Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 9 из 67)

суальном и биографическом материале, более глубокое и зна-

чимое перинатальное измерение. Следствие этих взаимосвязей

в отношении различных форм сексуальной патологии детально

рассмотрены в моей книге "За пределами мозга: рождение,

смерть и трансценденция в ncuxomepanuu" (Grof, 1985).

Элементы демонизма могут на этой стадии представлять осо-

бую трудность как для пациента, так и для терапевта или помо-

щника.

Жуткая сверхъестественная природа подобных пережива-

ний часто вызывает нежелание иметь с ними дело. В этом кон-

тексте чаще всего появляются сцены шабаша ведьм (Вальпур-

гиева ночь), сатанинских оргий, черных месс или искушения.

Эти темы связываются с данной стадией родов причудливой

амальгамой смерти, извращенной сексуальности, страха, агрес-

сии, скатологии и искаженного духовного порыва.

Скатологический аспект процесса смерти и возрождения

имеет своим естественным биологическим основанием тот факт,

что на последней стадии родов плод может войти в близкое со-

прикосновение с фекалиями и другими биологическими продук-

тами. Однако переживания здесь намного превосходят то, что

новор.ожденный мог остро пережить во время родов. Пациент

может почувствовать себя копающимся в отбросах, ползущим

через канализационную трубу, валяющимся в луже нечистот,

пьющим кровь или мочу, отвратительно гниющим и разлагаю-

щимся. Это непосредственный контакт и потрясающая встреча

с самыми худшими аспектами биологического существования.

Элемент огня проявляется либо в своей обычной форме (как

наблюдение сцен сожжения или отождествление с жертвой),

либо в архетипической форме очищающего огня (пирокатар-

сис), который разрушает все испорченное в человеке, готовя

его к духовному возрождению. Это самый труднопостижимый

аспект символизма рождения. Соответствующим ему биологи-

ческим компонентом может быть, наверное, кульминационная

сверхстимуляция новорожденного беспорядочной "пальбой"

периферических нейронов. Интересно, что аналогичный опыт

выпадает на долю роженицы, у которой на этой стадии часто

возникает ощущение, что ее влагалище в огне.

Религиозный и мифологический символизм этой матрицы

тяготеет к темам жертвоприношения и самопожертвования,

Часто встречаются сцены ритуалов жертвоприношений из до-

колумбовой Америки, видения распятия и отождествление себя

с Христом, переживание связи с божествами, символизирую--

щими смерть и возрождение - Осирисом, Дионисом, Атисом,

Адонисом, Персефоной, Орфеем, Вотаном, поклонение ужас-

ным богиням Кали, Коатликуэ или Рангде. Сексуальные моти-

вы представлены эпизодами фаллических поклонений, храмо-

вой проституции, ритуалов плодородия, ритуального изнасило-

вания,. различными ритуальными церемониями первобытных

племен, включающих чувственные ритмические танцы. Класси-

ческим символом перехода от БПМ-III к БПМ-IV является ле-

гендарная птица Феникс, умирающая в огне и возрождающая-

ся из пепла.

Несколько важных характеристик отличает эти пережива-

ния от описанного ранее состояния безысходности. Здесь ситу-

ация не кажется безнадежной, и переживающий ее человек не

беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем

и чувствует, что страдание имеет определенную направленность

и цель. В религиозном смысле эта ситуация больше похожа на

Чистилище, чем на Ад.

Кроме того, роль человека здесь не сводится исключительно

к страданиям беспомощной жертвы. Он - активный наблюда-

тель и способен одновременно отождествлять себя с той и с

другой стороной до такой степени, что иногда трудно бывает

понять, агрессор он или жертва. В то время как безвыходная

ситуация предполагает только страдания, переживание борьбы

смерти-возрождения представляет собой границу между агонией

и экстазом и слияние того и другого. Этот тип переживаний мо-

жно назвать дионисийским, или вулканическим экстазом, в от-

личие от аполлонического, или океанического экстаза космиче-

ского единства, связанного с первой перинаталъной матрицей.

Специфические характеристики переживаний связывают

БПМ-III с СКО, сформировавшимися из воспоминаний о ярких,

рискованных чувственных и сексуальных переживаниях - ав-

томобильных гонках, спуске на парашюте, увлекательных, но

опасных приключениях, борьбе, боксе, драках, битвах, изнаси-

ловании и сексуальных оргиях, об увеселительных аттракцио-

нах. Особая группа воспоминаний, связанных с БПМ-III, - это

близкий контакт с биологическими продуктами, включая не-

держание мочи и кала, обучение туалету, видение вытекающей

крови и расчленения тела на войне или при несчастном слу-

чае. Воспоминания о пожарах часто появляются в момент пе-

рехода от БПМ-III к БПМ-IV.

Что касается фрейдовских эрогенных зон, то эта матрица

связана с теми физиологическими отправлениями, которые при-

носят внезапное облегчение и релаксацию после длительного

напряжения. На оральном уровне это жевание и глотание пищи

или, наоборот, рвота; на анальном и уретральном - дефека-

ция и мочеиспускание; на генитальном - восхождение к оргаз-

му, а также ощущения роженицы на второй стадии родов.

Для иллюстрации феноменологии БПМ-III я использую за-

пись своего сеанса с высокой (300 микрограмм) дозой ЛСД.

Третья матрица доминировала в первые несколько часов сеан-

са. Продолжение этого сеанса будет описано в следующем

разделе.

Сеанс начался невероятным всплеском инстинктивных сил.

Волны оргиастических сексуальных чувств перемежались с агрес-

сивными всплесками необычной силы. Стальная ловушка угрожа-

ла задушить меня, но волны жизненной энергии гальванизиро-

вали и продвигали меня вперед. Вспышки красного цвета разных

оттенков, исполненные потустороннего ужаса, наводили на мысль

о власти крови, таин"твенным образом объединяющей человече-

ство через мглу веков. Я чувствовал себя связанным с метафизи-

ческим измерением жестокости разного рода - пыток, изнаси-

лований и убийств, но также и с тайной менструального цикла,

зачатия, рождения, смерти, кровного наследования и священных

уз братства, истинной дружбы и верности.

За всем этим стояло глубокое отождествление с борьбой мла-

денца за освобождение из объятий родового канала. Я чувство-

вал соприкосновение со странной силой, связывающей мать и

ребенка узами жизни и смерти. Инстинктивно, животом, я ощу-

щал как симбиотический аспект этого отношения, так и его огра-

ничивающую сторону, лишающую меня свободы и независимос-

ти. Я отметил странную "утробнуюэ связь между поколениями

женщин - бабушки, матери и дочери, - глубокую мистерию жи-

зни, из которой мужчины были исключены,

Сохраняя этот же фон, я отождествился с людьми, объединен-

ными высшей целью, - революционерами и патриотами всех вре-

мен, боровшимися за свободу против любых форм угнетения. В

какой-то момент я отождествился с Лениным, глубоко прочувст-

вовал его бескомпромиссную жажду освобождения масс от угне-

тения и огонь революции, горевший в его сердце. Братство! Равен-

ство! Свобода! Образы Французской революции, открывающихся

ворот Бастилии проносились в моем уме вместе с соответствую-

щими сценами из бетховенского "Фиделио". Я был тронут до слез

и чувствовал глубокое отождествление с борцами за свободу всех

времен и народов.

Ко второй половине сеанса содержание переживаний смести-

лось в сторону секса и жестокости. Яркие образы изнасилований,

садомазохистские сцены, сцены проституции и т. п. наполняли

мое сознание. Глубоко отождествляясь с участниками этих пред-

ставлений, сопровождаемых криками, я одновременно оставался

сторонним наблюдателем. Затем образные видения, частично пре-

вращаясь в арабески, создали вокруг меня непередаваемо соблаз-

нительную атмосферу гарема, Шахерезады, "Тысячи и одной но-

чи". Постепенно к этому добавился сильный духовный элемент,

и я почувствовал себя участником многочисленных африканских

церемоний, вавилонской храмовой проституции, древних ритуа-

лов плодородия, ритуальных оргий с групповым сексом где-то в

Новой Гвинее или Австралии.

Затем без всякого предупреждения наступил новый сдвиг. Я

почувствовал себя в неописуемо мерзкой грязи, тонущим в своего

рода архетипической выгребной яме, содержащей отбросы всех

времен. Ужасное зловоние пропитало меня насквозь, мой рот был

полон экскрементов, которые не давали мне вдохнуть. Я находился

в запутанном лабиринте канализационных систем всего мира, я

знал каждый люк и каждую канализационную трубу в любом

городе. Я пережил столкновение с худшими сторонами биологиче-

ской жизни - экскрементами, отбросами, гноем, разложением.

Среди всего этого эстетического ужаса мне пришла в голову

мысль: мои переживания - это типичная реакция взрослого

человека. Ребенок или собака чувствовали бы себя иначе. И есть

множество форм жизни бактерии, черви, личинки, - для кото-

рых эта среда была бы совершенно удовлетворительной. Я по-

пытался настроиться на такое восприятие и постепенно смог

получить даже странное удовольствие от того, где я находился.

(См. продолжение в следующем разделе.)

ЧЕТВЕРАЯ БАЗОВАЯ

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЫА (6ПМ-IV):

Переживание смерти и возрожления

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей кли-

нической стадией родов, с непосредственным рождением ре-

бенка. На этой - последней - стадии мучительный процесс

борьбы за рождение подходит к концу. Продвижение по родо-

вому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напря-