Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 8 из 67)

упорных "бодибилдеров" кончались старческим маразмом, и тела

их разрушались, как и тела всех прочих. Знания, собранные в

течение многих тысяч часов упорных занятий, чзстично забыва-

лись, частично становились жертвой органического старения

мозга. Я видел людей, известных своими великими интеллекту-

альными достижениями, с трудом справлявшихся в старости с

самыми обьщенными делами. А смерть тела и ума приносила окон-

чательное разрушение всех знаний, накопленных за долгую жизнь.

Но может быть спасение в детях? Не являются ли они благород-

ной, высокой целью? Однако образы симпатичных улыбающихся

малышей сменялись сценами их взросления. Они старели и в кон-

це концов тоже умирали. Невозможно найти смысл собственной

жизни в продлении рода, если жизнь потомков так же бессмыс-

ленна, как и твоя собственная.

Образы абсурдности и бессмысленности человеческой жизни

становились невыносимыми. Мир был полон боли, страдания и

смерти. Либо я почему-то был невосприимчив к позитивным ас-

пектам существования, либо их просто-напросто не было. Суще-

ствовали лишь неизлечимые болезни, к которым принадлежала

и сама жизнь, существовало нездоровье, всякого рода жестокость,-

насилие, преступления, войны, революции, тюрьмы и концентра-

ционные лагеря. Как же я не видел всего этого раньше? Чтобы

находить в жизни что-нибудь хорошее, нужно носить розовые очки

и постоянно обманывать себя. Мои розовые очки, по-видимому,

разбились, и я никогда не смогу дурачить себя, как раньше.

Я чувствовал себя пойманным в круг невыносимого эмоцио-

нального и физического страдания, которое будет длиться вечно.

Из этого кошмарного мира не было выхода. Даже смерть - при-

шедшая сама по себе или вызванная самоубийством - не каза-

лась спасением. ЭТО БЫЛ АД! Несколько раз переживания дейст-

вительно принимали форму аркетипических инфернальных ланд-

шафтов. Но постепенно я почувствовал, что в этой мрачной

философской перспективе есть измерение, которого я раньше не

замечал. Я всем телом ощутил механическое сдавливание и сжа-

тие, максимум давления приходился на лоб. Я понял, что все это

как-то связано с переживанием воспоминаний о моем биологи-

ческом рождении; о мучительном опыте сдавленности в родовом

канале.

Если так, то, может быть, ситуация только казалась безнщеж-

ной: такой она представлялась борющемуся младенцу. Может

быть, выход был, и задача состояла в том, чтобы завершить пере-

живание своего рождения опытом появления в мир. Однако в те-

чение длительного, как вечность, времени я не был уверен, что

мне удастся пережить это завершение, потому что для этого нуж-

но было найти смысл жизни, а как раз зто было мне недоступно.

Если это было условием освобождения, надежда была невелика.

Внезапно, без всякого предупреждения, давление исчезло, как

по волшебству, и я был освобожден из объятий родового кана-

ла. Я был переполнен светом и неописуемой радостью, я пережи-

вал новую связь с миром и с потоком жизни. Все казалось свежим

и сияло красками, как на лучших картинах Ван Гога. Я чувствовал

здоровый аппетит; стакан молока, простой сэндвич и несколько

фруктов имели вкус нектара и амброзии олимпийских богов.

Позже я смог пересмотреть в уме свои переживания и сфор-

мулировать для себя полученный урок. Глубокие религиозные и

утопические стремления людей отражают не только потребность

в простом счастье внутриутробного существования, как мне по-

казалось в начале сеанса, но также и жажду избавиться от кош-

марных воспоминаний о травме рождения, обретя свободу появив-

шегося на свет младенца. Но и это только поверхность: за всеми

биологически детерминированными потребностями лежит подлин-

ное стремление к трансценденции, которое не может быть опи-

сано никакой простой формулой естественных наук.

Я понял, что неполнота человеческой жизни объясняется

тем, что мы не справились с травмой рождения и страхом смер-

ти. Мы родились только анатомически, но не завершили и не

интегрировали этот процесс психологически. Вопросы о смысле

жизни симптоматичны для этой ситуации. Поскольку жизнь цик-

лична и включает в себя смерть, невозможно найти ее смысл

посредством разума и логики. Нужно настроиться на поток жиз-

ненной энергии и наслаждаться собственным существованием -

тогда ценность жизни самоочевидна. После этого переживания

я чувствовал себя спортсменом, радостно скользящцм на дощеч-

ке по волнам жизни.

ТРЕТЬЯ БАЗОВАЯ

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЫА (БПМ-III):

борьба смерти и возрожления

Многие важные аспекты этой матрицы обьясняются ее связью

со второй клинической стадией родов, когда продолжаются со-

кращения матки, но, в отличие от предыдущей стадии, шейка

матки раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигать-

ся по родовому каналу. Это чудовищкая борьба за выживание,

в которой младенец подвергается сокрушительному механичес-

кому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье.

Я уже отмечал, что по анатомическим причинам каждое со-

кращение матки ограничивает приток крови к плоду, и огра-

ничение его на этой стадии родов усугубляется многими ослож-

нениями. Пуповина может оказаться зажатой между головой

и тазовым отверстием или захлестнуться вокруг шеи. Если пу-

повина коротка анатомически или укорочена петлями, образо-

вавшимися вокруг различных частей тела младенца, она может

при натяжении оторвать плаценту от стенки матки. Это пре-

рывает связь с материнским организмом и может привести к

опасному удушью. На конечной стадии родов младенец может

оказаться в непосредственном контакте с различными биоло-

гическими материалами - околойлодной жидкостью, кровью,

слизью, мочой и даже калом.

В регрессивных терапевтических переживаниях сложный

и разветвленный паттерн БПМ-III принимает форму решитель-

ной борьбы смерюи и возрождения. Кроме реалистического

воспроизведения различных аспектов борьбы в родовом кана-

ле, он включает широкий спек1р архетипических и других

трансперсональных феноменов, появляющихся в виде типич-

ных групп и последовательностей. Самые важные из них -

элементы титанической борьбы, садомазохистские пережива-

ния, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизо-

ды, скатологические переживания и встреча с огнем. Все эти

аспекты и стороны БПМ-III в силу глубокой эмпирической

логики могут быть связаны с различными анатомическими,

физиологическими и эмоциональными характеристиками соот-

ветствуюших стадий родов.

Тишинический аслект объясняется чудовищностью сил,

действующих на этой стадии родов. Нежная головка младенца

втискивается в узкую тазовую полость сокращениями матки

с силой от пятидесяти до ста фунтов. Регрессивно воспроизводя

этот аспект БПМ-III, человек сталкивается с сокрушительны-

ми потоками энергии, усиливающейся до взрывоподобного из-

вержения. Часто это переживается как отождествление с не-

истовыми силами природы - вулканами, электромагнитными

бурями, землетрясениями, волнами прилива или ураганами. Это

могут быть также сцены войн или революций, огромные энер-

гии, технологические объекты высокой мощности - термоядер-

ные реакторы, атомные бомбы, танки, космические корабли,

ракеты, лазеры и т.п.

В более мягкой форме это может быть участием в опасных

приключениях - охоте или схватке с дикими животными, боях

гладиаторов, увлекательных исследованиях, освоении новых зе-

мель. Соответствующие архетипические и мифологические об-

разы - Страшный Суд, Чистилище, необыковенные подвиги

мифологических героев, битвы космического размаха между си-

лами света и тьмы, богами и титанами.

Агрессивные и спдомпзохистские аслекты этой матри-

цы отображают одновременно деструктивные силы, действию

которых плод подвергается в родовом канале, и его яростную

биологическую реакцию на удушье, боль и тревогу. Таким об-

разом, садизм и мазохизм, будучи двумя аспектами одного и

того же эмпирического процесса, двумя сторонами одной мо-

неты, образуют логическое единство - садомазохизм. В этом

контексте часто появляются сцены кровавых жертвоприноше-

ний, самопожертвования, насилия над собой и другими, пыток,

казней, поединков, бокса, вольной борьбы, садомазохистские

сцены и сцены изнасилования.

Появление в процессе смерти и возрождения сексуально-

го компонента не столь логически понятно. Его можно объяс-

нить тем, что некий механизм в психике переводит нечелове-

ческое страдание и удушье в странного рода сексуальное воз-

буждение и в некоторых случаях - в экстатический восторг,

Примерами этого явления изобилует история религиозных сект.

Их можно найти в воспоминаниях о концентрационных лаге-

рях и в свидетельствах "Эмнисти Интернейшнл".

Переживания, принадлежащие к этой категории, характе-

ризуются необыкновенной интенсивностью сексуального вле-

чения, его механичностью, неизбирательностью, часто порно-

графической или извращенной природой. Неизбежная на этом

уровне связь сексуальности с опасностью, смертъю, тревогой,

агрессией, саморазрушительными импульсами, физической

болью и контактом с различными биологическими материала-

ми (кровью, слизью, калом, мочой) создает естественную ос-

нову для появления большинства известных форм сексуальных

расстройств, отклонений и извращений. Связь между сексуаль-

ным оргазмом и оргазмом рождения дает возможность добавить

к фрейдовскому анализу, основанному на поверхностном сек-