Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 19 из 67)

звездой и двумя волнистыми линиями вроде астрологического

знака Водолея; клавиши были окрашены по-разному. Эта клави-

атура была связана с такой же в соседней комнате, где клави-

ши могли нажиматься экспериментатором вручную или электрон-

ным способом в соответствии с последовательностью случайных

чисел. Участник эксперимента, отгадывающий карты, мог полу-

чать или не получать обратную связь относительно правильно-

сти своих догадок.

Поначалу я играл с клавиатурой, либо нажимая клавиши ав-

томатически, либо используя в качестве руководства цвет моих

визуализаций. Через некоторое время я почувствовал серьезность

эксперимента: проверка возможности ЭСВ неотделима от фунда-

ментальных вопросов о роли сознания и психики в мире и природе

реальности. Мы подвергали проверке не только существование

или несуществование ЭСВ, но также и все научное мировоззре-

ние. Безусловно позитивный результат разрушил бы принятую

систему представлений и поколебал бы то ощущение безопасно-

сти и уверенности, которое средний человек западного мира осно-

вывает на ней.

В то же время противоположное представление о мире каза-

лось очевидным. Экстрасенсорное восприятие было легким делом,

детской игрой. Я чувствовал полное отождествление с Джоном

(Ленноксом), который наблюдал за клавиатурой в соседней ком-

нате. Я мог почувствовать ментоловый привкус резинки, которую

он жевал, и был уверен, что могу видеть панель перед его глазами.

Было очевидно, что я могу также использовать Хелен (Бонни),

более эмоциональную и чувствительную, чтобы узнавать цвета.

В этот момент Вальтер сказал через микрофон, что будет да-

вать мне обратную связь о правильных и неправильных ответах.

Я правильно назвал первый символ и ощутил странное чувство

возбуждения и азарт. Когда второй символ также был назван пра-

вильно, это чувство предельно возросло. Третий правильный ответ

подряд привел меня в состояние метафизической паники. Возмож-

ность выхода за границы пространства и времени начала стано-

виться реальностью, будучи подтверждена объективной научной

проверкой.

Я ясно видел образ четвертого символа, но почувствовал

странный страх сказать об этом экспериментаторам. Я решцл

назвать один из оставшихся, произвольно полагая, что вероят-

ность оказаться правым один к четырем, вместо того чтобы от-

важиться на уверенное правильное называние символа (Как я

выяснил после сеанса, образ, который я видел, но решил не на-

зывать, был правильным. Такой результат случайно мог полу-

читься в одной из 625 попыток.) После этого я отказался про-

должать эксперимент к глубокому огорчению Уолтера. Причи-

ной отказа была странная смесь убежденности, что абсурдно

проверять очевидное, и страха подтвердить это методами запад-

ной науки.

2. Выхол за прелелы линейного времени

В необычных состояниях сознания многие люди вполне реалис-

тично переживают эпизоды внутриутробного существования,

отождествляясь с эмбрионом на ранних стадиях развития или

даже со сперматозоидом или яйцеклеткой во время зачатия. В

некоторых случаях регрессия идет дальше во времени, так что

человек убедительно переживает эпизоды из жизни своих пред-

ков или даже получает доступ к памяти расового или коллекти-

вного бессознательного. Когда подобные переживания воспри-

нимаются как личные воспоминания о своей скорее духовной,

чем биологической истории, то это можно назвать кармическими

традициями или опытом прошлых воплощений. В некоторых

случаях люди переживают отождествление с определеннымц

животными - предками на эволюционной лестнице - или со

всем филогенетическим деревом. Можно даже пережить исто-

рию Вселеиной до зарождения жизни на Земле и оказаться сви-

детелем драматического Большого взрыва - формирования га-

лактик, рождения Солнечной системы или ранних геологических

процессов на нашей планете.

а. Внутриутробные переживания

Я уже упоминал переживания такого рода в контексте пер-

вой перинатальной матрицы. Поскольку понятия перинатальных

переживаний и перинатальных матриц относятся только к про-

цессам, непосредственно связанным с биологическим рождени- -

ем, то с БПМ-1 могут быть соотнесены только поздние стадии

беременности. Однако систематическое самоисследование с

помощью психоделиков, немедикаментозных психотерапевтичес-

ких техник или медитации может обеспечить эмпирический

доступ к любой стадии эмбрионального развития

Эти переживания реалистично, конкретно и детально отобра-

жают различные пренатальные ситуации, как правило, наиболее

драматические и связанные с сильным эмоциональным зарядом.

Благополучное внутриутробное существование переживается как

эпизоды океанического экстаза, мистической связи с жизнью илй

космической творческой силой, а различные кризисы пренаталь-

ного развития - как состояния мучения, паранойи, физического

дискомфорта или нападения демонических сил. Оба типа прена-

тальных переживаний обычно связываются с другими транспер-

сональными феноменами, чаще всего с филогенетическими, кар-

мическими и архетипическими переживаниями, а также с созна-

ццем органов, тканей и клеток, о котором речь пойдет дальше.

Многие пренатальные переживания связаны с внутриутроб-

HOH травматизацией, причиняемой различными вредными или

беспокояшими стимулами механической, физиологической или

биохимической природы. Наблюдения во время психоделиче-

ских и холотропных сеансов позволяют предположить, что

младенец в матке может не только воспринимать грубые нару-

шения внутриутробного существования, вроде грозящего вы-

кидыша или попыток прерывания беременности, сильных ме-

ханических сотрясений или вибраций, громких звуков, токси-

ческих воздействий и соматических болезней материнского

организма, но и соучаствовать в эмоциях матери. Он может пе-

режить вместе с нею эмоциональный шок, приступ тревоги,

вспышку ненависти или агрессии, подавленность, сексуальное

возбуждение или,наоборот, чувство релаксации, удовлетворе-

ния, счастья и любви.

Этот обмен не ограничивается лишь интенсивными физи-

ческими или эмоциональными событиями. Часто он касается

эмоциональных нюансов и включает даже телепатическую пе-

редачу мыслей и образов. Люди, переживавшие эпизоды внут-

риутробного состояния, неоднократно сообщали, что ясно созна-

вали свою нежеланность и отвержение матерью или наоборот

- желанность и ее любовь. Они как бы получали ясное посла-

ние от материнского организма, выражающее отношение мате-

ри к беременности.

Для многих людей воспоминания о внутриутробной травма-

тизации принадлежат к важным факторам, определяющим об-

щую эмоциональную нестабильность или различные специфичес-

кие формы психопатологии. Желанность или нежеланность для

матери оказывается важнейшей темой и требует много време-

ни и усилий в эмпирической психотерапии любого рода. Для

людей, вынашивавшихся как близнецы, необходимость разделять

пространство утробы с партнером и соперником представляет

специальную проблему и может оказать глубокое влияние на

будущее психологическое развитие.

Важные практические и теоретические следствия вытекают

из вопроса о подлинности эмбриональных воспоминаний в сеан-

сах с психоделиками или без них. Этот вопрос сравним с про-

блемами, возникающими в связи с воспоминаниями о раннем

детстве, но еще более сложен и фундаментален. Перинатальный

и пренатальный материал постоянно появляется в психоанали-

тической литературе, но за немногими исключениями, такими

как Отто Ранк (Rank, 1929), Шандор Ференчи (Ferenczi, 1938),

Нандор Фодор (Fodor, 1949) и Летерт Перболт (Peerbolt,

1975), не принимается всерьез. Постнатальные события, вспоми-

наемые или реконструируемые пациентами во время психоана-

лиза, если только они не слишком фантастичны и невероятны,

всегда принимаются всерьез как возможно отражающие реаль-

ную историю, в то время как упоминания о рождении и внутри-

утробном существовании привычно считаются фантазиями.

Наблюдая в течение многих лет переживания пациентами

внутриутробного существования и пережив несколько таких

эпизодов в собственных психоделических и немедикаментоз-

ных сеансах, я не могу отнестись к ним просто как к выдум-

кам. Многие профессионалы из разных областей сообщают о

подлинности подобных переживаний и богатстве информации

относительно анатомии, физиологии, эмбриологии, акушерства

и даже гистологии, которую они предоставляют. Даже непро-

фессионалы часто описывают такие детали, как определенные

характеристики сердцебиения матери и плода, шум крови в ве-

нах и шумы в кишечнике, специфические детали положения и

поведения плода, обмена веществ, даже кровообращения в вор-

синках плаценты. Хорошо образованные люди часто подчер-

кивают, что переживания такого рода возникают в их сеансах

вопреки тому, что прежде они не верили в возможность прена-

тальных воспоминаний и что это противоречит их научному ми-

ровоззрению.

Подлинность пренатальных воспоминаний и богатство появ-

ляющейся в них информации убедили меня в важности этого

феномена, так что я делал все возможное для независимого от

сеанса сбора информации от матерей, родственников, из соот-

ветствующих акушерских записей и других источников, сравни-

вая эту информацию с сообщениями пациента. Часто это дава-

ло ошеломляюшие подтверждения тому, что обнаруживалось во