Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 43 из 67)

бор музыки оказывает сильное структурирующее воздействие

на переживания, даже если мы стараемся избежать грубого

программирования и приспосабливать музыку к реально про-

исходящему. Зто особенно справедливо в том случае, когда хо-

лотропная терапия проводится в большой группе. Здесь тера-

певт может в лучшем случае лишь приспосабливаться к преоб-

ладающей атмосфере, а не к каждому отдельному пациенту.

При этом неизбежно, что выбор музыки будет не совсем подхо-

дящим для кого-то из участников сеанса.

Однако опасность программирования переживаний той или

иной музыкой не так велика, как может показаться. Возмож-

ности управлять переживаниями человека в необычном состо-

янии сознания имеют определенные пределы. Если человек ока-

зался в состоянии отрицательного эмоционального напряжения,

любая музыка, сколь бы воодушевляющей она ни была, пока-

жется ему погребальной песней. И наоборот, в глубоком экста-

тическом состоянии человек с энтузиазмом воспримет любую

музыку, сочтет ее подходящей и по-своему интересной. Лишь

музыка, представляющая собой нечто среднее между этими

двумя крайностями, может реально оказать влияние на каче-

ство переживаний.

Однако и в этом случае, несмотря на то что музыка опреде-

ляет общую атмосферу и эмоциональный настрой, каждый че-

ловек воспринимает ее по-своему. Здесь дело обстоит так же,

как с возможностью программирования сеанса с помощью пред-

варительной подготовки и словесных инструкций, о чем речь

пойдет несколько позже. То, что человек делает с. поступающей

к нему информацией, является отображением его собственных

банков памяти и бессознательной динамики. Это становится

понятным, если сравнить большое разнообразие реакций на

одну и ту же музыку в большой группе людей. Какова бы ни

была роль музыки в структурировании индивидуального опыта,

она может быть целительной и трансформирующей и иметь для

каждого индивида глубокое личное значение.

С течением лет мы создали собственную подборку музы-

кальных отрывков, хорошо работающую почти для всех паци-

ентов. На начальной стадии холотропной сессии полезны та-

кие пьесы, как "Вешер-время" и альбом "Х" Клауса Шульца,

"Шактиэ Маклафлина, "Остров мертвых" Рахманинова. Мы

также экспериментировали со специальными подборками, ког-

да вся музыка для определенного сеанса бралась из одной те-

матической области - например, музыка шаманов или суфийс-

кая музыка. В "шаманском" варианте мы на начальной фазе

использовали барабанный бой Майкла Харнера, а в "суфийс-

ком" - записи пакистанских суфиев или ролик под названи-

ем "Исламское мистическое братство".

В средней части сеанса особенно хороши лроизведения

композитора шотландско-американского происхождения Ала-

на Хованнеса ("Все люди - братья", "Таинственная гopa",

"И создал Бог великих китов"), "Марс" из "Пяакет" Хол-

ста, "Поэма экстаза" Скрябина, некоторые пьесы из "Ромео

и Джульетты" Прокофьева ( "Монтекки и Капулетти", "моги-

ла Ромео и Джульетты"), Первая симфония Барбера и его зна-

менитое "Адажио для струнных", сочинения современных

авторов Вангелиса, Папатанасиу и Георга Дейтера. Среди фоль-

клорных записей, которые могут быть использованы на этой

стадии, можно назвать "Обезьянью песню" с Бали, или "Eem-

жак", части из дервишского "Дхикр из Халвети Джеррпи",

подлинные записи африканских тамтамов ("Барабанные стра-

сти").

В заключительных стадиях сеанса, когда участники успо-

коятся, выбирается менее драматическая музыка более медлен-

ного темпа, постепенно переходящая в медитативные пьесы.

Мы часто используем здесь "Гарольда в Италии" Берлиоза,

"Кааоа ре мажор" Пакабеля, "Возрождение кельтской ар-

фы" Алана Стивелла, альбомы Пола Хорна "Внутри Тадж

Махала" и "Внутри Великой Пирамиды", "Гобелены Биг-

Сура" Чарлза Ллойда, американскую суфийскую музыку "Ха-

бибийа", флейтовую музыку с Анд ("Урубамба"), японские

"Шакухачи", "Музыку для дзен-медитации" и "Музыку для

йогической медитации" Тони Скотта, тибетское многоголос-

ное пение, различные индийские раги, бхаджаны и кирта-

ны (в особенности "Ом нама Шивайа" и другие записи груп-

пы Ганешрупи) и музыку Стивена Халперна, Джорджии Кел-

ли, Пола Уинтера и Брайена Ино.

При систематической работе хорошо начинать с умеренных

отрывков и постепенно переходить к более мощной и изменяю-

щей сознание музыке, в особенности к музыке, которая специ-

ально создана в различных культурах и духовных традициях

для этих целей.

Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом,

и ее возможности нуждаются в дальнейшем изучении. Марлин

Фергюсон посвятила целый выпуск бюллетеня "Мозг/Разум"

так называемой "музыкальной медицине" - систематическо-

му научному исследованию эстетического, эмоционального,

психологического, физиологического и биохимического воз-

действия музыки (Ferguson, 1985).

Среди возможностей, которые нуждаются в дальнейшем ис-

следовании в холотропной терапии, находится использование

так называемого "белого шума" - акустической стимуляции,

осуществляемой звуковым генератором по закону случайных

чисел. Много лет назад я использовал его в предварительной

работе в психоделических сеансах с интересными результата-

ми. Использование "белого шума" исключает возможность про-

граммирования переживаний музыкой, поскольку он состоит

из совершенно случайной последовательности акустических

стимулов. В психоделическом сеансе большинство участников

иллюзорно воспринимали этот монотонный звук как музыку.

Причем эта музыка воспринималась как совершенно соответст-

вующая переживанию, поскольку она исходила из того же ис-

точника, что и остальное в переживании, - из психики самого

человека. Следовало бы посмотреть, может ли то же самое про-

исходить в холотропных сеансах.

Другое интересное направление будущих исследований -

изучение воздействия специфических звуковых частот на пси-

хику и тело. Эта работа - современный вариант системы, из-

вестной в Индии как нада-йога - йога звука. Ее основная пред-

посылка состоит в том, что существует глубокая связь между

вибрациями определенных частот и активностью центров психи-

ческой энергии, чакр. Возможно, что в будущем удастся ввести

некоторые из обнаруженных закономерностей такого рода в

холотропную терапию. Однако наиболее интересная перспек-

тива для дальнейшего развития холотропной терапии связана

с быстро развивающейся областью холофонического звучания.

Обнаруживаемые здесь возможности столь интересны, что на

них стоит остановиться специально.

Изобретателем холофонической звуковой технологии явля-

ется аргентино-итальянский исследователь Хьюго Зукарелли.

Из соображений патентной тайны он до сих пор не обнародовал

информацию, необходимую для полного понимания своего важ-

ного открытия. В дальнейшем изложении я использую матери-

алы лекций, которые я прослушал, и собственный опыт слуша-

ния холофонического звучания во время трехдневного семинара

в Милбре (штат Калифорния), в котором мы с моей женой

Кристиной принимали участие.

В детстве Зукарелли пережил потрясение, когда его чуть

было не сшиб автомобиль. Жизнь ему спасла его способность

точно локализовать звук приближающейся машины, не видя ее.

Это вызвало в нем интерес к проблеме того, как различные жи-

вотные локализуют звук в своем восприятии. После тщатель-

ного изучения и анализа механизмов, посредством которых

животные различных видов добиваются точной идентификации

источников звука, он пришел к выводу, что существующие

модели слуха не могут объяснить важные характеристики че-

ловеческого акустического восприятия.

Традиционно способность локализации звука обьясняется

сравнением интенсивности звука, поступающего в левое и

правое ухо. Изучая эволюцию этого механизма, Зукарелли

обнаружил, что животные, у которых голова неподвижно свя-

зана с телом, например, крокодилы, двигаются всем телом,

чтобы локализовать слух. У тех видов, у которых движения го-

ловы могут быть изолированы от движений тела, например, у

птиц, для локализации звука используются движения головы.

У большинства млекопитающих даже голова остается непод-

вижной, двигаются только уши.

Тот факт, что люди могут локализовать источник звука, не

двигая головой и не меняя положения ушных раковин, ясно

показывает, что различие в интенсивности входного сигнала в

правом и левом ухе - не единственный механизм, объясняю-

щий человеческие способности в этой области. Кроме того,

даже люди, чей слух поврежден с одной стороны, могут лока-

лизовать источник звука. На основании этих данных Зукарел-

ли предположил, что для того, чтобы адекватно объяснить все

характеристики пространственного слуха, приходится посту-

лировать, что человеческое слуховое восприятие основано на

голографических принципах. Это означает, что, вопреки пред-

ставлениям официальной медицины, человеческое ухо являет-

ся не только приемником, но и передатчиком.

Посредством электронного воспроизведения этого механиз-

ма Зукарелли создал технологию холофонического звучания:

холофонические записи обладают поразительными возможно-

стями воспроизведения акустической реальности со всеми ее

пространственными характеристиками до такой степени, что