Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 36 из 67)

Мацуа, мексиканским индейцем уичоли, во время двухлетней

засухи в Калифорнии. Тибетская культура известна своими до-

стижениями в изучении человеческой души и сознания, так что

репутация тибетских оракулов должна быть основана по край-

ней мере на ряде примечательных синхронностей и не может

быть объяснена просто суевериями и самообманом примитив-

ных людей.

б. Целительство и ведовство

Историческая и антропологическая литература содержит

множество сообщений о различных формах духовного целитель-

ства и ведовства, реализуемого отдельными индивидами и груп-

пами, и о сложных ритуалах такого рода. Исследования ант-

ропологов-медиков показали, что терапевтические результаты

целительских процедур и церемоний в таких системах, как сан-

терия, палерисмо и умбанда, среди групп латиноамерикан-

ских эмигрантов во многих случаях превосходят достижения

западной психиатрии и медицины. Пока неизвестно, относит-

ся ли это только к эмоцинальным и пси-хосоматическим рас-

стройствам или распостраняется и на определенные физичес-

кие заболевания. Исследование психоделических веществ по-

казало, что многие шаманы имеют в своем распоряжении сред-

ства, гораздо. более эффективные, чем словесные техники запад-

ной психотерапии. Работа парапсихологических хирургов Арриго

в Бразилии и Тони Агпоа и других на Филиппинах произвела

болъшое впечатление на таких исследователей с прекрасной

академической репутацией, как Уолтер Панке, Андрийа Пуха-

рич и Стэнли Криппнер.

в. Сиддхи

Литература об индийских йогах содержит бесчисленные со-

общения об их удивительной способности контролировать раз-

личные автономные функции тела: они могут останавливать

кровотечение, прекращать биение сердца, жить без пищи и да-

же без кислорода. Многие из этих сообщений, долго считав-

шиеся в научном мире фантастической чепухой, были подтвер-

ждены современными научными наблюдениями. Систематичес-

кие исследования этих явлений привели к развитию техники

биологической обратной связи, даюшей возможность обычным

людям добиться умения управлять деятельностью сердца, давле-

нием крови, температурой тела и другими автономными функ-

циями. Сообщения о тибетской лрактике туммо, приводящей за

короткое время к повышению температуры тела на несколько

градусов, были подтверждены медицинским исследованием Бен-

сона и Эпштейна, проведенным с разрешения и при поддержке

со стороны Далай-ламы (В е п я о п et. al., 1982),

Если вышеописанные явления можно объяснить в пределах

представлений западной медицины, то определенные сверхье-

стественные способности, или сиддхи, по-видимому, достигае-

мые некоторыми людьми посредством йогической духовной

практики, явно противоречат представлениям западной науки.

Сюда относятся сообщения о левитации, способности проеци-

ровать себя на большие расстояния, физически находитъся в

двух разных местах одновременно, материализовать и демате-

риализовать различные обьекты и даже собственное тело, Су-

ществование подобных феноменов нуждается в подтверждении

или отрицании будущими исследованиями. Однако в свете

новой научной парадигмы они не кажутся абсурдными и не-

возможными, какими казались механистической науке.

Еще один психоидный феномен - это способность людей в

состоянии транса выполнять то, что кажется физически невоз-

можным (например, ложиться голым телом на осколки стекла или

взбираться по лестнице из обнаженных лезвий). Многие дей-

ствия такого рода продолжают выполняться различными группа-

ми в различных частях света. Так, например, индонезийское

хождение по огню было недавно завезено в Калифорнию и бы-

стро вошло в моду, так что это делают тысячи людей. Незави-

симо от того, можно ли объяснить в рамках природных законов

хождение по углям с температурой 1400 градусов по Фаренгей-

ту, ясно, что наша культура напрасно отрицает существование

множества подобных явлений.

г. Лабораторный психокинез

Современные парапсихологи получили убедительные резуль-

таты в систематических лабораторных исследованиях психоки-

неза. Их методы развивались от простых экспериментов по бро-

санию,костей до сложных устройств, использующих генерацию

случайных чисел с помощью излучения электронов в радио-

активном распаде, современных средств электроники и компь-

ютеров. Они исследовали психокинез в отношении движущихся

мишеней вроде бросания жребия специальными машинами, эле-

ктрических часов, потока жидкостей и излучения электронов.

Значительные успехи были достигнуты при изучении психоки-

неза относительно более трудных статических мишеней. Пара-

психологические эксперименты с живыми мишенями включали

изучение лечения животных, психокинетического влияния на

рост растений и активность ферментов.

В Соединенных Штатах, Советском Союзе и других стра-

нах проводились систематические наблюдения людей, способ-

ных двигать обьекты без прикосновения к ним, проецировать

ментальные изображения на фотопленку, гипнотизировать лю-

дей на расстоянии, психокинетически сгибать металлические

пластины. Я отмечаю все это, оставляя выводы специалистам.

Заинтересованные читатели могут обратиться к работам Чарль-

за Тарта (Tart, 1975, 1977), Стэнли Криппнера (Кг! ppner,

1977, 1980), Джулс Ейзенбад (Eisenbud, 1967), Рассела Тарга

и Харольда Путхоффа (Targ and Puthoff, 1978), Тарга и Хэра-

ри (Targ and Н агагу, 1984) и Ганса Бендера (Bender, 1984

ab, 1985).

Философские проблемы, связанные

с трансперсональными переживаниями

Трансперсональные переживания обладают зачастую характе-

ристиками, заставляющими сомневаться в большинстве фун-

даметальных предпосылок материалистической науки и меха-

нистического мировоззрения. Исследователи, серьезно изучив-

шие и/или пережившие эти феномены, понимают, что попытки

традиционной психиатрии отвергать их как незначимые плоды

воображения или пустые фантазии, порождаемые патологичес-

кими процессами мозга, поверхностны и неуместны. Любое

непредвзятое изучение трансперсональной области психики

приводит к заключению, что эти наблюдения представляют

собой серьезный вызов ньютоно-картезианской парадигме за-

падной науки.

Хотя трансперсональные переживания и возникают в про-

цессе глубокого индивидуального самоисследования, их невоз-

можно интерпретировать как чисто интрапсихические явления

в общепринятом смысле слова. С одной стороны, они образу-

ют непрерывный эмпирический континуум с биографическими

и перинатальными переживаниями. С другой - они, по-види-

мому, непосредственно, без помощи органов чувств, подклю-

чаются к источникам ииформации, явно находящимся вне тра-

диционного доступа человека.

Люди, пережившие эпизоды пребывания в утробе или зача-

тия, элементы сознания тканей, органов или клеток, приобрета-

ют при этом точные с точки зрения медицины сведения относи-

тельно анатомии, физиологии и биохимии соответствующих

процессов. Переживания воспоминаний предков, опыта расо-

вого и коллективного бессознательного, прошлых воплощений

также часто содержат точные детали архитектуры, одежды, ору-

жия, искусства, социальной структуры и религиозной практи-

ки соответствующих культур и периодов или даже сведения о

конкретных исторических событиях. Люди, переживающие фи-

логенетические эпизоды или отождествление с существующими

формами жизни, находят их не только подлинными и убеди-

тельными, но также получают много сведений относительно

психологии животных, этологии, их специфических привычек

и особенностей репродуктивного цикла. В некоторых случаях

это сопровождается архаической мышечной иннервацией, не

характерной для человека, или даже такими сложными действи-

ями, как исполнение брачного танца.

Люди, переживающие эпизоды отождествления с растени-

ями или их частями, часто сообщают важные сведения о проис-

ходящих в них процессах - прорастании семян, фотосинтезе

в листьях, роли ауксина для роста, обмена воды и минералов

в корневой системе, об опылении. Часто встречается и убеди-

тельное чувство сознательного отождествления с неживой ма-

терией или неорганическими процессами - водой в океане,

огнем, молнией, деятельностью вулканов, ураганами; с золо-

том, алмазами, гранитом и даже со звездами, галактиками, ато-

мами и молекулами. Такого рода переживания тоже могут ино-

гда приносить точную информацию о различных природных

процессах.

Особая категория трансперсональных переживаний - те-

лепатия, парапсихологическая диагностика, ясновидение, яс-

нослышание, предвидение будущего, психометрия, внетелесные

переживания и другие случаи экстрасенсорного восприятия -

часто становится предметом внимания и даже эксперименталь-

ного исследования. Это единственный тип трансперсональных

феноменов, который обсуждается в академических кругах, хотя,

к сожалению, с немалой долей предубежденности. Парапсихо-

логические трансперсональные феномены представляют, разу-

меется, значительный теоретический интерес.

Если смотреть на вещи шире, то оснований для того, что-

бы выделять так называемые паранормальные феномены в осо-

бую категорию, наверное, нет. Поскольку многие другие типы

трансперсональных переживаний часто обеспечивают доступ

к новой информации о Вселенной посредством экстрасенсор-

ных каналов, признание трансперсональной сферы стирает или

делает весьма условной границу между психологией и парапси-