Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 47 из 67)

ределенного от сеанса и не строить планов относительно него.

Лучшей установкой является глубокая человеческая забота о

дышащем, заинтересованность в процессе, доверие к мудрос-

ти и спонтанному целительному потенциалу психики, а также

известная доля сдержанности, которая послужит гарантией, что

сидящий не будет чересчур вовлечен в процесс, слищком лич-

но заинтересован в его результатах, не поддастся идиосинкра-

тическому резонансу с содержанием сеанса.

Систематическая работа в качестве ведущего в холотроп-

ной терапии требует не только личного опыта и профессиона-

лизма, но и постоянного внимания к своим внутренним процес-

сам и постоянной работы над собой. Эмоциональные реакции

на различные аспекты процессов у дышащих - лучший баро-

метр, указывающий, какие области собственной психики тре-

буют внимания и проработки.

Важно иметь в виду, что холотропная работа не имеет

фиксированного результата, она открыта. Можно представлять

себе ее как продолжающийся исследовательский проект или

психологический эксперимент. Представления о психике в ака-

демической психотерапии основаны на предположении, что

можно приобрести всеобъемлвщие знания о психологических

лроцессах, применимые к каждому отдельно взятому пациен-

ту, с которым вы работаете. Теория холотропной терапии явля-

ется открытой, готовой к любым неожиданностям. В повседне-

вной терапевтической работе могут возникнуть феномены'й

проблемы, с которыми ведущий прежде не сталкиэался, не чи

тал о них, которые являются абсолютно новыми и никем ра-

нее не описанными. Обучение ведущего никогда не следует счи-

тать завершенным. Холотропная терапия - это непрерывный

процесс обучения, а не механическое применение законченной

системы понятий и правил.

Заключительная часть вводной фазы после релаксации и

психической настройки состоит в специальных инструкциях от-

носительно эмпирического процесса. Участникам предлагает-

ся сосредоточиться на дыхании, прочувствовать его естествен-

ный ритм, поначалу не стараясь его изменить. На этой стадии

может быть полезно визуализировать дыхание как облако света

и мысленным взглядом проследовать за ним до таза, ног, а затем

снизу верх. Можно представить себе, что пока дыхание движет-

ся по телу, оно создает открытое пространство, наполняющее

каждую клетку организма светом.

Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его

полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса - частота

и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних

частей легких или диафрагмальных областей живота - предо-

ставляются органической интуиции человека. Когда дыхание

стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появ-

лению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыха-

ния и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анали-

зируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к про-

цессу.

В идеальном случае холотропный сеанс требует от сидящего

минимального вмешательства. Его роль состоит в наблюдении

и слежении за тем, чтобы дышащий подцерживал более быст-

рое и более глубокое, чем обычно, дыхание. Частота, глубина

и стиль дыхания различны у разных людей на разных сеансах.

Сидящий и дышащий должны договориться о мере вмешатель-

ства и его формах. Это особенно важно на первых сеансах, ко-

гда участник еще не знаком с этими переживаниями и не выра-

ботал собственного стиля. Некоторые новички хотят сразу как

можно глубже погрузиться в опыт. Они просят сидящих сле-

дить за их дыханием, не давать им отвлекаться и выходить из

процесса. Другие предпочитают "разогреваться" постепенно,

входить в опыт не спеша, облегчить себе первые шаги. Есть

люди, которые не любят, чтобы до них дотрагивались, а есть и

такие, которые просят сидящих вообще не вмешиваться. Та-

кого рода просьбы следует принимать во внимание.

Бывает, что дышащий время от времени забывает о необхо-

димости обеспечивать интенсивное дыхание, погружается в

свои переживания и сдерживает дыхание. Если сидящий хочет

напомнить ему о необходимости подцерживать усиленное ды-

хание, то это нужно делать без слов, легким прикосновением

к плечу, груди или животу. Рекомендуется вообще воздержи-

ваться от разговоров во время сеанса, кроме отдельных слов

или простых предложений в случае необходимости. Холотроп-

ная терапия основана на глубоких эмоциональных и психосома-

тических переживаниях; когнитивные, понятийные и словесные

оценки могут оказаться серьезной помехой глубине и потоку

эмпирического процесса. Все, что нужно сказать, говорится во

время подготовки и во время обсуждения опыта, которое про-

водится после каждого эмпирического сеанса.

В большинстве случаев переживания участника можно

описать кривой, сходной с оргиаст",ческой, - постепенное на-

растание эмоций и физических проявлений, кульминация, за-

т"м более или менее внезапное разрешение. Когда дышащий

достигает поворотного пункта, сидящему не следует вмешивать-

ся, предоставляя ему следовать собственному ритму. В это вре-

мя дыхание может стать чрезвычайно медленным - два-три

цикла в минуту. В некоторых случаях человек и ранее может

""азаться в пространстве, в котором усиленное и ускоренное

дыхание неуместно, - например, отождествиться с зародышем

или рыбой. В таких случаях сидящему не следует настаивать

на продолжении интенсивного дыхания. Так или иначе, вме-

шательства могут быть лишь мягким напоминанием, а никак

не настоятельным требованием. Если сидящий видит, что его

напоминание замечено, он должен предоставить дышащего

самому себе.

0 других ситуациях, когда может быть необходимо вмеша-

тельство во время дыхательной (пневмокатарсической) части

сеанса, речь уже шла. Это необходимость отреагирования в

случае блокирования дыхания, уменьшение слишком бурных

эмоций или физических проявлений и т. п. За исключением та-

ких ситуаций, дело сидящего - поддержка, защита и забота.

Может понадобиться подставить подушку для ударов руками

или ногами, позаботиться о том, чтобы дышащие не попадали

в пространство друг друга, разделить их, если они оказываются

в опасной близости; может понадобиться таз или пластмассо-

вый мешок в случае рвоты, платок или стакан воды. В заключи-

тельной части сеанса роль сидящих становится более активной,

если имеются неразрешенные проблемы. Техника направленной

работы с телом, используемая на этой фазе, уже описана. Мо-

жет понадобиться также эмоциональная или физическая под-

держка или возможность рассказать о своих переживаниях.

Терапевтические результаты сеанса часто косвенным обра-

зом зависят от меры внешнего вмешательства. Наиболее про-

дуктивны те переживания, в которых участник все делает сам.

Многие традиционные психотерапевтические школы рассмат-

ривают терапевта как активного участника процесса, который,

используя специфические техники, изменяет психику клиен-

та в определенном направлении, рекомендуемом теорией дан-

ной школы. Терапевтам, имеющим такую подготовку, может

оказаться нелегко быть ведущими в холотропной терапии, где

упор делается на спонтанный терапевтический потенциал са-

мой психики.

Мы часто сочетаем холотропную работу с рисованием ма-

ндал - техникой, разработанной Джоан Келлог (Kell о g,

1977), психологом и арт-терапевтом, участвовавшей в нашей

работе в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

Хотя эта техника, возможно, имеет ограниченную ценность как

независимый терапевтический инструмент, она чрезвычайно по-

лезна в сочетании с другими эмпирическими подходами. Уча-

стник получает цветные мелки или фломастеры и большой лист

бумаги с очертаниями круга, и его просят заполнить круг по

собственному усмотрению. Это может быть просто сочетани-

ем цветов, геометрической композицией или более или менее

сложным рисунком.

Полученную в результате мандалу можно подвергнуть фор-

мальному анализу в соответствии с критериями, разработан-

ными Джоан Келлог на основе ее психоделической работы с

большими группами психиатрических пациентов. Можно ис-

пользовать ее также как уникальное средство для фиксации

необычных переживаний и их интеграции. В группах рисунки

способствуют обмену переживаниями, придавая графическое

измерение взаимопониманию в отношении необычного опыта

уЧастников. Кроме того, некоторые мандалы поддаются даль-

нейшей эмпирической работе с использованием техники геш-

тальт-терапии, 'экспрессивного танца и т. д. На наших заняти-

ях во время четырехнедельных семинаров среди участников

было популярно ведение "дневников мандал", иллюстрирующих

процесс самоисследования.

Очертив принципы и технику. холотропной терапии, я про-

иллюстрирую процедуру отчетом 45-летней женщины, участ-

ницы нашего пятидневного семинара в Эсалене. В дополнение

к двум сеансам холотропного дыхания, которые обычно пред-

лагаются на этих пятидневных семинарах, она участвовала так-

же в третьем, проводившемся для персонала Эсалена. Таким

образом, описанный ею процесс проходил в течение менее чем

недели.

Я приехала на семинар Грофа, плохо представляя себе, на что

это может быть похоже. Я ничего не читала о его методах, кроме

короткой строчки в каталоге Эсаленского ииститута. Я никогда

не принимала психоделиков, даже ни разу в жизни не напилась.

Одна из важных проблем моей жизни состояла в том, что я посто-