Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 10 из 67)

жения и сексуального возбуждения следует внезапное облег-

чение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода

темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или опе-

рационной). После отсечения пуповины прекращается телесная

связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование

как анатомически независимый индивид.

Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой ста-

дии переживания представляют точную имитацию реальных би-

ологических событий, произошедших при рождении, и специ-

альных акушерских приемов. Даже люди, ничего не знавшие

об обстоятельствах своего рождения, могут вспомнить до мель-

чайших деталей свое положение в родовом канале, обстоятель-

ства самих родов, применявшуюся анестезию, акушерские вме-

шательства и то, что делали с ними непосредственно после ро-

ждения.

Символическим выражением последней стадии родов явля-

ется опыт смерти-возрождения. В нем представлено окончание

и разрешение борьбы смерти-возрождения. Парадоксально, что,

находясь буквалъно на пороге освобождения, человек ощуща-

ет приближение чудовищной катастрофы. Часто этим объясня-

ется отчаянное и непреклонное стремление остановить процесс.

Если же переживания продолжаются, переход от БПМ-lII к

БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, анниги-

ляции на всех мыслимых уровнях - физической гибели, эмо-

ционального краха, интеллектуального поражения, окончатель-

ного морального и вечного проклятия трансцендентальных мас-

штабов. Такой опыт "гибели Эгоэ заключается, судя по всему,

в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних опор-

ных точек в жизни человека. Смерть Эго и возрождение - не

одноразовое переживание. В глубоком систематическом само-

исследовании оно многократно возвращается в различных ас-

пектах и масштабах, пока процесс не завершается

Под влиянием фрейдовского психоанализа понятие "эго"

связывается со способностью приспосабливаться к реальнос-

ти и адекватно функционировать в повседневной жизни. При

таком подходе смерть Эго представляется человеку чем-то ужа-

сным. Реально же в этом процессе умирает параноидальное

отношение к миру, отображающее негативные переживания

младенца во время родов и в последующие периоды жизни. Это

чувство общей неадекватности, необходимости быть готовым

к любой опасности, обязательное стремление все контроли-

ровать и за все отвечать, что-то доказывать себе и другим и

прочие аналогичные установки.

В конечной и наиболее полной форме смерть "эго" означа-

ет безвозвратный отказ от философского отождествления себя

с тем, что Алан Уотс называл "эго, облаченным в кожу". Если

переживания хорошо интегрированы, это приводит не только

к возрастанию способности наслаждаться существованием, но

также и к совершенствованию функционирования в мире. За

опытом полной аннигиляции и "попадания на самое дно космо-

са", характеризующим смерть "эго", немедленно следует виде-

ние ослепительно белого или золотого света сверхъестествен-

ной яркости и красоты. Его можно сопоставить с изумительны-

ми явлениями архетипических божественных существ, радугой

или замысловатым узором павлиньего хвоста. Человек испыты-

вает глубокое чувство духовного освобождения, спасения и

искупления грехов. Он, как правило, чувствует себя свободным

от тревоги, депрессии и чувства вины, очищенным и ничем не

обремененным. Это сопровождается потоком положительных

эмоций в отношении самого себя, других людей или существо-

вания вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным мес-

том, а интерес к жизни явно возрастает.

Следует однако подчеркнуть, что это описание соответству-

ет ситуации нормальных родов. Длительные, изнуряющие роды,

использование хирургических щипцов, применение общей ане-

стезии и другие осложнения и вмешательства вносят специфи-

ческие искажения в феноменологию этой матрицы

Символизм опыта смерти-возрождения может быть извле-

чен из многих областей коллективного бессознательного, так

как любая значительная культура обладает соответствующи-

ми мифологическими формами для этого явления. Смерть "эго "

может символически связываться с различными божествами-

разрушителями - Шивой, Уицилопочтли, Молохом, Кали, Ко-

атликуэ - или выражаться отождествлением с Христом, Оси-

рисом, Адонисом, Дионисом или другими жертвенными мифо-

логическими персонажами. Богоявление может выражаться

как абстрактным сияющим светом, так и более или менее пер-

сонифицированными представлениями из различных религий.

Столь же обычен опыт встречи и единения с Великой Naze-

p bI0-богиней, представленной в образах Девы Марии, Исиды,

Лакшми, Парвати, Геры или Кибелы,

Среди соответствующих биографических элементов - вос-

поминания о личных успехах и завершении опасных ситуаций,

об окончании войн и революций, о выживании после несчас-

тного случая или выздоровлении после тяжелой болезни. Что

касается фрей.довских эрогенных зон, БПМ-IV на всех уров-

нях развития либидо связана с состоянием удовлетворения, ко-

торое наступает сразу же после активности, облегчающей не-

приятное напряжение, - после утоления голода, рвоты, дефе-

кации, уринации, оргазма и деторождения.

Далее следует продолжение моего ЛСД-сеанса, начало ко-

торого было описано ранее, в разделе о бПМ-III. Здесь отра-

жен переход от БПМ-III к БПМ-IV и затем развертываются спе-

цифические эмпирические элементы, принадлежащие четвер-

той матрице.

Я был вполне доволен собой, выполнив нелегкую задачу при-

нять те аспекты моей биологической природы, которые в нашей

культуре считаются отвратительными. Однако худшее было еще

впереди. Совершенно внезапно я как бы стал терять всякую связь

с реальностью, как будто у меня из-под ног вытянули некий во-

ображаемый коврик. Все рушилось, весь мой мир разлетался на

куски. Как будто бы проткнули чудовищный метафизический

нарыв моего существования; гигантский пузырь нелепого само-

обмана разорвался и выявил ложь моей жизни.

Все, во что я когда-либо верил, к чему стремился, все, что при-

давало моей жизни смысл, внезапно оказалось совершенной ло-

жью. Все это были бессодержательные уловки, и я напрасно пы-

тался залатать таким образом невыносимую реальность существо-

вания. Истина сдула все эти уловки как пушинки одуванчика, и

остался лишь обнаженный, бессмысленный хаос экзистенциаль-

ной пустоты. В немыслимом ужасе я увидел гигантскуЫ'фигуру

божества, угрожающе нависающего надо мной. Каким-то образом

инстинктивно я узнал, что это индуистский бог Шива в своем

деструктивном аспекте. Я почувствовал громоподобный удар его

огромной ноги, которая сокрушила меня, размазала в ничто, как

ничтожный кусок грязи по дну космоса.

В следующий момент я уже предстоял перед гигантской фигу-

рой темной богини, в которой я узнал индийскую богиню Кали.

Непреодолимая сила повернула меня лицом к ее широко раскры-

той вагине, полной то ли менструальной крови, то ли отврати-

тельной послеродовой жижи. Я почувствовал, что от меня тре-

буется абсолютное подчинение силам существования и женско-

му принципу, представленному богиней. Мне не оставалось ничего

другого, как целовать и лизать ее вульву в полной покорности и

униженности. В это мгновение (с которым для меня навсегда ушли

какие-либо представлении о мужском превосходстве), я проникся

воспоминанием о моменте моего биологического рождения, когда

голова, вышедшая из родового канала, близко соприкасалась с

кровоточащей вагиной матери.

Я был затоплен божественным светом сверхъестественной

яркости и красоты, лучи которого рассыпались на тысячи изыс-

канных павлиньих перьев. Из этого сияющего золотого света по-

явилась фигура Великой Матери-богини, воплощаюшей любовь

и защиту всех времен. Она потянула ко мне свои руки и облек-

ла меня своей сущностью. Я растворился в невероятном энерге-

тическом поле, чувствуя себя очищенным, исцеленным и накор-

мленным. Сквозь меня в изобилии текла некая амброзия, архе-

типическая смесь меда с молоком.

Затем фигура богини постепенно исчезла, поглощенная еще

более сияющим светом. Он был абстрактным, но обладал неки-

ми личными характеристиками и излучал бесконечную разум-

ность. Мне стало ясно, что я переживаю растворение в Универ-

сальной Самости, Браме, о котором я читал в книгах по индийс-

кой философии. Переживание длилось около десяти минут по

часам, но само оно превосходило любые представления о време-

ни и казалось вечностью. Поток целительной и питательной энер-

гии и видение золотого сияния с оттенком павлиньих перьев

продолжалось всю ночь, а чувство благополучия оставалось со

мной много дней. Воспоминание об этом переживании оставалось

для меня живым в течение многих лет и глубоко изменило все

мои представления о жизни.

Мне хотелось бы закончить эту главу о перинатальной ди-

намике отчетом о сеансе холотропного дыхания Альберта, кли-

нического психолога, участника одного из наших пятидневных

семинаров. В начале семинара он рассказывал в группе, что

считает себя человеком энергичным, трудягой, любит сложные

задачи и борьбу. Сеанс Альберта закончился глубоким чувством

расслабления и релаксации. Его отчет - хороший пример мощ-

ных переживаний рождения, которые своей простой силой и

связанностью с повседневной жизнью переубедили умного, ске-

птически настроенного и хорошо обученного интеллектуала, Он