Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 39 из 67)

Удивительно, но многие люди западной культуры из-за вли-

яния протестантской этики или по иным причинам испытыва-

ют трудности в принятии экстатического опыта, если только ему

не предшествуют тяжкие страдания или непосильный труд, да

даже и при этом условии. Они полагают, что не заслуживают

этих экстатических переживаний, и реагируют на них чувством

вины. Если эта проблема выяснена и человек готов принять свой

опыт, сеанс может проходить от начала до конца без малейше-

го вмешательства терапевта и быть чрезвычайно благотворным

и продуктивным. Вероятность такого мягкого протекания воз-

растает по мере увеличения числа холотропных сеансов.

Однако в большинстве случаев интенсивное дыхание пона-

чалу приносит более или менее драматические переживания

в форме интенсивных эмоций или психосоматических проявле-

ний. Прежде чем говорить об использовании дыхания в терапе-

втических целях, представляется необходимым особенно для

читателей с медицинским образованием, рассмотреть вкратце

некоторые предрассудки относительно интенсивного дыхания,

глубоко укоренившиеся в медицинских кругах на Западе. Уче-

бники по физиологии дыхания описывают так называемый ги-

первентиляционный синдром - якобы стандартную и обяза-

тельную физиологическую реакцию на быстрое дыхание. В

этот синдром входит знаменитый карпопедальный спазм - те-

танические (столбнячные) судороги рук и ног.

Симптомы гипервентиляционного синдрома рассматривают-

ся обычно в контексте патологии и объясняются биохимичес-

кими изменениями в составе крови - увеличением щелочно-

сти и уменьшением ионизации кальция. Хорошо известно, что

у определенных психиатрических пациентов развиваются спон-

танные эпизоды гипервентиляции с драматическими эмоцио-

нальными и психосоматическими проявлениями; особенно отли-

чаются этим истерические пациенты. Обычно в таких случаях

назначают транквилизаторы, внутривенные вливания кальция

и бумажную маску на лицо.

К настоящему времени мы провели дыхательные сессии с

многими тысячами людей и пришли к выводу, что такое чисто

физиологическое понимание действия интенсивного дыхания

не верно. Существует много людей, для которых даже весьма

значительное интенсивное дыхание в течение долгого време-

ни не ведет к классическому гипервентиляционному синдро-

му, а обеспечивает все большую релаксацию, интенсивные сек-

суальные чувства или даже мистические переживания. У других

возникают напряжения в различных частях тела, но в конфи-

гурациях, совершенно не похожих на карпопедальный спазм.

Более того, продолжение интенсивного дыхания ведет не к уве-

личению этих напряжений, а к их кульминации, за которой сле-

дует глубокая релаксация. Эта последовательность по своей

структуре напоминает динамику сек"уального оргазма

Кроме того, при продолжении холотропных сеансов сущест-

вует тенденция последовательного уменьшения общего объема

мышечных напряжений и неприятньт эмоций. По-видимому,

организм реагирует на изменяющуюся биохимическую ситуа-

цию тем, что выносит на поверхность, более или менее стерео-

типным образом, различные старые, глубоко укоренившиеся

напряжекия и дает им периферическую разрядку. Это высво-

бождение связанных энергий в течение холотропных сессий

может происходить двумя способами.

В первом случае это катарсис, или отреагирование, заключа-

ющееся в дерганье, дрожании, резких движениях тела, каш-

ле, рвоте, криках и других горловых проявлениях или в возра-

стающей активности автономной нервной системы. Этот меха-

низм хорошо известен в психиатрии со времен публикации

Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брейером их исследования ис-

терии В традиционной психиатрии таким способом лечат трав-

матические эмоциональные неврозы, и этот путь часто приме-

няется в новых направлениях эмпирической психотерапии -

неорайхианстве, гештальт-терапии, терапии "первичным кри-

ком". Если дело не ограничивается биографическим уровнем

и есть возможность перейти на перинатальный и трансперсо-

нальный, то это эффективный психотерапевтический механизм

для снятия эмоциональных и психосоматических напряжений,

Второй механизм представляет собой нечто новое в психи-

атрии и психотерапии и, по-видимому, является в некотором

отношении даже более эффективным. Здесь глубокое напря-

жение выходи" на поверхность в виде длительного мышечного

напряжения или спазмов Поддерживая в течение продолжи-

тельного времени такое мышечное напряжение, организм по-

требляет огромное количество связанной энергии и затем уп-

рощает свое функционирование, освобождаясь от нее.

Эти два механизма имеют свои параллели в спортивной

физиологии, где хорошо известно, что можно совершить рабо-

ту тренировки мышц одним из двух способов - изотоничес-

ким и изометрическим. Как показывает сам термин, во время

изотонических упражнений напряжение мышцы остается пос-

тоянным, в то время как ее длина меняется; в изометрических

упражнениях напряжение мышцы меняется, в то время как дли-

на остается постоянной. Примером изотонической активности

может служить бокс, тогда как поднятие тяжестей - изометри-

ческая деятельность. Несмотря на некоторое различие, эти два

механизма имеют много общего, и в холотропной терапии они

эффективно дополняют друг друга.

Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глу-

бокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление;

многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом бо-

лее расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в

течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким обра-

зом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьше-

ния стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому

здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психи-

атрических пациентов можьо рассматривать как попытки само-

лечения организма. Подобное понимание можно найти в литера-

туре по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге

намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется

в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого

дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как

одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кун-

далини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды

быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов,

следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средства-

ми.

Протекание холотропных сессий значительно различается

не только у разных людей, но и у одного и того же человека.

Как я уже упоминал, в некоторых случаях сессия может от

начала до конца проходить без каких-либо эмоциональных или

психосоматических трудностей. Однако в большинстве случа-

ев интенсивное дыхание поначалу приводит к более или менее

драматическим событиям. Спустя некоторое время у разных

людей по-разному возникают сильные эмоции и развиваются

стереотипные блоки так называемого мышечного панциря.

Эмоции, возникающие в этом контексте, могут быть весь-

ма разнообразными. Это может быть гнев и агрессия, тревога,

печаль и угнетенность, чувство неудачи и неполноценности, ви-

ны и. отвращения и т. п. Физические проявления могут состоять

в мышечном напряжении, головных болях и болях в других

частях тела, тошноте, рвоте, удушье, усиленном слюноотделе-

нии, потении, сексуальном возбуждении и самых различных

движениях.

Некоторые люди остаются совершенно спокойными и непо-

движными. У них могут возникать глубокие переживания, но

внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они

спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигатель-

ную активность, их трясет и скручивает, они крутятся, вертят-

ся, принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, с уси-

лием проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут

себя как новорожденные. Часто имеют место движения, напоми-

нающие ползание, плавание, толкание, карабкание. Возможны

богатые акустические проявления, в том числе вздохи, рыдания,

плач, крики, детский лепет, бормотание, спонтанное пение,

глоссолалия и широкий спектр звукоподражаний животным.

Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утончен-

ными, сложными, дифференцированными и весьма специфичес-

кими. Сюда относятся, например, движения, напоминающие

ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих, сопровож-

дающиеся соответствующими звуками. Иногда люди спонтан-

но принимают какую-нибудь йогическую позу (асану) или осу-

ществляют соответствующий жест (мудры), не будучи знако-

мыми е ними в обычном состоянии. Временами автоматические

движения и/или звуки напоминают ритуальные танцы или

другие ритуальные действия из различных культур - шамай-

ское пение, яванские танцы, балийское обезьянье пение, сим-

волические движения индийских школ танца Катакали или Ма-

нипури, горловой музыки эскимосов-инуитов, тибетского или

монгольского многоголосного (исполняемого одним человеком)

пения, японского Кабуки.

Физические напряжения во время дыхания, как правило,

возникают в определенных частях тела. Не будучи простыми

физиологическими реакциями на интенсивное дыхание, они

имеют сложную психосоматическую структуру. Они различны

у разных людей и обычно имеют для каждого человека специ-

фическое психологическое значение. Иногда они являются

усиленным вариантом напряжений и болей, известных чело-

веку по его повседневной жизни, или хронической проблемой,