Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 60 из 67)

к позитивной, у него значительно возрастает способность радо-

ваться жизни и интерес к ней. Первоначальный опыт безмяте-

жного пренатального существования и заботы, связанные с

этими матрицами, находятся во взаимосвязи с чувством удов-

летворения и вечности момента в настоящем. Когда эти пере-

живания пронизывают опыт повседневной жизни, становится

возможно получать интенсивное удовлетворение в каждый мо-

мент и в каждой обычной ситуации - от еды, простых челове-

ческих контактов, работы, секса, искусства, музыки, прогулок

на природе. Это в значительной степени уменьшает постоян-

ное стремление к сложным целям и ложным надеждам. При

таком умонастроении становится понятно, что мерой являет-

ся качество собственного опыта, а не количество достижений

или материальных благ.

Эти изменения сопровождаются спонтанным возникновени-

ем глубокого понимания экологии. Бэконианское отношение к

природе ( "Матери-природе"), описанное ранее, строится вокруг

опасных и антагонистических переживаний младенца во вре-

мя биологического рождения. Новые ценности и установки ото-

бражают симбиотический опыт плода во вре"я пренатального

существования и опыт младенца в симбиозе с матерью в началь-

ном периоде жизни. Синергия, взаимное питание и взаимодо-

полняемость автоматически сменяют установки на соперниче-

ство и эксплуатацию, характерные для старой системы ценно-

стей. Представление о человеческом существовании как борьбе

не на жизнь, а на смерть, за выживание в мире, руководимом

законом джунглей, уступает место новому видению жизни как

проявлению космического танца или божественной игры.

Значительно снижается уровень агрессивности; чувство

связи и фундаментального единства с миром ведет к сексуаль-

ной, политической, национальной, культурной, расовой терпи-

мости. В новом контексте различия перестают быть угрозой,

превращаясь в интересные и желательные вариации единой кос-

мической сети. Это новое видение мира ведет к "добровольной

простоте" (E 1giп, 1981), которая понимается как выражение

глубокой мудрости. Становится также очевидным, что единст-

венная надежда на политическое, социальное и экономическое

разрешение нынешнего всемирного кризиса может исходить

лишь из трансперсональной перспективы, преодолевающей без-

надежную психологию "они против нас", порождающую лишь

маятниковые сдвиги, состоящие в смене ролей угнетателей и

угнетаемых.

Важно подчеркнуть, что описанные изменения не должны

вызывать потери интереса к творческой деятельности В боль-

шинстве случаев имеет место противоположное. Поскольку чло-

век может располагать большей энергией, работа становится

более продуктивной, требует меньше усилий, если только он

находит ее совместимой со своей жизненной философией. В

некоторых случаях возможно оставление определенной деятель-

ности, если она оказывается неподходящей или если ее моти-

вация теперь кажется ошибочной.

Ключом ко всем этим изменениям является радикальный

сдвиг от эмоциональной и психосоматической настроенности на

динамику негативных перинатальных матриц к переживанию в

опыте позитивных элементов БПМ-1 и БПМ-1Ч. Подобные из-

менения не происходят или происходят в гораздо меньшей сте-

пени у тех людей, чей перинатальный и ранний постнатальный

опыт не содержит достаточного количества питающих эмоци-

ональных и биологических переживаний или преимуществен-

но травматичен ( "плохая матка" и "плохая грудь"). Для таких

людей движение в указанном направлении является медленным

и требует много времени. Среди прочих элементов оно нуждает-

ся в прямо анаклитическом удовлетворении во время регрес-

сивной терапевтической работы, обеспечивающем коррекцию

эмоциональной депривации и отверженности в раннем детстве

До сих пор я описывал возможности психоделической и хо-

лотропной терапии в коррекции негативных психологических

последствий травмы рождения. Однако данные эмпирической

работы содержат также важные указания по их предотвраще-

нию. Они в значительной степени поддерживают современные

попытки переориентировать акушерство от дегуманизирован-

ной технологии на понимание и учет биологических, психологи-

ческих и духовных измерений беременности и родов как крити-

ческих факторов, определяющих будущее челове"а и общества.

Психологическая и физическая гигиена беременности,хоро-

шая эмоциональная и соматическая подготовка к родам, роды

без насилия по Лебойе (Leboyer, 1975), рождение в воду по

Игорю Чарковскому (Sidenbladh, 1983), предоставление дос-

таточного времени для симбиотического контакта между мате-

рью и ребенком, возможностей осуществления их взаимной свя-

зи, кормление грудью - все это крайне важные факторы не

только для будущего отдельного человека, но, возможно, и для

будущего планеты. С другой стороны, возможность зачатия и

роста в специальных пробирках, замораживание зародышей,

вживляемых позже в матку, искусственное сохранение жизни

ребенка при внематочной беременности не всегда обеспечивает

условия для здорового психологического разрития ребенка. Ну-

жно провести как можно больше исследований, прежде чем

использовать подобные техники в массовом порядке.

Мы рассмотрели изменения в иерархии ценностей и жиз-

ненной стратегии, происходящие у человека в связи с прожи-

ванием перинатальной последовательности. Эти изменения

становятся более явными, устойчивыми и тонкими, когда че-

ловек эмпирически связывается с трансперсональным миром,

Если этап смерти-возрождения начинает процесс духовного

раскрытия, трансперсональные переживания открывают и под-

тверждают самыми различными путями, что глубинная динами-

ка человеческой психики в сущности своей духовна и что духов-

ность является важнейшим измерением мироздания. Важность

духовного и философского поиска в человеческой жизни мы

рассмотрим в следующем разделе.

Философский и луховный поиск

Когда самоисследование достигает уровня перинатальных и

трансперсональных переживаний, оно автоматически превраща-

ется в поиск ответов на основные духовные и философские воп-

росы существования. Человек соприкасается с важными транс-

персональными аспектами реальности, невоспринимаемыми при

обычных обстоятельствах. Когда сознание определенным обра-

зом изменяется - в спонтанных мистических переживаниях

или в психоделических и холотропных сеансах, - некоторые

из скрытых аспектов реальности проявляются как имманент-

но-божественное измерение феноменалъного мира, другие -

как трансцендентные области, радикально отличные от Вселен-

ной, в которой мы живем. Первое можно сравнить, пользуясь

аналогией из современной технологии, с возможностью увидеть

в цвете программу, которая ранъше была черно-белой, а вто-

рое - с возможностью переключиться на другие каналы и про-

граммы, которые ранее не были доступны.

Соприкосновение с духовными измерениями реальности

могут иметь смысл только для тех людей, которые могут связать

это с чем-то в своем предыдущем опыте. Без этого оно столь

же бессмысленно, как разговоры о цветах с дальтоником. Если

человек, который в прошлом заботился лишь о снятии эмоци-

онального и физического стресса и о достижении успеха, вне-

запно сталкивается с мирами перинатальных и трансперсональ-

ных феноменов, он обнаруживает, насколько важны фундамен-

тальные онтологические и космологические вопросы.

Кто или что создало эту Вселенную? Как она была созда-

на, и каким образом я связан с Творцом или творческим прин-

ципом? Кто я, откуда я пришел и куда иду? Какова общая цель

моей жизни? Есть ли другие уровни и миры существования,

столь же реальные, как наша Вселенная? Возможно ли, что

архетипические существа и мифологические царства имеют

свое собственное существование и значимым образом взаимо-

действуют с нашей реалъностью? Проходим ли мы через цепь

существований и связаны ли эти существования закономерным

образом? Если цепь воплощений является источником страда-

ния, есть ли знание и последовательность действий, ведущие

к освобождению? Вопросы такого рода, которые раньще рас-

сматривались как псевдофилософия, характерная для "прими-

тивных" культур, незрелых юнцов или умалишенных, внезап-

но видятся в новом свете.

Процесс эмпирического самоисследования не только выяв-

ляет реальность и важность этих вопросов, но также и обеспе-

чивает доступ к информации, которая может привести к разре-

шению этих фундаментальных загадок существования. Традици-

онные западные ученые любят принимать позу всезнайства и

объявлять всякие представления о духовности примитивными

суевериями, регрессивным магическим мышлением, недостат-

ком образования или клинической психопатологией. Механи-

стическая психиатрия и психология не способны провести раз-

личие между узколобыми догмат.ическими религиозными ве-

рованиями ведущих религий и глубокой мудростью великих ду-

ховных философских и мистических традиций, таких, как

различные системы йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ва-

джраяна, дзен, христианский мистицизм, каббала, суфизм или

некоторые течения гностицизма.

Западная наука слепа к тому, что названные традиции яв-

ляются итогом многовековых исследований человеческого ра-

зума, сочетающих систематическое наблюдение, эксперимен-