Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 97 из 119)

рациональное зерно, но она неполна, так как основывается на

материалистическом понимании реальности, не учитывающем существования души.

В то время как упанишадическая эволюционная концепция говорит о развитии

души и ее прохождении по цепи реинкарнации, теория Дарвина

сосредоточивается на эволюции биологического организма, вне всякой связи с

душой или индивидуальным существом. См.: душа, коша, реинкарнация, эволюция

души.

ниманди. Вишнуитская секта, основанная Нимбаркой. См.: вишнуизм, Нимбарка.

Нимбарка (ок. 1130-1200). Мистик, философ, основатель вишнуитской секты

Ниманди и ведантистской философии двайта-адвайты, дуального недуализма.

Провозглашал милость гуру единственным истинным средством спасения. Первым

ввел поклонение Кришне вместе с Его спутницей Радхой (хотя современые

последователи его секты почитают Самого Вишну в форме Хамса-аватары). См.:

веданта.

нирвани и упадеши. Нирвани означает "погасший", а упадеши - "учитель". В

целом, слово нирвани относится к освобожденной душе или к определенному

классу монахов. Слово упадеши относится к учителю, обычно отшельнику. В

Танце с Шивой эти два термина имеют особое значение, сходное со значением

буддийских терминов архат и бодхисаттва. Это две формы земного

существования освобожденных, достигших душ. После полного просветления

дживанмукта имеет возможность вернуться в мир, чтобы помогать другим

становиться на Путь. Это - жизнь упадеши (и бодхисаттвы), примером которого

является милостивый садгуру, ведущий ищущих к Богореализации. Он может

основывать и направлять различные учреждения и монашеские ордены. Нирвани

же (как и архат) пребывает на вершинах сознания, разорвав все мирские

связи. Примером нирвани является безмолвный аскет, мудрец-отшельник. См.:

садгуру.

нирвикальпа-самадхи. "Энстазия (самадхи) без формы или семени". Реализация

"Я", Парашивы, состояние единства по ту сторону всех перемен и различий,

времени, формы и пространства. Ви означает "изменяться", кальпа - "порядок,

устройство; период времени". Таким образом, викальпа означает

"разнообразие, различие в восприятии". Нир означает "без". См.: кальпа,

раджа-йога, самадхи, энстазия.

Нирукта-веданга. Вспомогательные ведические тексты, в которых обсуждается

происхождение и развитие слов (от нирукта, "этимология"). Входит в четыре

лингвистических искусства, необходимых для понимания Вед и ритуалов-яджнь.

Нирукта полагается на древние словари, нигханту, а также на подробные

индексы гимнов, анукрамани. Пять нигханту существовали во времена Яски (ок.

320 г. до н. э.), чей трактат считается стандартом по ведической

этимологии. См.: Веданга.

Нитьянанда (?-1961). Мудрец-отшельник, известный как Бхагаван,

"возвышенный", живший необыкновенно мистической жизнью близ Бомбея и

инициировавший ряд учеников, в том числе Свами Муктананду.

нияма. "Ограничения". См.: яма-нияма.

нияти. "Необходимость, ограничение; установленный порядок вещей, судьба".

Синоним кармы, восьмая таттва. Часть одной из пяти "оболочек" души (паньча

каньчука), а именно виджнянамайя-коши. См.: карма, таттва.

Новый Год. Большинство индийских индуистов празднует Новый Год по

традиционным, доколониальным календарям, которых существует несколько.

Поэтому в разных штатах Индии разные дни являются новогодними. Основными

являются Дипавали (октябрь-ноябрь) в северной Индии и начало месяца меша

(Овен) в апреле в Тамилнаде, Бенгалии и Непале.

Нью-Эйдж (англ. New Age). Культурное движение, популярное в 80-х и 90-х гг.

и характеризующееся повышенным интересом к вопросам духовности, сознания,

реинкарнации, астрологии, вегетарианства, медитации и холистической

медицины.

ньяя. См.: шад-даршана.

О

обращение в индуизм. Принятие индуизма всегда требовало не меньшего, чем

принятия всех верований и следования всем законам индуистов. Это было и

остается основным содержанием обращения в индуизм, хотя есть и всегда были

определенные формальные церемонии, отмечающие вхождение индивидуума в эту

религию, в частности намакарана, или ритуал имянаречения. Самым очевидным

признаком полной искренности принятия индуизма является отказ от прошлого

имени и принятие индуистского имени, обычно имени какого-либо бога или

богини, с последующей заменой имени в паспорте, удостоверениях,

водительских правах и других документах. Новое имя употребляется всегда и

во всех ситуациях, в том числе в семье и среди друзей. Это и есть принятие

индуизма. Это и есть обращение. Это и есть то доказательство искренности

намерений вступающего во всемирную конгрегацию древнейшей религии -

доказательство, наиболее уважаемое теми, кто в этой религии родился. Во

многих храмах в Индии и других странах просят предъявить паспорт или другое

удостоверение личности, прежде чем допустить неиндийского по происхождению

верующего к чему-то большему, чем просто посещение службы. Для принятия

индуизма требуется лишь ваше собственное осознанное намерение. Вера

является ключевым моментом религиозных убеждений, и у разных религий мира -

очень разные верования. То, во что мы верим, формирует наше мировоззрение,

нашу жизнь и судьбу. Выбрать свою веру - значит выбрать свою религию. Те,

кто чувствуют себя как дома среди верований индуизма, уже являются в

какой-то степени индуистами. Однако формальное принятие новой религии - шаг

серьезный и для тех, кто принадлежал раньше к другой религии, зачастую

болезненный. Принятие в индуисты людей из неиндуистского мира имело место

на протяжении тысячелетий. Свами Вивекананда говорил: <Инородцы в прошлом

обращались [в индуизм] целыми толпами, и этот процесс не прекращается даже

по сей день>. Д-р С. Радхакришнан подтверждает слова Свами в своей

знаменитой книге <Индуистский взгляд на жизнь>: <В каком-то смысле индуизм

можно считать первым примером всемирной или миссионерской религии. Но его

миссионерский дух не имеет ничего общего с символами веры для прозелитов.

Индуизм не считал своей миссией привести все человечество к единой точке

зрения. Ибо в счет идет поведение, а не вера. Поклоняющиеся различным богам

и последователи различных ритуалов принимались в индуистские ряды. Древняя

практика вратьястомы, подробно описанная в Тандья-брахмане, свидетельствует

о том, что не только индивидуумы, но целые племена принимались в индуизм.

Многие современные секты также принимают людей со стороны>. См.: индуизм,

индуист.

объединенная семья (санскр. кутумба или кула). Индуистская социальная

единица, состоящая из нескольких поколений родственников, живущих вместе -

под одной крышей или по соседству. Традиционно объединенные семьи жили в

одном большом доме, но в наше время члены такой семьи могут размещаться в

нескольких отдельных домах на одной общей территории. В объединенную семью

входят отец, мать, их сыновья, внуки и правнуки со своими женами, а также

дочери, внучки и правнучки, которые еще не вышли замуж. Таким образом,

часто в семье имеется несколько супружеских пар с детьми. Главой

объединенной семьи, называемый кутумба-мукхья (а также мукхья или картри),

является отец, которому помогает мать, а в отсутствие отца его замещает

старший сын, которого наставляет его мать и поддерживает жена. Старшего

сына отец с детства готовит к его особой роли будущего главы семьи. В

случае смерти отца священный закон разрешает раздел семейного имущества

между сыновьями. Раздел может также быть необходим в том случае, если

сыновья избирают разные профессии и живут в разных городах и не могут

собраться под одной крышей или когда семья становится слишком большой и

неуправляемой. В качестве главных характеристик объединенной семьи можно

назвать то, что ее члены: 1) совместно живут, 2) совместно питаются, 3)

ведут совместное хозяйство и, в идеале, 4) принадлежат к одной и той же

религии, секте, сампрадайе. Каждая отдельная семья, состоящая из мужа, жены

и их детей, находится под руководством главы объединенной семьи. Все вместе

самоотверженно трудятся для достижения общей цели. Каждая объединенная

семья является ячейкой структуры более высокого уровня - "расширенной

семьи" (брихат-кутумбы или махакутумбы). См.: расширенная семья,

грихастха-дхарма.

объективный. Объективное мышление или восприятие - видящее объект таким,

каким он в действительности является, не искаженное личной точкой зрения

(как в случае субъективного мышления). См.: субъективный.

ограниченный недуализм. См.: вишишта-адвайта.

одический. Магнетический, относящийся к сознанию в ашуддха-майе, сфере

физического и низшего астрального планов. Одическая сила в своем утонченном

состоянии - это пракрити, первичная грубая энергия природы, проявляющаяся в

трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. Это сила притяжения и отталкивания

между людьми, между людьми и их вещами, и она проявляется как сила мужская

(активная) и женская (пассивная), которые в человеке присутствуют как токи

пингала и ида. Эти два тока (нади) направлены вдоль позвоночника в тонком

теле человека. Одическая сила - это магнетическая, притягивающая,

связывающая субстанция, которую люди стараются вырабатывать, когда хотят

связывать себя друг с другом, например в деловом партнерстве, браке, дружбе

и отношениях "гуру-шишья" (учитель-ученик). Одическая энергия является

комбинированной эманацией пранамайя- и аннамайя-кош. Само слово одический

является производным от существительного од, определяемого Оксфордским

словарем английского языка как "гипотетическая сила, которая, как считал