Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 14 из 67)

Кристина двойственно отнеслась к этому эпизоду. С одной

стороны, это было непреднамеренным вмешательством в ее созна-

ние, что казалось пугающим. С другой - за эти несколько минут

она узнала о Грегори больше, чем за несколько лет обычного

взаимодействия. Ясно, что переживания такого рода были бы

бесценными для диагноза и терапии, если бы полностью подда-

вались управлению.

в. Отожлествление с группой и групповое сознание

Дальнейшее расширение сознания и растворение границ -

опыт отождествления с группой людей, имеющих общие расовые,

национальные, культурные, идеологические, политические или

профессиональные характеристики. В иных случаях общим зна-

менателем могут быть качества физических или эмоциональных

переживаний или сводящая людей вместе судьба.

В трансперсональных переживаниях такого рода человек

настраивается на групповое сознание, например, веками гони-

мых евреев, христианских мучеников, пытаемых римлянами,

жертв инквизиции, узников концентрационных лагерей. В по-

добном переживании можно прочувствовать религиозный по-

рыв мусульман, направляющихся в Мекку, индусов, поклоняю-

щихся Гангу, фанатизм членов религиозных сект вроде флагел-

лантов, русских скопцов или "людей Святого Духа".

Эти переживания могут достигать необыкновенной глуби-

ны, интенсивности и объема. Можно пережить страдания всех

тех солдат, которые полегли на полях сражений с начала исто-

рии человечества; огонь в груди революционеров всех времен,

стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность и самоот-

верженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях,

Постепенное исчезновение границ может привести к пере-

живанию отождествления с социальными или политическими

группами, населением целой страны или континента, всеми

людьми определенной расы, всех последователей одной из ве-

ликих мировых религий. В конце концов, можно отождествить-

ся со всем человечеством и пережить "человеческое состоя-

ниеэ как таковое - со всеми его радостями, гневом, с'трастя-

ми, печалями, трагичностью и славой.

Многочисленные свидетельства трансперсональных пережи-

ваний подобного рода описаны в духовной литературе как опыт

пророков, святых, великих религиозных деятелей всех времен.

Удивительное открытие современных исследований сознания

состоит в том, что такие переживания в определенных усло-

виях доступны каждому.

Я проиллюстрирую этот тип трансперсональных пережива-

ний двумя примерами. Первый взят из психоделического се-

анса с высокой дозой ЛСД психиатра, который только что вер-

нулся из пятинедельного путешествия по Индии.

В этот момент я был переполнен воспоминаниями о моем неда-

внем путешествии в Индию. Большое впечатление на меня произ-

вел диапазон различий в уровне жизни в этой стране - от глубо-

чайшей, немыслимой нищеты, грязи, болезней и смерти до

вечной красоты тончайшей храмовой архитектуры и скульпту-

ры и высочайших достижений человеческого духа, Прежде чем

я понял, что происходит, в моих переживаниях сместился ак-

цент. Я уже не был гостем и наблюдателем, я отождествился со

всем, что видел. А затем спектр моих переживаний вышел за

границы моих актуальных воспоминаний об Индии.

Я обнаружил, что стал НАРОДОМ ИНДИИ! Как ни трудно

себе это представить с точки зрения обыденного сознания, но я

чувствовал себя огромным организмом, разветвлениями и состав-

ными частями которого были бесчисленные миллионы людей, на-

селяющих Индийский полуостров. В качестве параллели я могу

привести лишь человеческое тело: каждая его клетка является

и.самостоятельной единицей, и одновременно с этим бесконечно

малой частью целого. Сознание и самосознание организма отража-

ет целое, а не отдельные части. Таким же образом я был огром-

ным сознательным единством - населением Индии.

Вместе с тем я мог отождествитьсй с прокаженными и нищи-

ми на улицах Бомбея и Калькутты, торговцами сигаретами и жа-

реными орехами, голодающими или умирающими на дорогах деть-

ми, толпой благочестивых участников священных омовений в Ган-

ге или жертвами самосожжений в Бенаресе, нагими садху,

лежащими в симидхи в снегах Гималаев, смущенными невестами

на брачных церемониях, сказочно богатыми махараджами

Вся слава и вся нищета Индии явились в моем переживании

как различные элементы космического организма, божества нево-

образимых пропорций, миллионы рук которого протягивались ко

мне и становились всеми воэможными аспектами моего сущс-

ствования. Переживания невероятной глубины и масштаба на-

полняли мое существо; я чувствовал неописуемую связь с Ин-

дией и ее народом.

Следующий пример является рассказом индейца виннеба-

го по имени Разящий Гром о переживаниях после приема пейо-

та. Он принял участие в церемонии, с тем чтобы найти облегче-

ние от чувства глубокой вины и отчуждения. В свое время инде-

ец солгал своему народу, притворяс", что у него было видение,

и впоследствии предался пьянству и разврату. Его жизнь описа-

на в "Автобиографии индейца виннебаго" Поля Рейдина (йа-

din, 1920).

Все мы, сидевшие здесь, имели один дух, или одну дущу Я

научился по крайней мере этому. Я внезапно стал духом, и я был

их духом, или душой. Что бы они ни подумали, я немедленно

узнавал это. Мне не нужно было говорить им что-либо и полу-

чать ответ, чтобы знать, что они думают.

г. Отождествление с животными

Этот трансперсональный опыт состоит в полном и реалисти-

чном отождествлении с особями различных видов животных.

Чаще всего встречается отождествление с млекопитающими,

птицами, рептилиями, амфибиями и различными рыбами. Одна-

ко возможно отождествление и с более примитивными организ-

мами - насекомыми, гастроподами (улитками и слизняками),

брахиоподами (моллюсками), цефалоподами (осьминогами и го-

ловоногими) и кишечно-полостными (морскими анемонами и

медузами).

Эмпирическое отождествление с различными животными

может быть предельно подлинным и убедительным. Оно вклю-

чает образ тела, специфические физиологические ощущения,

инстинктивные влечения, уникальное восприятие среды и эмо-

циональные реакции на нее. Специфические характеристики

отличают эти феномены от обычного человеческого опыта, часто

превосходя всякое воображение.

В холотропном состоянии сознания можно получить эмпири-

ческий доступ к тому, что чувствует любопытная кошка, ис-

пуганный орел, голодная кобра, сексуально возбужденная чере-

паха, дышащая жабрами акула. Отождествившись с угрем во

время его самозабвенного путешествия вверх по рекам и ручь-

ям, можно понять его стремление; можно почувствовать им-

пульсы и ощущения паука, плетущего сеть, или таинственый

процесс развития бабочки из яйца, через стадии гусеницы и ко-

кона.

Подобные переживания могут сопровождаться получением

богатейших знаний о животных и их жизни. Многочисленные

клинические наблюдения такого рода находят независимое под-

тверждение в книге Лэмба "Волшебник с верховьев Амазон-

ки" (LamЬ, 1971). Эта книга во многом похожа на серию Кар-

лоса Кастанеды, описывающего свое обучение у мексиканского

колдуна Дона Хуана. В этой истории, происходящей в джунглях

Амазонки в начале века, полуграмотный шаман перуанских

индейцев амахуака в своих видениях, вызванных приемом аяху-

яски (йаге) - психоделического снадобья из джунглевой лиа-

ны Banisteriopsis caapi, видит появление белых людей, ищущих

каучук. Он посылает воинов, чтобы захватить определенного

молодого человека и обучает его своему ремеслу, готовя к роли

культурного посредника.

Обучение охотников племени амахуака предполагает груп-

повое принятие аяхуаски. Под влиянием этого психоделика

у участников возникают видения животных, на ксторых охотит-

ся племя. Они могут настроиться на них и отождествиться с

ними настолько полно, что непосредственно узнают об их инс-

тинктах и привычках, что увеличит их охотничий успех, пос-

кольку они всегда могут переходить от сознания охотника к

сознанию животного и перехитрить свою жертву.

Первый пример, который я хочу здесь привести, относится

к ЛСД-сеансу одного серьезного исследователя, решившего по-

сле знакомства с моими книгами поделиться со мной своими

записями.

Затем у меня было очень реальное переживание превращения

в орла. Я парил, искусно используя воздушные течения и тон-

чайшие изменения положения крыльев. Я просматривал глазами

территорию под собой в поисках жертвы. Все, что я видел на зе-

мле, казалось увеличенным, как будто я смотрел через бинокль.

Я мог разглядеть мельчайшие детали поверхности земли. Я, по-

видимому, реагировал на изменения в визуальном поле. Как толь-

ко я замечал движение, мои глаза как бы примерзали к этому мес-

ту и давали большее увеличение. Это было похоже на туннельное

видение, смотрение через длинную узкую трубу. Чувство, что мои

переживания точно воспроизводят механизм видения хищных

Следующая иллюстрация принадлежит отчету о системати-

ческом самоисследовании молодой женщины; оно началось во

время занятий по холотропному дыханию и продолжилось на

психоделическом сеансе. Отождеетвление с животным инте-

ресным образом сочетается здесь с мотивом ритуального танца,

представляющего это животное.

Несколько лет назад на дыхательном сеансе у Грофов я пре-

вращалась в большую кошку - тигра или ягуара, - прыгающую

и нападающую с открытой пастью. Это переживание произвело