Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 74 из 119)

Тируппан и Тирумангай и др. Термин альвар не следует смешивать со словом

нальвар, обозначающим группу из четырех шиваитских святых того же времени.

См.: нальвар, наянар.

Амардака. Орден шиваитских санньясинов, основанный Амардакой Тиртханатхой в

Андхра-Прадеш (ок. 775 г.).

Амардака Тиртханатха. См.: Амардака.

Амбика. "Мать". Милостивая форма Богини, одно из центральных божеств религии

шактов наряду с Дургой, Кали и Парвати. См.: Шакти.

Амман. "Мать". Обычно так называют Мариямман, "богиню оспы", защитницу от

эпидемий и прочих волнений. Это очень популярная грамадэвата ("деревенское

божество", божество данной местности). Существует много храмов Мариямман в

Малайзии, на Маврикии и в сельских районах южной Индии. В тамильской

традиции "Амман" часто прибавляется к именам различных богинь, например

Кали Амман. Одним из отличительных признаков храмов грамадэват является то,

что они не обслуживаются священниками-брахманами. См.: Шакти, шактизм.

амрита. "Бессмертие". Нектар божественного блаженства, который стекает из

сахасрара-чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации. От

этого слова, по-видимому, происходит греческое amrotos, амброзия - пища или

напиток богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие - легендарный

эликсир, называемый сома, один из центральных элементов в ведических

ритуалах, в которых он почитается как божество.

амритатма(н). "Бессмертная душа". См.: атман, джива, пуруша, душа.

анава-мала. "Нечистота малости; ограничивающий принцип". Индивидуализирующая

завеса двойственности, которая обволакивает душу. Источник конечности и

невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно

ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как

майя-авидья - в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает

непонимание природы Бога, души и мира, чувство отделенности от Бога и от

вселенной. Анава заслоняет естественную мудрость, свет, единство и смирение

души и позволяет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Она

присуща созревающей душе, как кожура - семени. Когда анава созревает,

приходит ануграха, "милость", и анава отпадает. Анава - коренная мала и

последние узы, которые требуется разорвать. См.: эволюция души, душа, мала.

анавопайя (анава-упайя). "Путь индивидуума". От слов ану (индивидуальное

живое существо) и упайя (метод). Важный термин философии кашмирского

шиваизма, обозначающий все формы ритуальной, йогической и медитативной

практики, в которых основную активную роль играют постоянно предпринимаемые

усилия самого индивидуума. В целом, анавопайя- это самый низший тип

садханы. См.: упайя.

ананда. "Блаженство". Чистая радость, духовный экстаз божественного сознания

или духовное переживание. В высшем смысле ананда представлена в знаменитом

ведическом описании Бога: Сат-чит-ананда (Саччидананда),

Бытие-Сознание-Блаженство - высший, божественный или сверхсознательный

разум всех душ. См.: Саччидананда.

анандамайя-коша. "Тело блаженства". Тело души, погруженное в Шиву. См.:

душа, коша.

ананда-тандава. "Неистовый танец блаженства". См.: Натараджа, тандава.

анахата-чакра. "Беззвучный центр". Сердечный центр. См.: чакра.

Анбе Сивамайям сатьяме Парасивам. В переводе с тамильского: "Бог Шива - это

имманентная Любовь и трансцендентная Реальность". Исповедание веры,

предельно обобщающее вероучение монистической шайва-сиддханты. См.:

исповедание веры, Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах.

анга. "Часть; орган тела". Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий

индивидуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым. См.:

вира-шиваизм.

Андаль. Известная вишнуитская святая из Тамилнада. Одна из альваров, жила в

начале IX в. и сегодня считается одной из величайших бхакти-поэтесс южной

Индии.

анджали-мудра. "Жест ладоней, сложенных в почтении". Также называется

пранама-анджали ("молитвенный жест"). Жест, выражающий почтение, мольбу или

просьбу, а также приветствие, при котором ладони сложены вместе и обращены

пальцами вверх. Часто выполнение анджали-мудры сопровождается произнесением

слова намаскара ("поклон, почтение"). Анджали-мудрой на уровне груди

принято приветствовать равных, на уровне "третьего глаза" - своего гуру, а

над макушкой - Бога. См.: мудра, намаскара.

Андхра-Прадеш. Современный индийский штат, расположенный к северу от

Тамилнада. Столица - Хайдарабад. Основной язык: телугу. Преобладающая форма

индуизма: вишнуизм. Площадь: 106 тыс. кв. миль. Население: 54 млн. чел.

Знаменит своим известным вишнуитским храмом Тирупати.

анекавада. "Учение о не-одном". Философский и мистический плюрализм. См.:

плюрализм.

анкуша. "Крюк; стрекало". Приспособление, с помощью которого погонщик

руководит движениями слона. Символ силы бога Ганеши, устраняющего

препятствия на пути преданных Богу и побуждающего их духовно развиваться.

аннамайя-коша. "Слой пищи; тело пищи". Физическое тело. См.: коша.

аннапрашана. "Кормление". Одно из ведических таинств (самскар).

Сакрализованное первое кормление ребенка отдельной пищей (кашей и т. п.), а

не молоком матери. Совершается в возрасте, когда у ребенка начинают

прорезываться зубы. См.: самскара.

антарлока. "Внутренний, промежуточный мир". Астральный план. См.: лока.

антахкарана. "Внутренняя способность". Ментальная способность астрального

тела (сукшма-шариры), охватывающая интеллект, инстинктивный ум и эго

(буддхи, манас и ахамкару), являющиеся троичным выражением читты, сознания.

В шайва-сиддханте читта иногда перечисляется среди таттв или считается

частью таттвы на уровне пракрити.

антьешти. Погребальный обряд. Ритуальная кремация. См.: самскара.

ану (с церебральным "н"). "Атом; элементарная частица; индивидуальная душа".

Индивидуальное живое существо. См.: джива, атман.

ану (с зубным "н"). Префикс, придающий значение "после, вблизи, под".

анубхава. "Восприятие; переживание; опыт". Личные переживания или

впечатления, не исходящие от памяти. Непосредственное переживание

чего-либо.

ануграха-шакти. "Милостивая энергия". Милость откровения. Присущая Шиве сила

просветления, благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и

майи и в конечном итоге достигает освобождения, мокши. В частности,

ануграха нисходит на душу при дикше (инициации) от садгуру. Ануграха

приходит, когда анава-мала, ограничивающая оболочка, окружающая душу,

достигает созревшего состояния. См.: анава, милость, Натараджа.

анупайя. "Не-метод". Термин кашмирского шиваизма, обозначающий спонтанную

Самореализацию без использования какой-либо техники, практики или

намеренного усилия. См.: упайя.

Апасмарапуруша (или Апасмара). "Забывчивая личность". В шиваитской

иконографии - человеческая фигурка, символизирующая невежественную и

неосторожную душу, попираемая стопой Шивы, символизирующей милость

сокрытия. См.: Натараджа.

АппайяДикшита (1554- 1626). Философский гений южной Индии, который старался

примирить вишнуизм и шиваизм, проповедуя в своих трудах шиваитскую школу

шива-адвайта и поддерживая другие школы своими блестящими резюме их

философий. Наиболее известны его комментарии к учениям Шрикантхи. Аппайя

Дикшита также создал руководство по шиваитскому храмовому ритуалу, которым

пользуются и сегодня. См.: шива-адвайта.

Аппар. "Отец". Уважительное имя Тирунавукарасу (ок. 700 г.), одного из

четырех тамильских святых-самаячарьев, который переобратил заблудных

шиваитов, принявших джайнизм. Называя себя слугой слуг Бога, он составил

величественные гимны во славу Шивы, которые поют с почтением по сей день.

См.: нальвар, наянар, шайва-сиддханта.

Араньяка. "Лесной трактат". Третий раздел каждой из четырех Вед. Тексты,

содержащие эзотерическое, мистическое знание, в основном о внутреннем

смысле и функциях ведической яджни, или огненных церемоний. См.: Веды.

арати. "Свет". Круговые движения лампады (обычно с гхи, камфарой или

маслом), выполняемые перед святой личностью или храмовым божеством как

кульминация пуджи. Затем пламя предлагается преданным, и каждый из них

проносит через пламя свою руку и подносит ее к глазам трижды, получая тем

самым благословение. Арати может выполняться как самая короткая форма

пуджи. См.: арчана, пуджа.

Арбута-тиру-антади. Поэма из 100 стихов в честь Господа Шивы, сочиненная на

тамильском языке святой Караиккал Аммаияр (V век). См.: наянар.

арджава. "Честность, прямодушие". Одна из добродетелей, которую необходимо

развивать. См.: яма-нияма.

Арджуна. Герой Махабхараты и центральная фигура Бхагавад-гиты. См.:

Бхагавад-гита.

Ардра-даршана. Десятидневный праздник, проводящийся близко к

декабрьско-январскому полнолунию, в честь Шивы Натараджи. В знаменитом

храме Чидамбарам в Тамилнаде Господа Натараджу, главное храмовое божество,

выносят на улицу и провозят во главе огромной процессии на колеснице,

которую тянут тысячи преданных. См.: даршана, Натараджа.

Ардханаринатешвара-стотрам. Краткий гимн на санскрите, воспевающий Шиву и

Шакти, слившихся воедино в андрогинном образе Ардханаришвары. См.: Ардха

нари швара.

Ардханаришвара. "Господь наполовину женского пола". Господь Шива в

андрогинной форме, мужского пола с правой стороны и женского - с левой, что

символизирует следующее: 1) Шива (как все махадэвы) не имеет пола; 2) Шива

есть все и неотделим от Своей энергии, Шакти; 3) в Шиве ида- и пингала-нади

(соответственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены