Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 50 из 67)

за пределы разделяющих претензий частных религиозных кон-

фессий. Это поразительно похоже на изменения в результате

"пиковых переживаний", которые описывал Абрахам Мэслоу

(Maslow, 1964).

История психиатрии содержит много примеров попытки ис-

пользовать мощные переживания для терапии. В Древней Ин-

дии, например, использовали нападение специально обученно-

го слона, который останавливался прямо перед пациентом. В

других случаях пациента помещали в яму с кобрами, у которых

были вырваны жала. Или организовывалось неожиданное па-

дение в воду, когда пациент переходил мост со специально обо-

рудованным механизмом. Для важных людей организовывали

ложный суд, приговаривавший их к смерти. Казнь почти при-

водилась в исполнение, и лишь в последний момент возвеща-

лось о помиловании (Hanzlfcek, 1961). Рассказывая об этом,

я не собираюсь рекомендовать реальные или сымитированные

ситуации угрозы жизни как терапевтическую стратегию для со-

временной психиатрии. Я лишь хочу проиллюстрировать наб-

людение, что психика содержит такие терапевтические и транс-

формирующие механизмы, возможности которых по своей ве-

личине не поддаются описанию ни одной традиционной теори-

ей психотерапии.

Психоделическая и холотропная терапия делает возможным

исполъзование терапевтического и трансформирующего потен-

циала мощных переживаний без того риска, который подразу-

мевается актуальным биологическим кризисом, или сложных

розыгрышей вроде тех, которые мы только что описали. Дина-

мика бессознательного, стимулированная соответствующими

неспецифическими техниками, спонтанно породит мощные пе-

реживания столкновения со смертью, сравнимые по терапевти-

ческому потенциалу с внешне индуцированными ситуациями.

Однако, чтобы подход такого рода мог быть принят академиче-

ской психиатрией, важно разъяснить механизмы драматичес-

ких изменений и представить их в контексте общей теории лич-

ности. Лишь наиболее поверхностные переживания и измене-

ния можно понять в рамках традиционного психиатрического

мышления. Большинство же из них требует не только пересмот-

ра концептуальных представлений психиатрии и психологии,

но и нового научного мировоззрения, новой парадигмы.

Интенсификация известных

терапевтических механизмов

Некоторые из терапевтических изменений, происходящих во

время психоделических и холотропных сеансов, можно объяс-

нить с точки зрения механизмов, описанных традиционной пси-

хотерапией. Однако даже в сравнительно поверхностных нео-

бычных состояниях сознания эти механизмы значительно ин-

тенсифицируются по сравнению со словесными процедурами,

В более глубоких холотропных состояниях мы обычно встре-

чаемся с механизмами терапевтического изменения, которые

еще не обнаружены и не признаны в традиционной психиатрии.

Необычные состояния сознания, как правило, значительно

изменяют отношение между сознательной и бессознательной

динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические

сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только воз-

никают подавлявшиеся воспоминания, но человек полностью

переживает эмоционально значимые события прошлого в со-

стоянии возрастной регрессии. Бессознательный материал мо-

жет также проявиться в форме различных символических пе-

реживаний, напоминающих сон и поддающихся расшифровке

с помощью фрейдовской техники интерпретации сновидений.

Проявление этого бессознательного содержания, которое ина-

че не было бы доступным, часто сопровождается значительными

эмоциональными и интеллектуальными прозрениями относи-

тельно природы психопатологических симптомов в межлично-

стных отношениях человека.

Терапевтические возможности проживания з'аново эмоци-

онально значимых эпизодов детства включают несколько важ-

ных моментов. Психопатология черпает свою динамическую

силу из хранилищ подавленной эмоциональной и психической

энергии. Этот факт впервые был описан Фрейдом и Брейером

в их исследовании истерии (Freud, 1936). Сам Фрейд впослед-

ствии преуменьшал значение этого фактора, и лишь известный

психоаналитический отступник Вильгельм Райх обнаружил те-

оретическое и практическое значение биоэнергетической дина-

мики организма (Reich 1949, 1961). В психоделической и холо-

тропной терапии высвобождение этих энергий и их перифери-

ческая разрядка играют очень существенную роль. Традиционно

такое высвобождение называют отреагированием, если это свя-

зано с определенным специфическим биографическим содержа-

нием. Разрядку более обобщенных эмоциональных и физиче-

ских напряжений обычно называют катарсисом.

Поскольку роль отреагирования и катарсиса в контексте

психоделической и холотропной терапии должна быть сущест-

венно пересмотрена, нужно уделить им некоторое внимание.

Терапевтические возможности эмоционального катарсиса были

известны уже в Древней Греции. Платон дал живое описание

эмоционального катарсиса в диалоге "Федрэ, говоря о ритуаль-

ном сумасшествии корибантов. Он отмечал значительные тера-

певтические возможности дикого танца под звуки флейт и бара-

банов, доходящего до исступления и завершающегося состояни-

ем глубокой релаксации и покоя. Предполагают, что сам Платон

был посвящен в Элевсинские мистерии, так что его описание,

по-видимому, основано на собственном опыте.

Другой великий греческий философ, ученик Платона, Ари-

стотель, впервые явно утверждал, что полное переживание и

высвобождение подавляемых эмоций является эффективным

средством против психических болезней. Аристотель полагал,

что хаос и неистовство мистерий в конце концов ведет к уста-

новлению порядка. Посредством употребления вина, средств,

усиливающих сексуальное возбуждение, и музыки посвящен-

ные переживают разгул страстей, за которым следует целитель-

ный катарсис (Croissant, 1932).

Механизм отреагирования, оиисанный Фрейдом и Брейером,

играл важную роль в представлениях раннего Фрейда о природе

терапии психоневроза, особенно истерии. По этим представле-

ниям невроз вызывается пережитой в детстве травматической

ситуацией в обстоятельствах, которые не допускают перифери-

ческой разрядки эмоциональной энергии, вызванной травмой.

Это создает области "застрявших", подавленных эмоций, Цель

терапии состоит в том, чтобы вернуть вытесненные воспоми-

нания в сознание в безопасной ситуации, создавая условия для

несостоявшейся ранее разрядки.

Позже Фрейд отказался от этих представлений, отдав пред-

почтение другим механизмам терапии, в особенности переносу

Под его влиянием в психотерапии сложилась точка зрения, что

отреагирование не способно вызвать устойчивые терапевтичес-

кие изменения. Однако предполагается, что оно все же являет-

ся возможным методом при работе с эмоциональными трудно-

стями, вызванными единичной значительной психотравмой,

вроде невроза участников войны или других подобных эмоци-

ональных расстройств.

С точки зрения психоделической и холотропной терапии ис-

ключение из психоанализа отреагирования в полъзу более тон-

ких и поверхностных механизмов и техник было ошибкой Фрей-

да. Исключительно словесный подход совершенно неадекватен

в работе с биоэнергетической ситуацией, лежащей в основе

психопатологии. Причина, по которой отреагирование не при-

водило к устойчивым терапевтическим изменениям, состояла

в том, что оно не было достаточно глубоким и радикальным

Чтобы отреагирование было полностью эффективным, тера-

певт должен содействовать его полному осуществлению. Час-

то это выводит за пределы биографической травмы психологи-

ческой природы, к воспоминаниям о физических событиях, уг-

рожавших жизни (детская пневмония, дифтерия, операции и

несчастные случаи, опасность утонуть), о различных аспектах

биологического рождения и даже к воспоминаниям о прошлых

воплощениях и других феноменах трансперсональной области.

Такое отреагирование может принимать весьма драматиче-

ские формы и вести к временной потере контроля, неукротимой

рвоте, удушающему кашлю, временной потере сознания (выпа-

дению) и другим подобным проявлениям. Это объясняет так-

же, почему отреагирование оказывалось эффективным в рабо-

те с травматическими неврозами, когда терапевт был готов к

тому, чтобы иметь дело с воспроизведением ситуаций, угрожа-

ющих жизни. Если же терапевт не готов - эмоционально или

из-за своих теоретических убеждений - к тому, чтобы иметь

дело с полным диапазоном феноменов отреагирования, он до-

пустит лишь его урезанные формы и уровни, что не приведет

к устойчивым результатам.

Хотя отреагирование и играет важную роль в холотропной

терапии, это лишь один из механизмов, приводящих к терапев-

тическим изменениям. Существуют важные дополнительные

факторы даже на уровне биографических травм. Человек, пере-

живающий полную регрессию в детство, к тому времени, когда

имела место определенная травма, буквально становится сно-

ва младенцем или ребенком. Это предполагает соответствую-

щий образ тела, примитивные эмоции, наивное восприятие и

понимание мира. Одновременно с этим он/она имеет доступ

к зрелому восприятию мира взрослого. Это делает возможным

интеграцию травматических событий посредством их энергети-

ческой разрядки, полного их осознания и оценки их с точки

зрения взрослого. Это особенно важно в тех случаях, когда не-