пратьяхара, или обуздание чувств, ведет

сознание к дхаране - концентрации, затем к дхьяне - медитации. В течение

ряда лет, при идеальных условиях, огонь Кундалини нашего сознания

поднимается к высоким чакрам, сжигая остатки невежества и прошлых карм.

Дхьяна в конце концов ведет к обращению вовнутрь: сначала к

савикальпа-самадхи - опыту созерцания Саччидананды и, наконец, к

нирвикальпа-самадхи - к Парашиве. Воистину требуется живой садгуру в

качестве стойкого руководителя для того, чтобы пройти этот путь. Когда йога

практикуется человеком, преуспевшим в крие, боги принимают йога в свою

среду благодаря его проснувшейся огненной Кундалини. Веды предписывают:

<Серьезным усилием сдерживай свои чувства. Контролируй дыхание, регулируй

жизнедеятельность. Подобно вознице, сдерживающему лошадей, упорный ученик

сдерживает свой ум>. Аум Намах Шивайя.

Какова природа джняна-пады?

ШЛОКА 40

Джняна - это божественная мудрость, изливающаяся из просветленного существа,

зрелой души, пребывающей в Шиве, благословенная реализация Бога у человека,

отрабатывающего земную карму. Джняна есть плод тапаса йоги. Аум Намах

Шивайя.

БХАШЬЯ

Инстинктивное сознание в молодой душе твердо и завязано в тугой узел.

Интеллектуальное сознание в подрастающей душе сложно, и она видит

физический мир единственной реальностью. Сознание, близкое к сверхсознанию,

в мистически настроенной душе, хорошо усовершенствованной в крие, стремится

к реализации двух совершенств Шивы - Саччидананды и Парашивы. Через йогу

человек достигает сверхсознательного состояния, чувствуя блаженство,

всезнание и совершенную тишину. Когда интеллект йога отключен, он воспаряет

в Парашиву и приходит к джняне. Каждый раз когда он оказывается в этом

непередаваемом состоянии нирвикальпа-самадхи, он возвращается к сознанию,

обладая все большими знаниями. Он освобожден, он - дживанмукта, средоточие

кайвальи - совершенной свободы, далеко видящий, полный света, полный любви.

Человек не становится джняни лишь в результате чтения и понимания

философии. Состояние джняны находится в сфере интуиции, за пределами

интеллекта. Веды говорят: <Реализовав себя, риши, совершенные души,

удовлетворенные своим знанием, свободные от страстей, спокойные, те мудрые

создания, которые достигли всеприсутствия со всех сторон, соединяются с

Единым>. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят об освобождении

Подобно огню домашнего очага, посвященные ищут славу Господа даже вдалеке и

запечатлевают ее в своем сердце ради просветления. Слава нашего Господа

великолепна, сияющая и достойная почитания в каждом сердце.

Ригведа

Для обладающих великой душой наиболее надежный путь к освобождению состоит в

убеждении, что <Я есмь Брахман>. То, что ведет к порабощению, с одной

стороны, и к освобождению, с другой, - это чувство самости, с одной

стороны, и отсутствие чувства самости, с другой.

Яджурведа

Когда сети склонностей (плохих или хороших) исчезают без остатка, когда

накопленные дела, как благие, так и дурные, совершенно разрушаются до

основания, как в прошлом, так и в будущем, благодаря снятию всех преград

возникает непосредственное и прямое представление о Брахмане как о плоде

амалака на ладони руки, и тогда тот, кто познал Брахман, становится

освобожденным при жизни.

Яджурведа

Он остается отстраненным, но не отстраненным, в теле, но не в теле; его

внутренняя сущность становится всепроникающей. Очистив свое сердце и

завершив свое совершенное размышление, йог видит: Я есмь Все, Высшее

Блаженство.

Яджурведа

Когда йог соединяет свое дыхание с АУМ или соединяется со Всем

многообразными способами, это называется йогой. Это единство дыхания, ума и

чувств, отречение от всего существующего и называется йогой.

Яджурведа

Когда исчезает знание пяти чувств вместе с умом и интеллект замирает, - это,

как говорят, есть высший путь.

Яджурведа

Следует знать, что усилия Логической реализации проходятся йогами в восемь

этапов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Супрабхеда-агама

Лишь тот учен, лишь тот счастлив и успешен, чей ум более не является

неустойчивым, подобно воздуху, но твердым. Это путь к освобождению, это

высшая добродетель, это мудрость, это сила и это достоинства тех, кто ищет.

Дэвикалоттара-агама

Никто не достигнет мокши своими средствами; такое достижение возможно лишь

благодаря милости Шивы, Того, кто разгоняет зло.

Паушкара-агама

Для того чтобы видеть Его, обожать Его, медитировать на него, дотрагиваться

до Него, петь о Нем, держать Его святые стопы на своей смиренной голове,

те, оказывают почтение гуру различными способами, они воистину идут по пути

сан-марги, который ведет к освобождению.

Тирумантирам

Самоконтроль ставит человека вровень с богами, а отсутствие его ввергает

человека в глубокий мрак.

Тирукурал

Единая Сущность - блаженная, целостная и всепронизывающая - существует одна

и ничего больше. Тот, кто постоянно осознает это, свободен от смерти и от

печали сансары.

Шива-самхита

Слушайте мой рассказ о пути к освобождению: истина, терпение, спокойствие и

самодисциплина, различение между вечным и преходящим, преданность смиренным

слугам Господа, вставание рано утром и омовение перед восходом солнца,

повторение предписанным способом великой Пятислоговой мантры, почитание

стоп гуру, нанесение священного пепла, принятие пищи только тогда, когда

голоден, с сердцем, полным благодарности.

Натчинтанай

ШИВАМАЙЯ УПАНИШАД

МИР

ТРИЛОКА МАНДАЛА

Три мира

Падма - это цветок лотоса, Nelumbo nucifera, совершенство красоты, связанное

с божествами и с чакрами, особенно с тысячелепестковой сахасрарой.

Укорененный в грязи цветок лотоса - это обещание чистоты и раскрытия. Аум.

Откуда появилась вселенная?

ШЛОКА 41

Всевышний Бог Шива создал мир и все сущее в нем. Он создает и поддерживает

каждый момент, каждый атом видимой физической и невидимой духовной