Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 42 из 67)

леть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти

в его поток.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает

проявление специфических содержаний - агрессии, эмоцио-

нальной или физической боли, сексуальности и чувственности,

борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов,

океанической атмосферы пребывания в утробе. В работе с

группой громкая и динамичная музыка позволяет также за-

глушить звуки, издаваемые участниками на различных стадиях

процесса, включить их в единую художественную форму. Элен

Бонни, музыкальный терапевт и наша сотрудница по мэриленд-

скому научно-исследовательскому психиатрическому центру,

разработала на основе своих представлений о терапевтических

возможностях музыки технику под названием "Направленное

воображение под музыку" (Воппу and Savary, 1973).

Для использования музыки в качестве катализатора глу-

бинных переживаний в самоисследовании необходимо освоить

новый способ ее слушания и установку, непривычную в на-

шей культуре. Мы часто используем музыку как бессодержа-

тельный акустический фон на вечеринках, в магазинах и даже

на рабочих местах, а также в рамках дисциплинированной и

интеллектуализированной установки более подготовленной пу-

блики концертных залов. Динамический и элементарный спо-

соб использования музыки на рок-концертах ближе к тому,

что необходимо в холотропной терапии, но он слишком экст-

равертно ориентирован и ему недостает устойчивой направ-

ленности вглубь себя.

В холотропной и психоделической терапии необходимо

полностью отдатъся потоку музыки, дать ей отзываться во всем

теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом,

в том числе разрешить себе проявления, немыслимые в концер-

тном зале, где даже молчаливые слезы или тихое покашлива-

ние могут стать источниками замешательства. Здесь же необхо-

димо дать полное выражение всему, что вызывает музыка, -

здесь надо ллакать и смеяться, гримасничать, трястись, двигать

бедрами, извиваться всем телом, допускать любые эмоциональ-

ные, голосовые и двигательные проявления.

Особенно важно воздерживаться от каких-либо оценок от-

носительно исполняемой музыки, от попыток догадаться, чья

это музыка, к какой культуре она принадлежит,на какое зна-

комое произведение она похожа, оценить, каково качество ис-

полнения, в какой тональности она исполняется, каково каче-

'ство записи или музыкальной аппаратуры, на которой эта за-

пись воспроизводится и т. д. Музыке надо дать воздействовать

на душу и тело совершенно спо'нтанно и элементарно. Тогда

она оказывается мощным средством создания и поддержания

необычных состояний сознания. Музыка, используемая для

этой цели, должна быть технически высочайшего качества и

достаточно громкой, чтобы увлечь слушателя. Когда такого рода

звуковая технология изменения состояний сознания использу-

ется наряду с ранее описанной техникой дыхания, они усилива-

ют воздействие друг друга и их сочетание как средство психоте-

рапии и самоисследования оказывается чрезвычайно мощным.

В психоделической терапии, где эмпирическая глубина

обеспечивается воздействием фармакологического агента, ос-

новное правило при выборе музыки состоит в том, чтобы она

как можно полнее соответствовала переживаниям пациентов.

Налример, работая с ЛСД, терапевту следует на начальной фа-

зе выбирать музыку текучего, открытого характера, обладаю-

щую качеством постепенного развертывания в соответствии с

развертыванием воздействия ЛСД. В средней части сеанса му-

зыка должна быть мощноЙ, влекущей и относительно постоян-

ной в отношении громкости. Между третьим и четвертым часом

можно обратиться к музыке "взрывного" характера, посколь-

ку как раз в это время большинство пациентов переживают ку-

льминацию и внезапное разрешение проблем. По мере успоко-

ения переживаний музыка может становиться все более и бо-

лее спокойной и медитативной.

Кроме того, если терапевту известно специфическое со-

держание переживаний пациента, он мржет поддержать про-

текающий процесс соответствующим выбором музыки. Если

движения человека указывают на сексуальный характер пере-

живаний, музыка должна быть чувственной и эротичной. "Ша-

херезпда" Римского-Корсакова, "Грот Венеры" из "Тангейзе-

ра" и "Смерть Изольды" из "Тристана" Вагнера, любовные

сцены из "Ромео и Джульетты" Прокофьева являются изве-

стными примерами такого рода музыки. Агрессивные пережива-

ния требуют динамичной музыки вроде барабанных записей из

ритуалов примитивных племен или шаманских камланий, пье-

сы "Мпрсэ из "Планет" Холста или драматических отрывков

из вагнеровских опер.

Эпизоды океанического экстаза, чувства космического един-

ства и переполняющей любви требуют выбора музыки, переда-

ющей соответствующие эмоции и состояния сознания. Иногда,

если пациент говорит о переживаниях, относящихся к опреде-

ленной культуре, например, о воспоминаниях прошлых жизней

в России, Индии или Японии, терапевт может выбрать музыку,

соответствующую этим культурам или даже непосредственно

с ними связанную.

Иногда могут быть очень эффективными записи звуков при-

роды. Это могут быть, например, записи звуков в животе бере-

менной женщины ( "Колыбельная утробы"), голосов китов, во-

лков, шумов насекомых, скажем, сверчков или пчел, пения

птиц, журчания ручья, рокота моря или "астрономических"

звуков - излучений пульсаров.

Если используется не ЛСД, а другие психоделики, выбор

и организация музыки должны, естественно, соответствовать

специфическим особенностям процесса - разворачиванию и

длительности сеанса и "динамической кривой" переживаний.

Так, например, производные триптамина, такие, как ДМТ или

ДПТ, действуют почти сразу, но время их действия короче. Ам-

фетаминовые эмпатогены требуют более мягкой и текучей му-

зыки. Диссоциативный анестетик кетамин обладает коротким

действием (около часа) и требует медленной и выразительной

"пространственной" музыки.

Принципы использования музыки в холотропной терапии в

значительной степени подобны тем, которые я описал, касаясь

психоделической терапии. Основное отличие состоит здесь в

том, что необычное состояние сознания возникает в результа-

те собственных усилий человека, а не химического воздействия

препарата; его длительность. зависит от поддержания интен-

сивного дыхания и воздействия музыки; оно не достигается ав-

томатически. Мы обнаружили, что полезно сразу же начинать

с музыки, вызывающей подьем, чтобы помочь инициировать не-

обычное состояние сознания. В течение почти всего сеанса му-

зыка в основном должна быть более мощной и эмпатической,

чем в психоделической терапии.

Что касается выбора определенной музыки, то я очерчу

лишь общие принципы и приведу несколько примеров, осно-

ванных на нашем опыте. Каждый терапевт или терапевтичес-

кая группа со временем создает собственную подборку опреде-

ленных музыкальных отрывков для различных фаз сеанса и для

определенных специфических ситуаций. Основное правило

состоит в том, чтобы чутко реагировать на фазу, интенсивность

и содержание переживаний, а не навязывать им что-либо извне.

Это соответствует общим представлениям холотропной тера-

пии, которая с глубоким уважением относится к мудрости кол-

лективного бессознательного и к автономности и спонтаннос-

ти терапевтического процесса.

Как правило, предпочтение должно отдаваться музыке вы-

соких художественных достоинств, не слишком известной и не

обладающей конкретным содержанием. Следует избегать песен

или вокальных пъес, в которых слова вызывают специфичес-

кие ассоциации или наводят на определенные темы. Если вока-

льные произведения все же используются, то их слова должны

звучать на незнакомом пациенту языке, так чтобы человеческий

голос воспринимался наряду с музыкальными инструментами.

По той же причине рекомендуется избегать музь"кальных пьес,

вызывающих у пациентов специфические интеллектуальные

ассоциации.

Так, "Свадебный марш" из "Лоэнгрина" Вагнера или из

"Сна в летнюю ночь" Мендельсона для большинства людей

западной культуры немедленно вызовет ассоциацию брачной

церемонии. Увертюра к "Кармен" Бизе вызовет образ арены

для боя быков. Известные мессы или духовные оратории вы-

зовут воспоминания, относящиеся к религиозной области. Как

правило, программирования переживаний следует избегать, но

в некоторых случаях специфические ассоциации, связанные с

определенной музыкой, могут быть полезны для подцержания

определенных переживаний.

Ассоциации, связанные с определенной музыкой, различны

не только у разных людей, но и в разных культурах разных на-

ций. Так, например, для многих пожилых европейцев "Прелю-

дииэ Листа вызывают воспоминания о второй мировой войне,

потому что эта музыка использовалась нацистами в их пропа-

ганде и звучала из радиоприемников во всех оккупированных

ими городах. Когда мы проводили семинар в Бомбее, мы обна-

ружили сильную эмоциональную реакцию в ответ на индийскую

песню Рагупати Раджа Рамэ; нам обьяснили, что по незна-

нию мы выбрали песню, которая передавалась по радио по всей

Индии в течение нескольких дней после убийства Ганди.

Основное возражение против использования музыки в хо-

лотропных и психоделических сеансах состоит в том, что вы-