Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 45 из 67)

шащих и сидящих обсудить эту тему до того, как они начнут

работать друг с другом, чтобы достичь полного взаимопонима-

ния и договориться, как они будут с этим поступать.

Выбор времени и формы физического контакта в значитель-

ной степени зависит от интуиции и трудно поддается форма-

лизации. Однако можно дать несколько общих указаний, ког-

да человек, очевидно, глубоко регрессировал и кажется бес-

помощным и ранимым. Типичными ситуациями такого рода

являются проживание заново эпизодов лишения эмоциональ-

ной поддержки в детстве и период после проживания заново

биологического рождения. Лучше всего предложить сначала

ограниченный физический контакт - прикоснуться к руке или

лбу. Если контакт охотно принимается, можно пойти дальше,

постепенно достигая полного телесного контакта.

В нащем случае проблема физического контакта несколь-

ко упрощается тем, что мы всегда работаем в группе. Основа-

ния и правила использования интимной подцержки ясно разъяс-

няются и принимаются группой в качестве составной части

процедуры в целом. Области прикосновения определяются пе-

реживаниями дышащих, а не выбором ассистирующих. Все, что

происходит в этом отношении, происходит публично и в усло-

виях наблюдения всей группы. Это значительно отличается от

контекста индивидуальной работы в частной практике. Умест-

ность этого подхода в последнем случае следует оценивать

каждый раз индивидуально.

Холотропная терапия в группе придает терапевтическому

процессу новые измерения. Наиболее очевидное преимущество

состоит, конечно, в экономии времени. Около двадцати чело-

век с помощью двух обученных соведущих могут получить

значительные терапевтические и трансформирующие пережи-

вания в течение времени, равного трем сеансам классическо-

го психоанализа.

Кроме того, сеансы в группе, как правило, значителъно бо-

лее действенны, чем индивидуальная холотропная работа. Они

создают сильное каталитическое поле, влияющее на процесс

терапии. Интересный аспект коллективной холотропной рабо-

ты заключается в наличии так называемых синхронических со-

бытий (по К. Г. Юнгу), - совпадений во времени переживаний

и событий как у дышащих и сидящих, так и между участника-

ми группы и внешним миром.

Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущестаа

работы в группе. Это то влияние, которое подобная работа

оказывает на сидящих. Обычно каждому участнику группы мы

предлагаем выбрать партнера, с которым он хотел бы работать.

Участники пары по очереди выполняют роли дышащего и сидя-

щего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидя-

щего, как правило, оказывают на него мощное воздействие.

Возможность помочь другому в прохождении глубоко личного

и интимного опыта - важное событие.

То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывает-

ся тоже психологически важным и включает порой синхрониче-

ские факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдают-

ся элементы необычайной дополнительности или антагонизма.

Это может оказаться полезной возможно тью эмоционального

воспитания. Если сеансы продолжаются систематически, уча-

стники имеют возможность выбрать другого партнера - в том

случае, если их что-то не устраивает или если их привлекает

кто-то другой.

Процедура холотропной терапии

Описав основные элементы холотропной терапии - интенсив-

ное дыхание, использование музыки и работу с телом, перейду

теперь к тому, как она проводится. Принципы холотропной те-

рапии очень просты. Во время подготовки, предшествующей хо-

лотропному сеансу, мы знакомим участников с расширенной

картографией психики, включающей уровень биографических

воспоминаний, элементы процесса смерти и возрождения и ши-

рокий спектр трансперсональных переживаний. Мы стараемся

обьяснить, что любое из этих переживаний совершенно есте-

ственно и что они возникают в данных обстоятельствах у самых

разных людей.

В словесной психотерапии сопротивление принимает фор-

Му эмоциональных и даже психосоматических защит, как пока-

зал Райх в своей концепции "мышечного панциря характера".

Новые эмпирические техники эффективно преодолевают эмо-

циональную и психосоматическую блокировку, так что это

перестает быть проблемой. Наиболее важным защитным барь-

ером при работе с этими новыми техниками оказывается, как

это ни удивительно, интеллектуальный, или философский. Те-

хники могут открыть доступ к областям опыта, для которых в

нашей культуре нет адекватных представлений. Несмотря на

то что такие переживания, как перинатальные и трансперсо-

нальные феномены могут быть целителы'ыми и трансформиру-

ющими, неподготовленный человек западной культуры начинает

с ними бороться и блокировать их, потому что они кажутся

странными, причудливыми или даже психопатологическими.

По этой причине предварительная подготовка, включающая

описание новой расширенной картографии психики, является

важной частью процедуры холотропной терапии. На некоторых

наших семинарах люди с традиционной научной подготовкой

выдвигали возражение, что такая подготовка может оказаться

индоктринацией, то есть может внушать переживания, которые

будут испытаны позже во время сеанса. Мой опыт говорит, что

опасность индоктринации минимальна. В начале своих психо-

делических исследований я многократно наблюдал, как паци-

енты спонтанно и без всякого программирования входили в пе-

ринаталъную и трансперсональную области, - задолго до того,

как я очертил картографию бессознательного, о которой мы

теперь рассказываем перед психоделическими и холотропны-

ми сеансами.

Я также сам видел не раз, что перинатальные и транспер-

сональные переживания возникают в психоделических или хо-

лотропных сеансах, проводимых без должной подготовки или

вообще без всякой подготовки. Поэтому они, несомненно, яв-

ляются подлинными проявлениями психики, не требующими

никакого программирования. Важно также иметь в виду, что

во время подготовки говорится о полном спектре возможного

человеческого опыта; актуальные же переживания во время хо-

лотропного сеанса представляют собой лишь небольшой, узкий

фрагмент того, о чем шла речь, так что выбор должен про-

исходить на основании важных личных причин. При том, что

опасность индоктринации представляется минимальной, вхо-

ждение в переживание без необходимого предупреждения и ин-

формации может оказаться серьезным препятствием из-за силь-

ного предубеждения, имеющего место в нашей культуре

Другая важная часть подготовки касается технической сто-

роны процесса. Дышащему предлагается провести весь сеанс,

удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза

и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических

процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им от-

даться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздер-

живаться от намеренного использования техник отреагирова-

ния или любых иных попыток вмешиваться в переживания и

влиять на них. Общая установка напоминает определенные

моменты буддийской медитации: надо просто следить за возни-

кающими переживаниями, отмечать их и позволять им проис-

ходить.

Подготовка включает также обсуждение важных правил

работы с телом, о которых подробно говорилось выше. Когда

все эти моменты в достаточной мере оказываются затронуты-

ми, терапевт может перейти к организации самого сеанса.

Важное требование и необходимая предпосылка холотроп-

ной терапии - правильное размещение дышаших. Помещение

должно быть таким, чтобы участники группы, расположившись

лежа, имели вокруг себя достаточно пространства. Оно долж-

но быть хорошо изолировано от каких бы то ни было беспокоя-

щих внешних факторов и обеспечивать возможность громкого

звучания музыки и полного голосового самовыражения участ-

ников группы, если это окажется необходимым.

Пол должен быть обит мягким материалом или покрыт

матами; необходимо иметь большой запас разного рода поду-

шек, валиков и другого мягкого материала. Лучше всего про-

водить сеанс в полузатемненной комнате или пользоваться

повязками для глаз. Многие люди находят, что яркий свет ме-

шает ходу переживаний. Необходим запас носовых платков и

тазиков или пластиковых пакетов для тех, кого может начать

тошнить.

Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять

все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних

процессов, в том числе очки и контактные линзы, вставные зу-

бы, тяжелые серьги, браслеты, ожерелья, пояса и часы.

Существуют противопоказания, которые следует учесть пре-

жде чем человек примет участие в холотропном сеансе, а так-

Же состояния, которые хотя и не являются противопоказания-

ми, но требуют принятия специальных мер.

Холотропная терапия может приводить к драматическим

переживаниям, сопровождающимся сильным эмоциональным

и физическим стрессом. Необходимо исключить лиц с серьезны-

ми болезнями сердца, потому что для них это может быть опас-

ным. Сюда относятся пережитые сердечные приступы, операции

на сердце, кровоизлияйия в мозг, высокое кровяное давление,

застарелый атеросклероз, варикозное расширение вен. Риско-

ванно принимать участие в сеансе людям, недавно пережив-

шим операции или повреждения тела, если заживление тканей

не закончилось.

Другим важным противопоказанием является беременность,

особенно на поздних стадиях. Интенсивное дыхание вызывает