Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 7 из 67)

щих ничего общего с обычными человеческими ощущениями. Это

постепенно стало переходить в отождествление с разного рода

рыбами и'водорослями, столь же подлинное и поразительное по

богатству биологических деталей.

Но одновременно со всем этим постоянно присутствовало

ощущение, что я плод, плавающий в утробе и связанный с мате-

ринским организмом через пуповину и плаценту. Я ощущал слож-

ный и богатый обмен, происходивший между нами, частично би-

охимический и физиологический, частично эмоциональный и даже

телепатический. В какой-то момент мною завладела тема крови

как священной жизнедающей субстанции. Я чувствовал связь с

матерью через плаценту и ясно ощущал поток крови в артериях

и венах, прохождение кислорода и питательных веществ и уда-

ление продуктов метаболизма. Это перемежалось различными

архетипическими и мифологическими темами, сосредоточенными

вокруг значения крови и различных ее свойств. Внезапный сдвиг

на более поверхностный уровень принес также другой аспект

сходного переживания - подлинное отождествление с кормящим-

ся младенцем, где священной субстанцией было молоко.

Я цдруг эти позитивные переживания были прерваны волна-

ми сильного физического и эмоционального дискомфорта и чув-

ством непонятной таинственной угрозы. Это состояние имело

определенный химический аспект - я чувствовал себя отравлен-

ным, больным, меня подташнивало. Ужасный вкус во рту чуть

не довел меня до рвоты. В то же самое время я чувствовал, что

мною овладели темные метафизические силы. Когда этот эпизод

демонического нападения закончился и поле переживания вновь

расчистилось, я вернулся к глубокому океаническому блаженству.

Я подумал, что моему внутриутробному существованию, навер-

ное, нанесло вред какое-то событие в материнском организме.

Затем океанические переживания сменились космическими. Я

чувствовал себя космонавтом, плавающим в безграничном косми-

ческом океане, связанным поддерживающим жизнь шлангом с "ко-

раблем-маткой", но одновременно с этим я оставался и зароды-

шем. Вселенная звезд и ясно очерченный в ней Млечный путь -

все эти миллионы галактик давали мне чувство невероятного

покоя и невозмутимости. Оно было настолько всеобъемлющим и

вневременным, что события любого рода и любого масштаба каза-

лись незначительными пустяками.

По мере того как сеанс подходил к концу, переживания вер-

нулись на Землю, однако чувство вневременности продолжалось,

приняв иную форму. Я стал секвойей, безучастно наблюдающей

течение тысячелетий, наподобие гигантской статуи Будды, непод-

властной суете и хаосу человеческой жизни с ее повторяющи-

центр, переживание поглощения ужасным чудовищем - гигант-

ским драконом, левиафаном, питоном, крокодилом или китом,

нападения чудовищного осьминога или тарантула. Менее дра-

матический вариант того же переживания - спуск в опасное

подземелье, царство мертвых, систему темных подземных пе-

щер или таинственный лабиринт. Соответствующая мифологи-

ческая тематика - начало путешествия героя, падение анге-

лов или потерянный рай.

Некоторые из этих образов могут показаться странными

аналитическому уму, однако они соответствуют логике глубин-

ных переживаний. Так, водоворот представляет собой серьез-

ную опасность для организма, свободно плывущего в водной

среде, и вынуждает его к опасному целенаправленному дви-

жению. Равным образом и поглощение превращает свободу в

опасное для жизни ограничение, что как раз и похоже на по-

ложение плода, зажатого в открывающемся родовом канале.

Спрут охватывает, сковывает организм и угрожает ему. Паук

ловит в свою паутину и обездвиживает насекомых, которые до

того свободно порхали в неограниченном воздушном простра-

нстве.

Символическое выражение полностью развернутой первой

клинической стадии родов - это переживание отсутствия

выхода или ада. Это чувство втянутости, всосанности, пой-

манности в клаустрофобический, кошмарный мир, пережива-

ние невероятных душевных и телесных мученйй. Ситуация, как

правило, невыносима и представляется бесконечной и безна-

дежной. Человек теряет ощуШение линейного времени и не

видит ни конца этой пытке, ни какого-либо способа избежать

ее. Это может выразиться в эмпирическом отождествлении с

узниками подземелий или концентрационных лагерей, обита-

телями психиатрических лечебниц, грешниками в аду или с

архетипическими фигурами, символизирующими вечное про-

клятие, - такими, как Вечный жид Агасфер, Летучий голлан-

дец, Сизиф, Тантал или Прометей. Часто встречаются также

образы людей или животных, одиноко умирающих от голода или

от невыносимых природных условий в пустынях, в снегах Си- ?

бири или в арктических льдах. Логика этих тем отображает тот

факт, что сокращения матки лищают плод притока крови к пла-:-

центе, то есть не только значимой связи с миром и человечес-

кого контакта, но также и источников питания и тепла.

Находясь под влиянием этой матрицы, человек перестает

воспринимать позитивные возможности в мире и в своей жиз-

ни. Эти состояния сознания обычно сопровождаются мучитель-

ными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности,

униженности, неадекватности, экзистенциального отчаяния и

вины. Сквозь призму этих переживаний человеческая жизнь

кажется бессмысленным театром абсурда, карточным фарсом,

механической толчеей роботов или жестоким цирковым пред-

ставлением.

БПМ-II привлекает к себе соответствующие СКО, представ-

ляющие человека как пассивную и беспомощную жертву пре-

восходящей деструктивной силы, не имеюшую шансов на спа-

сение. Она также связана с трансперсональными темами сход-

ного характера.

Что касается фрейдовских эрогенных зон, эта матрица, по-

видимому, связана с состояниями неприятных напряжений, бо-

ли и фрустрации. На оральном уровне это голод, жажда, тош-

нота и болезненные раздражения рта; на анальном уровне -

задержка кала, на уретральном - задержка мочи. Соответству-

ющие ощущения на генитальном уровне - сексуальная фрус-

трация, а также боль, испытываемая женшиной на первой ста-

дии родов.

Следующий отчет о моем психоделическом сеансе при дозе

300 микрограмм ЛСД - типичная иллюстрация переживаний

под преимущественным влиянием БПМ-II (эта часть отчета вы-

делена прямыми скобками) с несколькими началъными тема-

ми, связывающими перинатальный уровень с биографическим,

и с элементами бПМ-IV в конечной фазе.

Примерно через 40 минут после приема препарата я почувст-

вовал, что быстро регрессирую в беззаботный мир удовлетворен-

ного ребенка. Физические ощущения, эмоции и восприятия ста-

ли крайне примитивными и подлинно младенческими; они были

связаны с непроизвольными сосательными движениями губ, силь-

ным слюноотделением и периодически появлявшейся отрыжкой.

Время от времени это прерывалось различными эпизодами ли-

хорадочной, насыщенной событиями жизни обычного взрослого

человека, полной напряжений, конфликтов и боли. Сравнивая их

с райским состоянием младенца, я вдруг понял, что всем нам

свойственно глубокое стремление вернуться к этому безмятежно-

му младенческому состоянию. Появился образ Папы Римского с

усыпанным драгоценными камнями крестом; на руке его блесте-

ло искусно украшенное кольцо с геммой; толпы народа смотрели

на него снизу с огромной надеждой. За этим последовало виде-

ние бесчисленных тысяч мусульман вокруг Каабы в Мекке с тем

же выражением глубочайшей веры. Затем появились какие-то

толпы с красными знаменами, глядящие вверх на гигантские

изображения коммунистических вождей во время парада на Крас-

ной площади, и миллионы китайцев - последователей Председа-

теля Мао. Я ясно чувствовал, что сила, стоящая за этими вели-

кими религиями и политическими системами, - это потребность

вновь испытать состояние полноты и удовлетворения, пережи-

ваемое в раннем младенчестве.

[По мере нарастания действия препарата я внезапно ощутил

приступ панической тревоги. Все потемнело и стало угрожающе

надвигаться на меня, мир как бы замкнулся. Образы повседнев-

ных невзгод, которые раньше появлялись в качестве контраста

к младенческой безмятежности, теперь неумолимо овладели мною,

Я почувствовал полную бессмысленность человеческого существо-

вания, наполненного страданием от рождения до смерти. Мне

стало понятно, что хотели сказать философы-экзистенциалисты

и авторы театра абсурда. ОНИ ЗНАЛИ: наша жизнь - чудовищ-

ный фарс, жестокая шутка, сыгранная с человечеством.

Мы рождены в страдании, страдаем в течение всей своей

жизни и в страдании умираем. Я прочувствовал одновременно

боль рождения и агонию умирания, они неразделимо смещались

во мне. Это привело к поистине ужасному открытию: человечес-

кая жизнь кончается тем же переживанием, с которого она нача-

лась. Все остальное - лишь вопрос времени, "ожидание Годо"!

Не это ли так ясно понял Будда?

Мне казалось важным найти в жизни хоть какой-то смысл,

чтобы противопоставить его опустошающим прозрениям; долж-

но же быть что-то осмысленное! Но опыт безжалостно и методи-

чно разрушал все мои попытки. Каждый образ, который мне уда-

валось создать, чтобы показать осмысленность человеческой

жизни, немедленно подвергался отрицанию или осмеянию. Не до-

лго продержался древнегреческий идеал блестящего ума и пре-

красного тела. Физические достижения наиболее энергичнык и