Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 54 из 67)

к целостности" или "движущийся к целостности" (от греческих

слов "holosi - целое" и "trepein" - двигаться в определен-

ном направлении). Опыт в этом состоянии сознания предлага-

ет много интересных альтернатив ньютоновскому миру материи

с линейным временем и трехмерным пространством. Он систе-

матически подтверждает набор положений, кардинально отли-

чающихся от установочных положений хилотропного сознания:

плотность и дискретность материи - это иллюзия, порождае-

мая определенной "оркестровкой" событий в сознании; время

и пространство совершенно условны; одно и то же пространство

может в одно и то же время заниматься многими объектами;

прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически

привнесены в настоящий момент; человек может воспринимать

себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно

и то же время воспринимать различные системы времени; мо-

жно быть одновременно и частью, и целым; одно и то же мо-

жет быть и истинным, и неистинным в одно и то же время; фор-

ма и пустота существования и несуществования взаимозаменя-

емы и т. д.

В человеческой психике эти два модуса находятся, по-види-

мому, в динамическом взаимодействии. Хилотропное сознание

привлекается элементами холотропного сознания, и, наоборот,

холотропные формы сознания обнаруживают тенденцию к про-

никновению в повседневное сознание. Средний "здоровый" че-

ловек обладает достаточно развитой системой психологических

защит от холотропных вторжений. Психопатологические симп-

томы психогенного характера могут рассматриваться как амаль-

гама или гибрид элементов двух модусов, интерпретируемые

как искажения общепринятого образа ньютоновской реалъно-

сти. Это отражает ситуацию, когда холотропные и хилотропные

элементы борются за поле опыта человека, что происходит, ко-

гда система защит ослаблена или холотропный образ особен-

но силен.

Важно понимать, что в хилотропной модальности можно

воспринимать только настоящий момент и данное местополо-

жение ("здесь и теперь") в феноменальном мире общеприня-

той реальности и ее изменение от мгновения к мгновению. Это

все, что мы можем воспринять в хилотропном модусе созна-

ния. Кроме того, природа и объем сегмента материального мира,

который мы можем воспринять, решающим образом зависит от

физических характеристик ньютоновского мира и от свойств

органов восприятия. В отличие от этого, в холотропном состоя-

нии сознания человек потенциально имеет эмпирический дос-

туп ко всем остальным аспектам феноменального мира в на-

стоящем, прошлом и будущем, так же как и к тонким причин-

ным мирам и к Абсолюту.

Некоторые из этих холотропных переживаний - когда они

происходят в полном сознании - интерпретируются челове-

ком в терминах "обладания" с точки зренин тела-Эго: мое дет-

ское воспоминание, мое рождение, мое эмбриональное разви-

тие, мое зачатие, воспоминание из жизни моих человеческих

или животных предков, моя прошлая жизнь или эпизод из моей

будущей жизни. Другие переживания определенно принимают

форму встречи с чем-то, что является, очевидно, иным, нежели

тело-Эго при всем его расширении. Примером этого может быть

опыт телепатической связи с другим человеком или животным,

анимистиче"кое общение с растениями и даже элементами

неживой природы, встреча с внеземными сущностями или ра-

зумами. Третья возможность - это полное эмпирическое

отождествление с различными аспектами мира без интерпрета-

ции в духе обладания. Примером может быть медиумический

опыт, отождествление с растениями или животными, пережи-

вание неорганических объектов или процессов, коллективные

или расовые воспоминания по Юнгу и др,

Области, которых может достигнуть холотропное сознание,

не ограничиваются материальным пространственно-временным

миром. Оно простирается за пределы границ ньютоновской

реальности во всех отношениях и обеспечивает доступ к нео-

бычным измерениям реальности. Сюда относятся, например,

астральные миры невоплощенных сущностей, мира сверхчело-

веческих существ, преисподняя и небеса, населенные блажен-

ными божествами и демонами, мир юнговских архетипов и

различные мифологические и легендарные миры. Удивительно

обнаружить, что динамические силы, лежащие в основе пси-

хопатологических симптомов, - это холотропные гештальты,

представляющие собой различные царства феноменального

мира. Однако во многих случаях симптомы явно основываются

на элементах необычных реальностей. Часто в динамической

структуре определенной проблемы участвуют факторы того и

другого рода.

Психогенный симптом представляет собой гибрид хилотроп-

ного существования и холотропной темы, пытающейся проник-

нуть в сознание. Человек не способен подавить бессознатель-

ный материал, но он также не дает ему полностью войти в со-

знание и быть интегрированным. Хилотропное постижение мира

в чистой форме не создает никаких проблем. Точно также и

холотропные переживания вполне приемлемы и даже желатель-

ны, если только они происходят в безопасном контексте, KOI-

да человеку не приходится иметь дело с внешней реальностью.

Лишь труднопостижимое переплетение того и другого порож-

дает психопатологию.

Карл Прибрам, с которым я обсуждал эти представления в

связи с голографической моделью Вселенной и мозга, предло-

жил интересную аналогию. Человек, плывущий в океане далеко

от берега, имеет дело исключителъно с миром волн, и он не

должен беспокоиться, как бы они не были велики. Тот же че-

ловек может залезть на высокую скалу на берегу и иметь дело

исключительно с миром твердых форм. С этим то же не воз-

никает никаких проблем. Трудности представляет лишь погра-

ничная линия, где смешиваются два мира и ни один из них не

может переживаться по своим собственным законам.

Однако эта аналогия нуждается в некотором уточнении. Как

хорошо известно из субатомных исследований современной фи-

зики, материальный мир, рассматриваемый с хилотропной точ-

ки зрения, также не есть мир форм, обладающих плотностью.

Вселенная по своей сушности является вибрирующей динами-

ческой системой. Гносеологический анализ процесса восприя-

тия в хилотропном модусе также разбивает мир твердых нью-

тоновских обьектов на систему субъективных восприятий,

связанных с различными сенсорными модальностями. Так что

аналогией здесь может быть соперничество двух телевизион-

ных каналов, Передающих программы с различными характе-

ристиками по одной и той же телевизионной сети.

Если мы понимаем психопатологию как интерференцию

холотропного и хилотропного модусов сознания, мы приходим

к новой психотерапевтической стратегии. Человеку предлага-

ется техника, индуцирующая необычное состояние сознания и

обеспечиваюшая доступ к холотропной модальности. При этом

холотропная тема, лежащая в основе симптомов, автоматически

вплывает в сознание. Различные аспекты симптомов, казавши-

еся странными и непостижимыми, внезапно обретают четкий

смысл как производные лежащего в их основе холотропного

гештальта. Как я уже отмечал, это может быть биографическое

воспоминание, последовательность событий во время биологи-

ческого рождения или трансперсональный опыт. Полное созна-

тельное переживание и интеграция материала, который ранее

был бессознательным, поглощает симптом, и человек возвраща-

ется к хилотропной модальности повседневного сознания. Важ-

ной характеристикой холотропной терапии является то, что ка-

ждый терапевтический эпизод такого рода заставляет челове-

ка воспринимать жизнь все более мистически

Техники, обеспечивающие доступ к холотропному модусу

сознания в терапевтических целях, весьма разнообразны - от

медитации, самоисследования с помощью гипноза, биологичес-

кой обратной связи, эмпирической психотерапии и трансовых

танцев до психоделических веществ. Однако необходимо под-

черкнуть, что не все необычные состояния сознания обеспе-

чивают доступ к холотропной модальности. Что касается психо-

активных веществ, то это относится только к действительным

психоделикам, таким, как ЛСД, псилоцибин, мескалин, ибога-

ин, гармалин, производные триптамина (диметил-, диэтил-,

дипропил- и метоксидиметилтриптамин) и основанные на ам-

фетамине эмпатогены (МДА, ММДА, 2С-Б, МДМА, известный

как "Адам" или "Экстазэ). Многие другие вещества, влияющие

на сознание, вызывают тривиальные делирии, характеризующи-

еся путанностью, дезориентацией и амнезией, а не холотроп-

ным изменением сознания. Подобные состояния делирия свя-

заны также с множеством физических болезней и расстройств.

Поскольку понимание изложенных абстрактных описаний

терапевтических механизмов, связанных с холотропным моду-

сом сознания, может быть нелегким" я приведу несколько кли-

нических примеров. Первый из них касается регрессивной гип-

нотерапии, проводимой Джоан Грант и Деннисом Келси. Одна-

ко эта ситуация характерна для многих случаев, которые мы

наблюдали в холотропной и психоделической терапии. Джоан

Грант - француженка, обладающая необычной способностью

восстанавливать в аутогипнотических состояниях эпизоды,

представляющиеся ее прошлыми жизнями. Она опубликовала

много книг, основанных на результатах этих кармических само-

исследований ( еКрылатый фараонэ, "Жизнь Карояыэ, "Глп-

за Горп", cТак был рожден Моисейэ и др.). Хотя она намерен-