Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 64 из 67)

ческом организме, являются производными важной аминокис-

лоты триптофана и химически близки к нейротрансмиттерам.

Поэтому они могут быть эндогенными психотомиметическими

веществами, могут порождаться метаболическими процессами

в теле и могут иметь отношение к биохимии психозов. К встре-

чающимся в природе производным триптамина относятся также

активные алкалоиды из мексиканских священных грибов -

псилоцибин и псилоцин, о которых уже говорилось.

Таким образом, современные химические исследования

определили природу большинства психоделических веществ,

игравших значительную роль в истории человечества. Тайной

осталась лишь ведическая сома - как ботанически, так и

химически. Кроме предположений Вессона о связи ее с мухо-

мором (Amanita muscaria), есть и другие, указывающие на

сходство с сирийской рутой (Peganum harmaIa), китайской

сосной (Ephedra sinica) и т. д. Весьма прискорбно, что уси-

лия антропологов, ботаников, фармакологов, химиков, психи-

атров и психологов, энтузиазм которых отличал психоделичес-

кие исследования 50 - 60-х годов, были резко прекращены,

прежде чем удалось разгадать некоторые из оставшихся тайн

психоделического мира, вызывающих научный интерес.

Недавняя дискуссия относительно метилендиоксиметам-

фетамина (МДМА), известного под названиями "Экстаз" или

"Адам", привлекла внимание психологов, психиатров, а также

непрофессионалов к широкой группе психоактивных вещестд,

имеющих молекулярную структуру, сходную с мескалином,

допамином и амфетамином. Большинство этих веществ, пред-

ставляющих интерес для психиатрии, являются полусинтетв"

ческими. Они не встречаются в природе в чистом виде, но иМ

химические предшественники и летучие масла содержатся а

мускатном орехе, шафране, американском лавре и других ра-

стениях. Наиболее известны из этих родственных амфетами-

ну психоделиков, или эмпатогенов, МДА (3,4-медилендиокси-

амфетамин), ММДА (З-метокси-4,5-метилендиоксиамфетамин),

ДОМ, или СТП (2,5-диметокси-4-метиламфетамин), ТМА (3,4,5-

триметоксиметиламфетамин) и 2С-Б (4-бромо-, 2,5-диметокси-

фенетиламин).

Кетамин гидрохлорид (кеталар, кетанест, кетаджет) - это

полностью синтетическое вещество, химически родственное

известному фенциклидину ( PCP, "ангельской пыли"), анестетику,

используемый в ветеринарной медицине и являющемуся опас-

ным психоделиком, используемым непрофессионалами. Несмот-

ря на химическое сходство с фенциклидином, кетамин значи-

тельно отличается по своему психоделическому действию. Он

производится фирмой "Парк-Девис" в качестве диссоциатив-

ного анестетика и считается одним из безопаснейших веществ,

вызывающих общую анестезию в хирургии. Первоначально его

назначали сотням тысяч пациентов, нуждающихся в немедлен-

ном хирургическом вмешательстве. Однако, несмотря на биоло-

гическую безопасность, его употребление резко снизилось, по-

скольку он вызывает так называемый синдром опасности -

необычные и весьма значительные изменения восприятия и эмо-

ций, переживаемые пациентами во время возвращения к нор-

мальному сознанию. Психиатрические исследования обнаружи-

ли, что кетамин является мощным психоделиком, который в

количествах, гораздо меньших, чем используются в хирургии,

может использоваться для психических исследований, обуче-

ния профессионалов и для терапевтических целей.

РИТУАЛЬНОЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ

использование психоделиков

Антропологи, исследовавшие ритуальное использование психо-

деликов в различных примитивных культурах, отметили широ-

кий спектр свойств, приписываемых этим веществам, в том

числе возможности определения болезней, эмоциональной или

психосоматической терапии, общения с миром духов, предков,

божеств и демонов, черную магию и ведовство, возвращение

к своим истокам, открытие экстрасенсорных каналов воспри-

ятия (телепатия, ясновидение, психометрия и астральная про-

екция), трансценденцию смерти с последующим исчезновени-

ем страха смерти, глубокие личные йзменения и омоложение,

общение с силами природы, с жизнью растений и животных,

укрепление социальных связей в группе и т. д.

Поскольку большинство из этих разнообразных феноменов

лежит за пределами концептуальных рамок традиционной за-

падной психологии и вообще научных представлений, неуди-

вительно, что западные ученые и просто образованные люди

принимали эти утверждения скептически. Однако лаборатор-

ные и клинические исследования психоделиков в 50 - 60-х го-

дах принесли неожиданные подтверждения верованиям прими-

тивных культур, подрывая вместе с тем многие фундаменталь-

ные предположения и предрассудки ньютоно-картезианской

науки.

Первым шагом в этом направлении было открытие того, что

основные психоделики не вызывают специфических фармако-

логических состояний (токсических психозов), а являются

неспецифическими усилителями психических процессов. Ис-

следование человеческой психики с помощью этих мощных

катализаторов несомненно показало, что биографическая мо-

дель психики, созданная фрейдовской глубинной психологией,

касается лишь самой поверхности психической динамики.

Чтобы охватить все необычные переживания и наблюдения в

психоделических состояниях, необходимо создать более обшир-

ную картографию человеческой психики. Эта картография,

описанная и иллюстрированная многими клиническими приме-

рами в первой части книги, может быть использована как объе-

диняющая понятийная схема, проливающая свет на богатый

мир психоделических наблюдений и приводящая их к общему

знаменателю.

Новая модель является настолько широкой, что охватывает

все - или почти все - феномены, описанные в различные ис-

торические периоды в разных странах мира при использовании

психоделиков. Различные культуры в различные моменты своей

истории акцентируют и культивируют определенные специфи-

ческие области переживаний или их сочетания. Так, например,

древние мистерии смерти и возрождения, как, скажем, элевсин-

ские мистерии, осуществлявшиеся в течение примерно двух

тысячелетий в Греции, концентрировались на глубоких транс-

формациях, связанных с перинатальной динамикой: встреча со

смертью, превосхождение ее и возникающие в результате этого

изменения в переживании собственной жизни, иерархии ценно-

стей и отношении к Космосу. Уоссон, Хофман и Рак в книге

"Дорога к Элевсину" собрали убедительные доказательства то-

го, что священный напиток кикеон, использовавшийся в элев-

синских мистериях, содержал производные спорыньи, химичес-

ки близкие к ЛСД (Wasson, Hoffman and Ruck, 1978).

Так называемые ритуалы перехода, существующие в разли-

чных примитивных культурах и знаменующие важные биологи-

ческие и социальные перемены, вращаются вокруг триады рож-

дения, секса и смерти. Они основываются на переживаниях,

характерных для третьей перинатальной матрицы: инициируе-,

мые переживают опыт психологической смерти и возрождения,

как правило, интерпретируемый как смерть в старой биологи-

ческой или социальной роли и рождение в новой. Так, в ритуа-

лах совершеннолетия юноши и девушки рассматриваются как

умирающие для роли детей и рождающиеся в качестве взрос-

лых. Кроме того, в символический контекст этих ритуалов раз-

личные культуры привлекают различные аспекты трансперсо-

нального мира, к примеру, космологические и мифологические

темы, утверждение в наследии предков, связь с тотемным живо-

тным, соучастие особых божеств или демонов и проч.

Обучение шаманов часто имеет своей кульминацией так

называемую шаманскую болезнь, в течение которой посвяща-

емый переживает различные элементы перинатальных матриц.

Процесс смерти-рождения принимает форму спуска в подзем-

ный мир, пыток, расчленения тела и уничтожения его демона-

ми и последующего возвращения в более высокий мир. Свя-

занные с этим трансперсональные переживания, как правило,

фокусируются на элементах природы - на глубокой связи с

космическими силами, животкыми и духами животных, с жиз-

нью растений и даже с неодушевленными объектами. Разви-

тие экстрасенсорных способностей, появление творческого

вдохновения и способности определять и лечить болезни яв-

ляются трансперсональными следствиями глубокого и хорошо

интегрированного переживания "шаманской болезни".

Другие ритуалы связаны с другими типами трансперсональ-

ных переживаний - такими, как общение с духами и одержи-

мость божествами, демонами и иными архитипическими суще-

ствами, целительство посредством духовных помощников или

животных, различные парапсихологические феномены и опыт

коллективного или расового бессознательного. Культурный и

социальный контекст и используемые техники создают изби-

рательные каналы, обеспечивающие доступ к различным уров-

ням и областям описанной ранее картографии. Переживание

глубокой эмпатии и значимой связи с другими, чувство при-

надлежности к группе часто наблюдаются после мощных пе-

ринатальных переживаний, так же как и связь с различными

типами трансперсональных сущностей.

Важно подчеркнуть, что описанные переживания в мисте-

риях смерти и рождения, ритуалах перехода, шаманской боле-

зни и других ритуальных ситуациях возникают как при исполь-

зовании психоделических веществ, так и при использовании !

мощных нефармакологических средств. Это подтверждает один

из важных тезисов нашей книги, а именно, что нет существен-