Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 23 из 67)

феномены, обеспечивающие прямой и непосредственный доступ

к информации о мире.

Другой интересный аспект кармических переживаний со-

стоит в том, что они явным образом связаны с различными эмо-

циональными, психосоматическими и межличностными пробле-

мами человека. Чаще всего они лежат в самой глубинной серд- -

цевине его проблем, за специфическими биографическими и

деринатальными составляющими. Иногда они напрямую опреде-

дяют психопатологические симптомы. В таком случае глубокая

эмпирическая терапия активизирует эти симптомы и приводит

человека прямо непосредственно к его кармической теме, ко-

торая объясняет симптомы и создает условия для их разреше-

ния, не только помогая таким образом понять психопатологию,

но и являясь эффективнейшим терапевтическим средством.

К характерным чертам переживания прошлых воплощений,

которые не могут быть обьяснены механистической наукой,

принадлежат удивительные явления синхронизма в том смысле,

как их трактует К. Г. Юнг (Jung, 1960). Я не раз наблюдал, как

человек, переживайщий кармический эпизод, отождествляет его

протагонистов с определенными людьми в своем окружении -

родителями, детьми, мужем или женой, друзьями, начальством

и другими значимыми фигурами. Когда полное переживание

кармического паттерна завершается и достигает состояния раз-

решения и прощения, это зачастую сопровождается чувством,

что партнер, в определенном смысле вовлеченный в этот про-

цесс, должен чувствовать нечто похожее.

Когда я стал достаточно открытым к возможности проверки

подобных утверждений, оказалось, к моему глубокому уди-

влению, что часто они справедливы. Во многих случаях люди,

которых клиент обозначает в качестве протагонистов в кар-

мическом эпизоде, точно в то же время переживают драма-

тическое изменение установок в направлении, которое соот-

ветствует разрешению кармического паттерна. Эта трансфор-

мация происходит так, что ее невозможно объяснить с точки

зрения линейной причинности: люди могут находиться за сотни

и тысячи километров, ничего не знать о переживаниях челове-

ка и его сеансе, и изменения в них происходят в результате со-

вершенно независимых событий. Они сами проходят глубокие

трансформирующие переживания, получают какую-то информа-

цию, которая заставляет их посмотреть на партнера по-новому,

или подвергаются какому-то иному трансформирующему влия-

нию. Время синхронных происшествий также примечательно: в

некоторых случаях это происходит лишь несколькими минутами

позже разрешения кармического паттерна в сеансе клиента. Этот

аспект переживания прошлых воплощений указывает на внепро-

странственные связи во Вселенной, отчасти похожие на фено-

мены, описанные в белловской теореме современной физики

(Bell, 1966; Сарга, 1982).

Я не считаю, что описанные характеристики переживания

прошлых воплощений доказывают, что мы действительно име-

ли какую-то прошлую жизнь. Однако я совершенно уверен, что

этот феномен не может быть адекватно объяснен механисти-

ческой наукой и представляет собой серьезный концептуаль-

ный вызов существующим парадигмам психиатрии и западной

науки вообще. Не исключено, что некоторые существенные

черты кармических воспоминаний - их универсальность, ощу-

щение подлинности, эмпирические качества, точное описание

соответствующего времени и культуры, терапевтический потен-

циал и сопутствующие им синхронические события - могут

быть объяснены с точки зрения новой парадигмы без предпо-

ложения того, что некая отдельная сущность переживает био-

логическую смерть и несет ответственность за свои прошлые

дела. Примером такого объяснения может служить вероятно-

стная семантическая модель, созданная советским математи-

ком В. В. Налимовым (Nalimov, 1982).

Интересно отметить, что в мистических традициях букваль-

ная вера в перевоплошения отдельных индивидов рассматрива-

ется как упрощенная интерпретация кармических переживаний.

В более полной форме теория перевоплощений предполагает, что

все разделения и границы во Вселенной условны и иллюзорны.

В конечном счете существует только творческий принцип, или

космическое сознание. Индивид, достигающий этого предельного

знания, будет рассматривать мир кармических явлений лишь как

один из уровней иллюзии. Индуистская концепция Вселенной

как божественной игры (лилы) одного высшего существа (Бра-

мы) может служить примером такого.подхода

В некоторых случаях свидетельства, подтверждающие тео-

рию перевоплощений, оказываются весьма специфическими.

Фрагмент переживания может содержать недвусмысленную ин-

формацию о жизни человека, с которым пациент чувствует себя

связанным. Это могут быть имена людей и названия мест, даты,

описания специфических объектов и многое другое. В некото-

рых случаях подобные сведения могут быть проверены, и час-

то исторические исследования удивительным образом подтвер-

ждают подобные переживания до мельчайших деталей,

Существует еще один интереснейший независимый источ-

ник данных о перевоплощении. Многие дети уверяют, что пом-

нят различные моменты своих прошлых жизней. Это может

быть название места, где они родились в предыдущей жизни,

детальное знание его топографии, имена и подробности из жиз-

ци предполагаемых родственников, знакомых и друзей и другие

детали. Ян Стивенсон, изучивший множество таких случаев в

различных странах мира, описал свои находки в знаменитой

книге "Двадцать случаев реинкарнации" (Stevens о п, 1984).

Интересно отметить в этом контексте, что в Тибете сущест-

вует традиция проверки мальчика, которого считают перевопло-

тившимся ламой: ему предлагают в ряду похожих вещей об-

наружить те, которые принадлежали покойному ламе,

Я надеюсь, что приведенный анализ имеющихся данных от-

носительно опыта прошлых воплощений и связанных с ними

феноменов убедит читателя, что они заслуживают тщательно-

го и систематического исследования. Хотя они не могут рас-

сматриваться как неопровержимые доказательства продолже-

ния отдельного индивидуального существования в ряде жизней

и закона кармы, вряд ли непредубежденный и информирован-

ный ученый станет отвергать такую возможность на основе ме-

тафизической приверженности механистическому мировоззре-

нию. Ниже я проиллюстрирую некоторые важные аспекты опы-

та прошлых воплощений интересным примером. Протагонист

этой истории начинал свое самоисследование в терапевтичес-

кой группе, отколовшейся от Янова из-за несогласия с его огра-

ничивающими теоретическими представлениями. Позже он уча-

ствовал в нашем месячном семинаре в Эсалене, где использова-

лась техника холотропного дыхания.

Переживая в "первичной" терапии различные аспекты травмы

рождения, Карл столкнулся одновременно с фрагментами драма-

тических сцен, происходивших, по-видимому, в другом веке и в дру-

гой стране. Сцены сопровождались мощными эмоциями и фи-

зическими ощущениями и, казалось, имели какое-то глубокое от-

ношение к его жизни, хотя внешне в ней и не было для них места.

Ему виделись туннели и подземные склады, казармы, толстые

стены и бастионы, бывшие, по всей видимости, частями крепости,

расположенной на скале на берегу моря. Появлялись также образы

солдат в разных ситуациях. Интересно, что солдаты казались испа-

нцами, хотя сцена больше напоминала Шотландию или Ирландию.

Постепенно сцены становились все более драматическими,

часто это были битвы и кровавые убийства. Находясь в окруже-

нии солдат, Карл вместе с тем чувствовал себя священником и

в какой-то момент увидел себя с Библией и крестом. Там же он

видел кольцо с печатью на своей руке и ясно рассмотрел иници-

алы на печати.

Будучи талантливым художником, Карл решил зафиксировать

это видение в рисунках, хотя в то время и не понимал его. Некото-

рые из его рисунков изображали различные части крепости, дру-

гие сцены убийства, в немногих рисунках он отображал собствен-

ные переживания, в том числе момент, когда его проткнули шпа-

гой и сбросили с бастиона крепости, так что он умирал на берегу,

Среди рисунков было и изображение печати с инициалами.

Восстанавливая по кусочкам эту историю, Карл стал находить

в ней все больше значимых связей со своей действительной жиз-

нью. Многие эмоции и психосоматические ощущения, а также

многие проблемы в его отношениях с людьми явно были связаны

с этими таинственными событиями в прошлом.

Поворот произошел, когда Карл внезапно решил провести

отпуск в Ирландии. Там он сделал ряд фотоснимков на западном

побережье. Он обнаружил позже, что сделал одиннадцать пос-

ледовательных снимков одного и того же пейзажа, который не

выделядся ничем примечательным. По карте он смог восстано-

вить, что его внимание привлекли развалины старой крепости Ду-

нануар, или Fort de oro (Золотая крепость).

Подозревая, что это может быть связано с его переживаниями

во время терапии, Карл решил изучить историю крепости. К сво-

ему огромному удивлению, он обнаружил, что во времена Уолтера

Рейли крепость была взята испанцами и позже вновь отвоевана

британцами. Уолтер Рейли вел переговоры с испанцами и пообе-

щал им свободный выход из крепости, если они откроют ворота

и сдадутся британцам. Испанцы согласились, но британцы не

сдержали слова; попав в крепость, они безжалостно перебили ис-

панцев и сбросили их с бастионов умирать на берегу.

Это ошеломляющее подтверждение истории, которую он рекон-