Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 4 из 67)

его рождения до настоящего момента. Неразрешенный конф-

ликт, вытесненное или неинтегрированное воспоминание, не-

кий незавершенный психологический гештальт - все это мо-

жет всплыть из бессознательного и стать содержанием пере-

живания.

Однако, чтобы это произошло, воспоминание должно быть

достаточно эмоционально заряженным и соответствующим

общей ситуации. Одно из важных преимуществ эмпирической

психотерапии перед вербальными методами состоит в том, что

технические приемы, способные непосредственно активизиро-

вать бессознательное, как некий радар сканируют систему пси-

хики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значи-

мый материал и облегчают его доступ в сознание. Это не только

избавляет терапевта от необходимости отделять значимое от

незначимого, но и предохраняет его от принятия решений, ко-

торые неизбежно несли бы на себе отпечаток его принадлежно-

сти к той или иной школе и его личных наклонностей.

Биографический материал, появляющийся в эмпирической

работе, в значительной степени соответствует представлени-

ям Фрейда или его последователей. Есть, однако, несколько

важных отличий. В глубокой эмпирической психотерапии био-

графический материал не вспоминается и не реконструируется,

а действительно вновь переживается, включая не только эмо-

ции, но и физические, визуальные и прочие ощущения и вос-

приятия. Как правило, это происходит в полной возрастной ре-

грессии к периоду жизни, в который происходили вспоминае-

мые события.

Нам удалось продемонстрировать, что возрастная регрес-

сия, наблюдаемая в необычных состояниях сознания, являет-

ся полной и подлинной. Неврологическое обследование чело-

века, регрессировавшего к раннему детству, дает результаты,

характерные для ребенка и нехарактерные для взрослого, в том

числе наличие сосательного рефлекса и других так называемых

осевых рефлексов, даже позитивного рефлекса Бабинского -

веерообразного растопыривания пальцев ног в ответ на стиму-

ляцию подошвенной части стопы заостренным предметом.

Другим важным отличием является то, что значимые био-

"рафические элементы в воспоминаниях появляются не изоли-

рованно, а образуют определенные динамические сгущения па-

мяти, которые я назвал системами конденсированного опыта

(СКО). СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с

сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни

человека, которые обьединяются сильным эмоциональным за-

рядом сходного качества, интенсивными физическими ощуще-

ниями определенного рода или общими важными элементами.

Типичные примеры СКО, клинические иллюстрации их динами-

ки и детальное обсуждение их роли в эмпирическом самоисс-

ледовании можно найти в моей книге "Обласши человеческого

бессознаюельного: данные исследований ЛСД" (G г о f, 1975).

Сначала я йонимал СКО как принцип, управляющий дина-

микой индивидуального бессознательного, когда обнаружил, что

знание их существенно для понимания внутренних процессов

на этом уровне. Однако позже стало очевидно, что СКО явля-

ются общими организующими принципами, действующими на

всех уровнях психики.

Большинство биографических СКО динамически связаны с

определенными аспектами процесса рождения, то есть с пери-

натальным уровнем психики. Перинатальные же темы и их

элементы специфически связаны с сответствующим эмпиричес-

ким материалом из трансперсональной области. Обычно опре-

деленная динамическая СКО охватывает материал различных

биографических периодов, биологического рождения и всевоз-

можных областей трансперсонального мира, наподобие воспо-

минаний о других воплощениях, отождествления с животны-

ми и мифологических мотивов.

В таком случае эмпирическое сходство этих тем различно-

го уровня психики более важно, чем условные критерии ньюто-

но-картезианских воззрений, вроде того факта, что связывае-

мые таким образом события разделены годами или столетиями,

что человеческая психика отделена от животной непреодоли-

мой пропастью, что элементы "обьективной реальности" при-

чудливо переплетены с архетипическими или мифологически-

ми мотивами.

Последнее важное различие между словесной и эмпиричес-

кой психотерапией состоит в том, что последняя отмечает зна-

чимость непосредственных физических травм в психологичес-

кой истории человека. В традиционной психиатрии, психоло-

гии и психотерапии принято делать акцент исключительно на

психологические травмы. Считается, что физические травмы

не оказывают прямого влияния на психологическое развитие

человека и не участвуют в образовании эмоциональных и пси-

хосоматических расстройств. Эта точка зрения совершенно не

подтверждается наблюдениями глубинной эмпирической рабо-

ты, в которой воспоминания о физических травмах оказыва-

ются чрезвычайно важными. В психоделической, холотропной

и других подобного рода формах терапии весьма часто появ-

ляются воспоминания о тяжелых заболеваниях, телесных по-

вреждениях, операциях, возможности утонуть и т. п., и значе-

ние этих случаев представляется гораздо большим, чем значе-

ние обычных психотравм. Эмоции и физические ощущения,

оставшиеся от ситуаций, угрожавших выживанию или целос-

тности организма, играют важную роль в развитии различных

форм г ихопатологии, что еще не нашло признания в акаде-

мической науке.

Если, например, ребенок задыхался при дифтерии и ему в

последнюю минуту удалось спасти жизнь в больнице посредст-

вом трахеотомии, то в традиционной психотерапии это пере-

живание угрозы жизни и крайнего физического дискомфорта

не будет рассматриваться как травма, имеющая серьезное зна-

чение. Терапевт скорее сосредоточится на переживании, свя-

занном с отделением от матери во время госпитализации, опыте

одиночества, испуге при звуках медицинской сирены и т. п.

Психосоматические симптомы, такие, как астма, боль психо-

генного происхождения или истерический паралич, будут интер-

претироваться как "соматизация" первичных психологических

конфликтов. Между тем эмпирическая работа явно указывает

на то, что травмы, несущие угрозу жизни, оставляют длитель-

ные следы в психике и вносят значительный вклад в развитие

эмоциональных и психосоматических проблем: депрессий, су-

ицидальных тенденций, состояний тревоги и фобий, садомазо-

хистских наклонностей, сексуальных расстройств, мигреней и

астмы. Фактически корни очевидных психосоматических про-

явлений всегда могут быть прослежены до бессознательных тем

(на биографическом или трансперсональном уровнях), вклю-

чающих в качестве важного элемента физическую травму.

Воспоминания о серьезных физических травмах представля-

ют собой естественный переход от биографического уровня

психики к перинатальнму, связанному с переживанием рожде-

ния и смерти. Физические травмы подразумевают события пост-

натальной жизни человека и являются биографическими по

своей природе. Однако нахождение на грани жизни и смерти

и переживание крайнего дискомфорта и боли связывает их с

травмой рождения. По вполне понятным причинам в этом кон-

тексте особенно важны воспоминания о болезнях и случаях,

связанных со значительными затруднениями в дыхании, - пне-

вмонии, дифтерии, сильном кашле, возможности утонуть и т. п.

Встреча с рожлением и смертью:

динамика перинатальных матриц

По мере углубления процесса эмпирического самоисследова-

ния эмоциональная и физическая боль может достичь такой ин-

тенсивности, что человек как бы переходит границы индиви-

дуального страдания и переживает боль целой группы людей,

всего человечества или даже всего живого. Для этого опыта

типично отождествление с ранеными или умирающими солда-

тами различных времен, мучениками подземелий, узниками кон-

центрационных лагерей, гонимыми евреями или первыми хрис-

тианами, с матерью или ребенком во время родов, с животным,

настигнутым хищником. Этот уровень человеческого бессозна-

тельного представляет собой пересечение биографического

опыта со спектром различных трансперсональных пережива-

ний, к которым мы обратимся в следуюшем разделе.

Переживания этого уровня бессознательного обычно сопро-

вождаются яркими физиологическими проявлениями, такими,

как удушье различной степени, учащенный пульс и сердцеби-

ение, тошнота и рвота, изменения в цвете кожи, колебания тем-

пературы тела, спонтанные кожные высыпания и появление си-

няков, подергивания, дрожь и судороги, необычные двигатель-

ные феномены. В психоделических и немедикаментозных

эмпирических сеансах, а также при неожиданно возникающих

необычных состояниях сознания эти явления могут быть на-

столько подлинными и убедительными, что человек может по-

верить, что действительно умирает. Даже опытный присматри-

вающий или свидетель подобного эпизода может воспринимать

ситуацию как серьезную угрозу жизни.

На биографическом уровне лишь люди, действительно пе-

режившие встречу с возможностью смерти, могут столкнуть-

ся с такого рода проблемами. Однако, когда процесс углубле-

ния в бессознательное выходит за биографические пределы,

подобного рода переживания могут стать определяющими.

Даже люди, не испытавшие угрозы жизни на собственном опы-

те, могут прямо переживать подобные феномены. Для тех же,

кто пережил серьезные физические травмы, болезни, операции