Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 5 из 67)

или опыт удушья, воспоминания об этих переживаниях игра-

ют роль связующего звена с этой областью.

Встреча со смертью при такой глубине самоисследования

может органически переплетаться с различными явлениями,

связанными с процессом биологического рождения. Встреча-

ясь с предсмертной агонией, люди одновременно переживают

родовые муки (как если бы они рожали или рождались). Кро-

ме того, многие физиологические и поведенческие составляю-

щие этих переживаний находят свое естественное объяснение

как производные процесса рождения. В этом контексте часто

встречается отождествление с плодом в утробе и переживание

процесса собственного рождения с очень специфическими и

достоверными подробностями. Стихия смерти может быть пред-

ставлена поочередным или даже одновременным отождествле-

нием с больными, дряхлыми или умирающими людъми. Хотя

полный спектр явлений этого уровня нельзя сводить к повтор-

ному переживанию биологического рождения, родовая травма

представляет собой, по-видимому, сердцевину этого процесса.

Поэтому я называю данную область бессознательного перина-

тальной.

Термин леринаиальный (perinatal) - составное гречес-

ко-латинское слово, в котором приставка peri означает "вок-

руг" или "поблизости", а корень natalis указывает на отноше-

ние к рождению. В медицине это слово употребляется для обо-

значения процессов, предшествующих родам, связанных с ними

или следующих непосредственно за ними (так, например, го-

ворят о перинатальной инфекции или перинатальном повреж-

деции мозга). В отличие от традиционного использования тер-

мина в акушерстве, здесь он будет применяться для обозначе-

ния психических переживаний. Современная нейрофизиология

отрицает возможность воспоминаний о рождении в силу того,

что кора головного мозга еще не миелинизирована. Однако не-

возможно отрицать наличие подпинных перинатальных пережи-

ваний; частота их возникновения и их огромная клиническая

значимость должны послужить поводом для пересмотра иссле-

дователями мозга своих теорий.

Связь между биологическим ро-ждением и перинатальными

переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность

использовать стадии биологических родов для построения те-

оретической модели, позволяющей понять динамику перина-

тального уровня бессознательного и даже прогнозировать про-

цесс самоисследования на этом уровне,

Перинатальные переживания организованы в типичные

тематические группы, базовые характеристики которых эмпи-

рически связаны с анатомическими, физиологическими и био-

химическими аспектами определенных клинических стадий

рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое

понимание динамической архитектуры различных форм психо-

патологии и создает революционые возможности для терапии

(Grof, 1985).

Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождени-

ем, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и содер-

жит важные психологические, философские и духовные измере-

ния, так что здесь неуместен механистический редукционизм.

Имея дело с мощной динамикой перинатального процесса в ка-

честве переживающего данный процесс субъекта или в качестве

исследователя, человек глубоко вовлекается в него и может

увидеть в нем универсальный объяснительный принцип, одна-

ко в более широкой перспективе это может оказаться препят-

ствием, требующим преодоления. Модель процесса рождения

является мощным объяснительным принципом в рамках фено-

менов специфического уровня бессознательного. Когда же про-

цесс эмпирического самоисследования переходит к транспер-

сональным областям психики, необходимо использовать иные

представления.

Некоторые важные характеристики перинатального процес-

са ясно указывают, что этот феномен гораздо шире, чем про-

сто повторное переживание процесса биологического рожде-

ния. Клиническая работа с необычными состояниями сознания

показывает, что многие формы психопатологии имеют глубо-

кие корни в феноменах этого уровня. Эмпирическое пережи-

вание смерти и возрождения оказывает сильное терапевтичес-

кое воздействие на различные эмоциональные и психосомати-

ческие симптомы, связанные с травматическими последствиями

рождения как для ребенка, так и для матери. Однако оно име-

ет и трансперсональные измерения и ведет к глубоким изме-

нениям в системе представлений о мире, фундаментальной

иерархии ценностей и жизненных стратегий.

Эмпирическое переживание смерти и возрождения часто

связывается с экзистенциальным кризисом, в котором человек

серьезно пересматривает смысл собственной жизни и существо-

вания в целом. Этот кри.зис может быть успешно разрещен

только посредством внутренней связи с духовными измерени-

ями психики и глубинными ресурсами коллективного бессоз-

нательного. Возникающие в результате этого изменения лич-

ности и развитие сознания сравнимы с изменениями, описы-

ваемыми в контексте древних мистерий смерти и возрождения,

посвящений в тайные общества или так называемых "ритуа-

лов перехода". Таким образом, перинатальный уровень бессоз-

нательного представляет собой важную промежуточную об-

ласть между индивидуальным и коллективным бессознатель-

ным, или между традиционной психологией и мистикой.

Переживания смерти и возрождения, отображающие пери-

натальный уровень бессознательного, богаты и сложны. Собы-

тия, связанные с различными стадиями или аспектами биологи-

ческого рождения, как правило, перемежаются или ассоцииру-

ются с многочисленными мифологическими, мистическими,

архетипическими, историческими, социополитическими, антро-

пологическими или филогенетическими трансперсональными

переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических

структурах или сгущениях, связанных с клиническими стадия-

ми рождения ребенка.

Связь с переживаниями плода на стадиях биологического

рождения обеспечивает йзбирательный доступ к специфичес-

ким областям коллективного бессознательного, воплощающим

сходные состояния сознания. Для теории и практики эмпири-

ческой работы самопознания оказалось полезным постулиро-

вать существование четырех гипотетических динамических

матриц, управляющих процессами на перинатальном уровне

бессознательного. Они называются базовыми леринатамьны-

ми матрицпми (БПМ).

Помимо того, что эти матрицы обладают специфическим

эмоциональным и психосоматическим содержанием, они явля-

ются также принципом организации материала различных уров-

ней бессознательного. Различные аспекты биографического

уровня - насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, уду-

шье или, наоборот, состояния биологической и эмоциональной

удовлетворенности - тесно связаны со специфическими ас-

пектами БПМ.

Развертывание перинатального уровня часто сопровожда-

ется также трансперсональными переживаниями вроде архе-

типических видений Великой Матери или Ужасной Богини-

Матери, Рая, Чистилиша, Ада, отождествлением с животны-

ми, с опытом прошлых воплошений. Как и в случае связи СКО

и БПМ, связуюшим звеном между БПМ и трансперсональны-

ми феноменами оказываются сходные эмоциональные или

физические переживания.

БПМ имеют специфическое отношение к активности во

фрейдовских эрогенных зонах и к различным формам психо-

патологии (см. Приложение Б). Далее я опишу базовые пери-

натальные матрицы в последовательности соответствующих

стадий биологического рождения. Этот порядок редко воспро-

изводится в процессе глубинного самоисследования; здесь темы

различных матриц, как правило, образуют весьма разнообраз-

ные сочетания.

ПЕРВАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ

МАТРИЦА (БПМ I):

амниотическая Вселенная

Биологическая основа этой матрицы - опыт исходного симби-

отического союза плода с материнским организмом во время его

внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо

помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные

факторы физической, химической, биологической и физиологи-

ческой природы могут отрицательно повлиять на это состояние.

На более поздних стадиях ситуация может стать менее благо-

приятной также из-за размера плода, механического сжатия или

неудовлетворительной работы плаценты.

Перинатальный опыт может быть вновь пережит в конкрет-

ной биологической форме или в сочетании с различными симво-

лическими образами и другими феноменами, с которыми он свя-

зан. Отношение между индивидуальными стадиями рождения и

связанными с ними темами очень специфично, избирательно и

следует своей глубоко эмпирической логике. Отождествление с

плодом на различных стадиях процесса рождения, по-видимому,

обеспечивает избирательный доступ к темам трансперсональной

области, основанным на сходных эмоциональных состояниях или

психосоматических переживаниях. Одни из них выглядят как

последовательность архетипов, другие отображают ситуации из

коллективной памяти человечества или даже из "голографичес-

ких архивов природы", связанных с животным, растительным и

минеральным царствами.

Так, элементы безмятежного внутриутробного состояния мо-

гут сопровождаться или перемежаться переживаниями, для ко-

торых характерно отсутствие границ или препятствий (напри-

мер, переживаниями океанического сознания), или глубским эм-

пирическим отождествлением с различными водными формами

жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами, китами),