Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 48 из 67)

янно нуждалась в контролировании себя, других, окружающего -

всего. Мысль о том, чтобы ослабить контроль, казалась мне пуга-

ющей. Я приехала на семинар, чувствуя себя раздраженной, на-

пряженной и запутавшейся в своей жизни. Я надеялась, что зта

"техника" по крайней мере поможет мне до некоторой степени

снять напряжение в безопасном месте.

Моим первым опытом была роль сидящей у Питера. Его сеанс

был относительно спокойным, так что у меня быдо достаточно

времени, чтобы наблюдать все остальное, что происходило в груп-

пе. В частности, на меня произвела большое впечатление Рут,

Она извивалась, стонала, боролась с чем-то. Несколько человек

удерживали ее, чтобы не дать ей биться об стену. Это пугало,

но одновременно и подбадривало. Казалось, она никогда не вер-

нется в нормальное состояние, однако в конце концов она угомо-

нилась и, выглядя лет на десять моложе, как бы светилась изну-

три. То, что я увидела, дало мне возможность дать себе волю на

следующий день.

Первый сеанс дыхания

Когда настала моя очередь, прежде всего мы прошли через

расслабление тела, затем начали дышать более глубоко и часто.

Музыка разливалась вокруг нас. Следующие десять или пятнад-

цать минут мой ум боролся за то, чтобы не потерять контроль.

Меня охватило чувство паники, потерянности, одиночества, я бо-

ялась, что не выдержу. Появился образ. Днем раньше я видела

маленькую черную водяную птичку, ищущую пищу на берегу око-

ло эсаленских горячих купален. Когда набегала очередная вол-

на, птичка спокойно погружалась глубже в водоворот. Когда волна

уходила, она снова высовывалась на поверхность

Я решила, что похожа на эту птичку и что единственное мое

спасение - это нырять глубже. Я пошла дальше, перестав цеп-

ляться за обычную самотождественность, оставив свои мысли,

страхи, идеи, моих родственников и остальных, на кого я могла

бы опереться. Близко к концу вводной фразы я воскликнула про

себя: "Я иду, о Мать!" - имея в виду не мою человеческую мать,

а великий океан, разверзающийся подо мной. Через двадцать -

двадцать пять минут (как я посчитала позже) я полностью вош-

ла в процесс. Чего бы ни хотело сделать мое тело, я позволяла

ему проделывать это.

Голова у меня начала ритмически поворачиваться из стороны

в сторону, ноги согнулись, так что пятки прикасались к ягоди-

цам. Одна из моих рук начала подниматься и опускаться, стуча

кулаком по матрасу. У меня не было картин, эмоций или психо-

делических цветовых восприятий - только глубоко ощущаемая

потребность в этих ритмичных движениях. Скоро обе мои ноги

поднимались и ударяли матрас, одна за другой, как в марше или

в ритуальном танце. Снова появился образ: я - танцор в какой-

то церемонии в африканской деревне.

Мои руки со сжатыми кулаками присоединились к ногам. При-

шел импульс дать волю голосу. Я откинула голову назад и изда-

ла что-то вроде воя. Звук поднимался все выше и выше - выше,

чем когда-либо звучал мой голос. Я чувствовала себя оперной пе-

вицей, застрявшей на длинной высокой ноте. Затем на полной

мощности голос вошел в единый ритм с телом. Я чувствовала себя

американским индейцем, поющим ритуальную песню. Появился

образ Эсалена - Биг-Сур, с его мысами, направленными в оке-

ан (название "Эсален" - это наименование группы американских

индейрев, населявших те земли, где сейчас территория Эсаленс-

кого йнститута; причем место, где он расположен, было их свя-

щенной землей для похорон, а горячие источники - их местом

врачевания).

Это пение и танец продолжались около часа, прерываемые

лишь недолгими периодами отдыха и обновления дыхания. В конце

я отдыхала около двадцати минут. Ко мне подошел Стэн и спро-

сил, остались ли какие-нибудь напряжения в моем теле. Я отве-

тила, что все еще чувствую напряжение в шее. Он нажал на шею

и попросил сказать, что я чувствую. Хотя уже некоторое время

я не продолжала интенсивного дыхания и чувствовала себя "снова

нормальной", я тут же опять начала пение и танец, продолжав-

шиеся несколько минут. Потом я почувствовала, что освободи-

лась от излишней энергии и действительно ощутила себя рассла-

бившейся - в первый раз за много лет.

Второй сеанс дыхания

Во время второго сеанса я полностью вошла в состояние при-

мерно через десять минут. Я начала бросать голову из стороны

в сторону в том же ритмическом движении, что и в предыдущий

раз. Это немедленно привело к резкой вспышке раздражения. Я

молотила кулаками по матрасу в страшном гневе и громко кри-

чала. Джеймс, Пол и Тара держали мои руки, ноги и плечи. Я

впала в панику. Ко мне пришел образ ребенка, попавшего в ка-

кую-то слишком узкую щель. Я чуть было не попросила их пре-

кратить - ужас был слишком велик.

Вдруг я вспомнила смелость Пайи во время того сеанса, ког-

да я была сидящей. Четыре человека держали ее со всех сторон,

когда она молотила руками й ногами, около двук часов. Я оста-

лась со своим страхом и злостью, пока потребность бороться не

покинула меня, и я успокоилась и расслабилась. Через некото-

рое время я снова начала глубоко дышать. На этот раз я лежала

на животе и давила изо всех сил на подушку и на стену. Тара

держала меня за ноги, так что я могла отталкиваться от ее рук.

Я извивалась, напрягалась и кричала. Ко мне пришли образы

выкарабкивания из утробы, из пещеры, из ограничивающей меня

жизненной ситуации. Минут через двадцать я опять успокоилась.

Когда я снова возобновила глубокое дыхание, мои ноги подня-

лись специфическим образом. Я почувствовала себя изнасилован-

ной одновременно отцом, мужем и колокольней Церкви Христи-

анской Науки в Бостоне! Я кричала и боролась несколько минут,

пока это продолжалось. Затем пришел образ, будто мне в рот за-

талкивают страницы книжки Христианской Науки и заставляют

меня глотать, не прожевав, мировоззрение, отрицающее мое тело,

мою сексуальность, меня саму. Чужая вселенная наполняла ме-

ня, объясняя мне, что я не хороша. Я устроила "ритуальную рво-

ту", руками помогая себе собрать желчь и раздражение из всего

тела - вверх, к горлу и вон, со всеми звуками рвоты.

Я все более приходила в неистовство, силясь и стремясь до-

биться рвоты. Это длилось около часа. Я чувствовала, что если

не выброшу это из себя, то унесу эту желчь, эту чужую вселен-

ную из этой комнаты с собой и буду носить ее всю оставшуюся

жизнь. Я подумала о своей дочери. Если я не освобожусь от это-

го материала, она тоже попадется в эту ловушку, влипнет в ту

же вселенную, которая отравила мою бабушку, моего отца, мужа

и меня. "Грехи отцов" падут на нее. Я продолжала ей говорить,

что делаю это для нее и что буду продолжать это вечно, если так

нужно. А потом сильная потребность управлять переживаниями

посредством рвоты покинула меня. Я успокоилась, оставив дочь

на попечение вселенной.

Пока я лежала, меня наполнял образ. Я танцевала и радостно

бегала вокруг пустой Церкви Матери в Бостоне с Мэри Бэйкер

Эдди. Я столкнулась с ней в Комнате Матери. Мы вступили в

сексуальную связь, затем побежали на второй балкон с левой сто-

роны церкви. Один за другим все важные люди моей жизни при-

соединились к нам. Я узнала своего учителя по Христианской

Науке, родителей, мужа, дочь, близкую подругу, сестру, тера-

певта, Рам Даса, Муктананду, Иисуса... Они все смотрели на меня

с блаженными улыбками и говорили: "Все в порядке, мы просто

шутили, играли роли. Все в порядке". Когда я пришла в себя, я

держала правой рукой руку Пола, а левой - Тару. Джеймс мяг-

ко гладил меня по лицу. Я рассказала им, что это была за шу-

тка, и поблагодарила за то, что они помогли мне снова найти Бога.

Я сказала, что никогда еще не чувствовала себя так связанной с

людьми, после такого чувства одиночества в моей жизни.

Третий сеанс дыхания

В начале третьего сеанса я все еще волновалась, ожидая начала

процесса, хотя проделала это уже дважды. Я ощутила, что чувст-

вую себя как космонавт перед стартом, который не вполне уве-

рен, как сработают двигатели и куда он в конце концов попадет.

В течение нескольких минут я уже была "там". Пришел очень

ясный образ. Это было лицо моей дочери через несколько минут

после ее рождения. Она смотрела на меня из колыбели в которую

ее положили, рядом со мной, пока я лежала на кресле для ро-

дов. Меня переполняла любовь к ней. Все сдерживающиеся эмо-

ции вырвались из меня, и я стала сильно плакать. Я поняла в пер-

вый раз в жизни, как сильно я люблю своего ребенка.

Затем образ изменился. Я увидела ее скелет, лежащий в ко-

лыбельке, и потом сразу же снова ее тело, но на этот раз на меня

глядело лицо моей матери. Я зарыдала сильнее. Вся любовь к

матери, которую я никогда не позволяла себе почувствовать,

вырвалась из меня. Я обхватила себя руками, согнулась в позе

эмбриона и застонала. Глубокая скорбь переполняла меня. Я

плакала о всей любви к ней, которую не смогла пережить. Ее лицо

постепенно исчезло, и я увидела лицо ее матери. Я плакала о моей

бабущке, о печали ее жизни. Затем я увидела нас в подземной

пещере. Скелет моей бабушки находился в самом низу, создавая

опору для скелета матери, на котором, в свою очередь, лежал мой

скелет, и я держала скелет дочери. Я застонала сильнее.

Еще около часа я продолжала стонать и качать в своих руках

всех значимых в моей жизни женщин, оплакивая потери, упущен-

ные возможности любви, все расставания, недоразумения, раз-

луки. Наконец я взяла в свои руки мужа (в возрасте около трех

лет) и оплакала его - оплакала потерю его матери, потери его