Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 12 из 67)

юсь предложить классификацию трансперсональных пережи-

ваний, основанную на схемах "вечнойэ философии, но вклю-

чающей в то же время результаты современных научных иссле-

дований.

Создать трансперсональную таксономию, которая точно и

всеобъемлюше отражала бы интроспективные данные и объек-

тивные наблюдения современных исследований сознания, -

нелегкая задача. Спектр трансперсональных п".реживаний чрез-

вычайно богат,'разветвлен и разнообразен, они трудно вырази-

мы словами и нередко происходят на тех уровнях реальности,

где не действуют обычные исходные точки отсч -.а - время,

пространство, дуальность, или полярность, линейная причин-

ность и т. п. Проблема еще более осложняется холографичес-

кой природой сознания и взаимопроникновением различных

слоев и областей.

Однако я полагаю, что, несмотря на все эти трудности,

нижеследующее обсуждение трансперсональных феноменов в

достаточной степени отображает эмпирическую реальность,

чтобы давать полезную информацию будущим исследователям

этих изумительных областей психики. Вместе с тем я надеюсь,

что предлагаемая схема будет дополнена, уточнена и пересмот-

рена на основе новых экспериментов и наблюдений.

Прежде чем описывать систему классификации трансперсо-

нальных явлений, мне хотелось бы пояснить связь между холо-

тропным модусом сознания и трансперсональными переживани-

ями. У холотропного сознания есть возможность соприкасаться

со всеми аспектами существования, включая постнатальную

биографию человека, события в будущем, биологическое рожде-

ние, жизнь эмбриона и плода, момент зачатия, а также историю

предков, расовую, кармическую и филогенетическую память.

В некотором смысле полное переживание событий детства

или рождения (в сравнении с просто воспоминанием) можно

рассматривать как выход за пределы времени и пространства.

Человек, переживающий последовательность событий из своего

младенчества, детства или последующей жизни или же 6opb-

бу в родовом канале, не реконструирует эти события по энг-

рамме в нервной системе, а актуально и непосредственно ока-

зывается в пространственных и временных координатах пер-

воначальных событий. Это сравнимо с ситуацией, описываемой

в научной фантастике, когда на планетах с большим притяже-

нием астронавты попадают в пространственно-временную пет-

лю и переживают одновременно два различных пространствен-

но-временных состояния, причем могут встретиться с самими

собой в различных точках прошлого.

Полное переживание событий детства может иногца сопро-

вождаться эмпирическим отождествлением с протагонистами

(например, возможна идентификация с агрессором), что при-

дает этим переживаниям определенно трансперсональный от-

тенок. Переживание различных стадий рождения не только со-

держит возможность полного эмпирического отождествления

с матерью, но также и опосредует доступ к ситуациям в различ-

ных частях мира и в различные моменты истории, где пережи-

ваются подобные эмоциональные состояния и физические ощу-

щения. Мы уже говорили об этих связях, обсуждая феномено-

логию базовых перинатальных матриц

Так что различие следует проводить не между трансперсо-

нальными и биографическими или перинатальными пережива-

ниями, а между хилотропным модусом - обычным бодрству-

ющим сознанием, переживающим один момент за другим, и

холотропным модусом - необычными состояниями сознания,

опосредующими доступ ко всем иным аспектам существования,

включая не только пространство и время феноменального мира,

но также и трансперсональные уровни реальности.

В целом трансперсональные переживания могут быть с

точки зрения их содержания разделены на три большие кате-

гории. Некоторые из них включают явления материального ми-

ра в пространстве и времени, которые наша культура считает

обьективной реальностью. Другие отображают уровни реаль-

ности, отрицаемые западной механистической наукой, но при-

знаваемые многими древними и незападными культурами и ве-

ликими мистическими традициями мира, которые Олдос Хак-

сли называет "вечной философией" (Huxley, 1945),

Первая категория трансперсональных переживаний, име-

ющих дело с миром пространства и времени, может быть далее

подразделена на переживания, включающие выход за пределы

обычных пространственных границ, и переживания, выходя-

щие за пределы линейного времени. К этому мы можем доба-

вить третью категорию переживаний и явлений, представляю-

щих собой странную смесь между грубым и тонким или кауза-

льным уровнями сознания. Они происходят как бы на границе

между внутренним миром и внешней реальностью или между

материей и сознанием. Я позволил себе воспользоваться для

этой категории термином "психоидные явленияэ (psychoid

phenomena), который раньше в разных смыслах использовал-

ся немецким биологом Гансом Дришем (Driesch, 1929), одним

из главных представителей витализма швейцарским психиатром

Блейером (B1еиleг, 1925), автором термина "шизофрения",

и К. Г. Юнгом (Jung, 1964) в связи с идеей синхронности и

архетипическими феноменами. На выреописанных принципах

основана следующая классификация:

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ

РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

1. Выход за пределы пространственных границ

а) переживание двуединства;

6) отождествление с другими людьми;

в) отождествление с группой и групповое сознание;

г) отождествление с животными;

д) отождествление с растениями и ботаническими процессами;

е) единство с жизнью и всем творением;

ж) переживание неодушевленной материи и неорганических

процессов;

з) планетарное сознание;

и) внеземные переживания;

к) отождествление со всей физической вселенной;

л) парапсихические феномены, выходящие за пределы прост-

ранства.

2. Выход за пределы линейного времени

а) внутриутробные переживания;

6) опыт предков;

в) опыт расового и коллективного бессознательного;

г) переживания прошлых воплощений;

д) филогенетические переживания;

е) переживания планетарной эволюции;

ж) переживания космогенеза;

з) парапсихические феномены, выходящие за пределы времени

3. Физическая интроверсия и сужение сознания

ЗМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ

РЕАЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

а) спиритические и медиумические переживания;

6) энергетические феномены тонкого тела;

в) встречи с духами животных;

г) встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими

существами;

д) посещение других вселенных-и встречи с их обитателями;

е) переживание мифологических и сказочных сюжетов;

ж) встречи с божествами;

з) переживания универсальных архетипов;

и) интуитивное понимание универсальных символов;

к) творческое вдохновение и прометеевский импульс;

л) опыт Демиурга и переживание космического творения;

м) опыт космического сознания;

н) сверхкосмическая и метакосмическая пустот

ПСИХОИДНЫЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

1. Синхронные связи между сознанием и материей

2. Спонтанные психоидные явления

а) сверхнормальные физические способности;

б) спиритические феномены и физический медиумизм;

в) повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);

г) неопознанные летающие обьекты (НЛО-феномены)

3. Намеренный психокинез

а) ритуальная магия;

б) целительство и ведовство;

в) сиддхи;

г) лабораторный психокинез

Вышеприведенная классификация представляет собой пол-

ный список тех типов трансперсональных переживаний, кото-

рые я набдюдал в психоделических исследованиях, в сеансах

холотропного дыхания и в работе со спонтанными эпизодами

необычных состояний сознания. Кроме того, здесь упомянуты

психоидные трансперсональные феномены, которые постоян-

но описываются как в мистической, так и в современной лите-

ратуре, но которые я сам в своей работе не наблюдал.

Эта картография в общем согласуется с евечнойэ философи-

ей, хотя дополняет ее и отличается от нее в некоторых деталях.

Переживания, подразумевающие расширение сознания в преде-

лах общепринятой пространственно-временной реальности, при-

близительно соответствуют астрально-психической области ни-

жнего тонкого плана. Большая часть переживаний, характе-

ризующихся эмпирическим выходом за пределы общепринятой

реальности и пространства-времени, принадлежит к высшему

тонкому плану. Опыт окончательного Божества, или Космичес-

кого Демиурга (savikalpa samadhi), по-видимому, соответ-

ствует нижнему каузальному плану, а переживание бесформен-

ного сознания, превосходящего всякую дуальность (nirvikalpa

samadhi), или пустоты (sunyata) - высшему каузальному пла-

ну. Абсолют, или Предельное, переживается как "таковость" всех

уровней или как сознание в его первоначальном состоянии.

Необходимо иметь в виду, что трансперсональные пережи-

вания не всегда осуществляются в чистой форме. Уже упомина-

лось, например, что переживания, характерные дпя той или

иной перинатальной матрицы, часто сопровождаются специфи-

ческими трансперсональными феноменами и что биографичес-

кие переживания также могут иметь трансперсональные осо-

бенности. Различные формы трансперсональных переживаний

также обьединяются в группы. Так, эмбриональные пережи-

вания могут сопровождаться филогенетическими воспоминани-

ями, переживанием космического единства, архетипическими

образами небес и Рая или видениями различных добрых бо-

жеств или демонов. Эти ассоциации очень устойчивы, они ото-