Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 116 из 119)

змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, "Богиня оспы". В

йогическом мистицизме всех традиций Шакти переживается в человеческом теле

в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила,

пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, Кундалини-шакти, которая течет

через сушумна-нади. Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую

блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного

индуистского храма.

шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.

шактизм (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как

Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и

грозных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими

свидетельствами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок.

5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и

практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например,

одни и те же конечные цели адвайтистского союза с Шивой и мокши. Но

шактисты поклоняются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному

аспекту Божественного, вто время как Шива считается совершенно

трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с

бесконечным разнообразием практик, цель которых - добыть божественную

энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две

основные формы шактизма: шрикула, "семья Богини Шри (Лакшми)", которая

уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся

кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и

каликула, "семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и

преобладает в северной и восточной Индии. Сегодня очевидны четыре главных

выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и

универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим

Чандикаяй Намах, "Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую

двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих

к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто

включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя

последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.

шактипат(а). "Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от

духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает

Кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти,

дикша, Кундалини.

шактопайя. "Путь силы". См.:упайя.

Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в

которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.

шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, шаман,

играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шамана

почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хорошие и

плохие события; он - посредник между человеком и божественными силами.

Термин шаман происходит от санскритского шрамана, "аскет", родственного

слову шрам, "напрягаться, стараться".

Шандилья-упанишад. Относится к Атхарваведе. Обсуждает восемь форм йоги,

ограничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.

Шанкара. "Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.

Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788-820). Одна из величайших фигур в истории

индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей

монистической философией адвайта-веданты и множеством комментариев к

писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями

первосвященников в стратегических центрах по всей Индии. Прожил только 32

года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того

времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.

шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри-матхи, основанные

Шанкарой (ок. 788-820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых

имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанкарачарья. С

каждым матхом связано одно из четырех упанишадических "великих изречений"

(махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ордена из числа

дашанами. Восточное побережье: Говардхана-матх, в Пури (центр орденов

Аранья и Вана). Гималаи: Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата

и Сагара). Западное побережье: Шарада-матх, в Двараке (ордена Тиртха и

Ашрама). Юг: Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пятый

значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипураме,

также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха.

шанмата-стхапаначарья. "Учитель-основатель шестеричной системы". Титул,

присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление

консолидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе,

которое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести)

божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.

Шанмукха. "Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи,

указывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.

Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра-гаятри для обращения к Господу Карттикейе

как к Шанмукхе, "Шестиликому".

Шаравана. "Заросли тростника". В мифологии - священный водоем в Гималаях,

где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро

божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя.

шарана. "Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.

шарира. "Тело; скорлупа". Другое название - деха. Три тела для души: 1)

стхула-шарира, "грубое или физическое тело" (также называемое

аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, "тонкое тело" (также называемое

линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и

виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, "причинное тело" (также называемое

анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.

шастра. "Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский

трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например,

Дхарма-шастра - религиозный закон, Артха-шастра - политика.

шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.

Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапатха

означает "100 путей". Основные темы - теология, философия и способы

богослужения.

шаткона. "Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя

пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представляет

трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз - проявленную энергию Шивы,

Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.:

Ардханаришвара, Карттикейя.

шатстхала. "Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира-шиваизме. См.:

вира-шиваизм.

шауча: "Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и

нечистота, яма-нияма.

шаштьябда-пурти. "Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник,

устраиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается

много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами

повторно принимаются брачные обеты. Его назначение - подтянуть семейные

узы.

Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важность

теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма

(единства Бога, души и мира). Одна из глалных Упанишад. Ценится, в

частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.

Шива. "Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии.

Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно

имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является

Создателем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех

совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое

Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата,

Парамешвара, Парашива, Парашакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда,

шиваизм.

шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограниченный

недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.).

См. Приложение 2.

Шивадаял (1818-1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской

секты радхасвами в Агре.

Шиваджняна-бодхам. "Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые

считают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара

(ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой

и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной

философский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение.

Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические

интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст

включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.:

Мейкандар-шастры.

Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное

Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.

шиваизм (также шайвизм, санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется

Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое раннее

историческое свидетельство о шиваизме - знаменитая 8000-летняя печать с

Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне,

которая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его

враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской

семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые

бродили по холмам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ

шиваизма, из которых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта,