Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 28 из 67)

такого рода могут также помочь понять психологию тотемных

культур и функции тотемных животных. Особенно часто встре-

чаются отсылки к шаманизму, где различные животные ирают

роль духов-помощников шаманов.

Эмпирическое самоисследование может иногда принимать

формы, известные по шаманским культурам; это могут быть мо-

щные переживания смерти и возрождения со спуском с под-

земный и подьемом в сверхъестественный мир, которые антро-

пологи описывают как "шаманскую болезнь". Другая важная

характеристика этого процесса - сильное чувство особой связи

с природой, частые отождествления с животными и встречи с

духовными учителями в виде животных.

Шаманизм - древнейшая религия человечества, насчиты-

вающая десятки тысяч лет. К тому же это практически универ-

сальный феномен, различные варианты которого можно обна-

ружить в Сибири и других частях Азии, в Северной и Южной

Америке, в Австралии, Океании, Африке и Европе (Eliade,

1964; Н агп е г, 1980; Campbell, 1984). Шаманские и тотемист-

ские переживания связывают человека с глубокими изначаль-

ными аспектами психики.

Мне кажется полезным сравнить встречи с духами живот-

ных с другими типами трансперсональных феноменов, включаю-

щих животных, выделив характеристики, позволяющие отличать

их друг от друга. Важно различать эмпирическое отождествле-

ние с различными животными, которые принадлежат феноме-

нальному миру, от символических представлений индивидуаль-

ного бессознательного и от архетипических образов психики.

Люди, работающие над различными биографическими про-

блемами в эмпирической психотерапии, часто рассказывают о

визуализации различных животных или даже отождествлении

с ними. Анализ этих феноменов показывает, что это сложные

образования динамической структуры, подобные фрейдовским

образам сновидения. На этом уровне аутосимволические ви-

зуализации животных, или трансформации, представляют

собой более или менее зашифрованные послания относительно

личности человека или его жизненной ситуации, которые легко

могут быть распознаны. Аутосимволическое отождествление с

хищником - львом, тигром или черной пантерой - можно рас-

шифровать как выражение интенсивных агрессивных чувств.

Сильный сексуальный импульс может быть выражен в виде же-

ребца или быка. Если он имеет неприемлемую форму чистого

вожделения или фундаментального инстинкта, это может быть

дикий кабан или свинья. Мужское тщеславие и сексуально ок-

рашенный эксгибиционизм может быть осмеян аутосимволиче-

ским отождествлением с петухом, кукарекающим на навозной

куче. Боров может символизировать неряшливость и неопрят-

ность, в том числе моральную; обезьяна полиморфные первер-

зии и стремление к генитальным и прегенитальным удовольст-

виям, мул - тупоголовость и упрямство, осел - глупость.

В отличие от аутосимволических трансформаций, истинные

отождествления с животными являются определенно транс-

персональными феноменами и не могут быть выведены из содер-

жания бессознательного или символически проинтерпретиро-

ваны. Те же люди, которые охотно соучаствовали в расшифро-

вке символического значения переживаний, отказываются под-

ходить таким образом к подлинному отождествлению. Я много

раз слышал в этом контексте: "Нет, вы не понимаете, здесь не-

чего анализировать, я действительно был слоном. Я знал, как

слон себя чувствует, когда он голоден или сексуально возбуж-

ден, и как ощущается вода в хоботе. Слон ничего не обозначает:

слон - это слон". Филогенетические переживания обладают

всеми чертами отождествления с животными, но кроме этого,

они связаны с чувством регрессии по эволюционной лестни-

це. Интересный феномен, который представляет собой переход

от аутосимволических трансформаций к отождествлению с жи-

вотными, - это преврашение в вервольфа или вампира. Это

напоминает истории о превращении человека в волка в тран-

сильванском фольклоре или аналогичные истории о превраще-

нии человека в тигра в Малайзии.

Наряду с отождествлением с определенной особью, можно

отождествиться с чем-то вроде "животной души" вида, пред-

ставляющей собой общий опыт всех особей в исторической

перспективе - все, чему научился вид, его инстинктивное по-

ведение, паттерны внутривидового общения, привычки и проч

Переживания такого рода тесно связаны с понятием морфичес-

кого резонанса Руперта Шелдрейка (She ld ra ke, 1981) и бэйт-

соновским пониманием разумности природы (Bates о п, 1972,

1979). По-видимому, этот феномен может обсуждаться в рамках

естественных наук.

Духи животных и животные-учителя, с которыми чело-

век может встретиться в необычном состоянии сознания, хотя

и связаны с определенными животными видами, принадлежат

с миру мифических и архетипических форм. Своей непосредст-

венной связью с природой они отличаются от териоморфных

божеств, которые, несмотря на свою животную форму, не уко-

ренены в природе столь интимно или сочетают в себе животные

и человеческие черты. Слоновий бог индуистского пантеона Га-

неша имеет меньше общего с действительным слоном, чем, на-

пример, Дух Оленя мексиканских индейцев уичолли с реальным

лесным оленем.

Символичность черт божества становится еще более явной

в случае составного образа, сочетающего черты животного

и человека. Таков египетский ибисоголовый Тот и шакалоголо-

вый Анубис, индийский Нарасимха, сочетающий элементы льва

и человека. Эти божества не имеют полной физической формы

животного, с которым они связаны. Особая интересная груп-

па животных появляется в роли перевозчиков божественных

существ. Это, например, мышь, на,которой едет индийский бог

Ганеща, бык Шивы Нанди, лев или тигр, служащие богине Дур-

ге, павлин, поддерживающий супругу Брамы Сарасвати, тибет-

ские ламаистские божества,жеребцы в колеснице греческого

бога Солнца Гелиоса, быки нордической богини Фрики.

Прекрасным примером переживания духов животных явля-

ется рассказ о состоянии видения шамана эквадорского племе-

ни дживаро, употреблявшего аяхуаску (Н агп ег, 1973).

Он уже выпил напиток, и теперь он мягко пел. Постепенно в

темноте начали появляться неясные линии и формы, и вокруг него

зазвучала пронзительная музыка ценцак, - музыка духовных

помощчиков. Сила питья питала их. Он позвал, и они пришли.

Сначала панги, анаконда, свернулась вокруг его головы, превра-

тившись в золотую корону. Затем вампанг, гигантская бабочка,

повисла над его плечом и стала петь ему своими крыльями. Змеи,

пауки, птицы и летучие мыши танцевали в воздухе над ним. На

его руках появились тысячи глаз, явились его демонические помо-

щники, чтобы искать ночь для врагов.

Звук ревущей воды наполнил его уши, и слыша ее рев, он знал,

что располагает силой Цунги, первого шамана. Теперь он мог ви-

деть.

г. Встречи с духовными учителями

и сверхчеловеческими сушествами

Встречи с учителями и защитниками из духовного мира -

наиболее ценные феномены трансперсональной области. Испы-

туемый воспринимает их как существа с более высоких планов

сознания и энергетических уровней. Иногда они появляются

спонтанно на определенной стадии духовного развития челове-

ка; они могут появиться во время внутреннего кризиса, отве-

чая на мольбу о неотложной помощи. Во многих случаях они

продолжают являться человеку либо по своей собственной ини-

циативе, либо по просьбе своего протеже.

Иногда духовные учителя имеют человеческую форму с оп-

ределенно божественными качествами. В других случаях они

являются в виде источника, излучающиего свет или мощные

энергетические поля. В некоторых случаях люди не восприни-

мают своих учителей чувствами, а просто ощущают их присут-

ствие. Учителя разговаривают словами лишь в виде исключе-

ния, в большинстве случаев послания, объяснения и инструк-

ции передаются телепатически.

Помощь, оказываемая духовными учителями, принимает ра-

зличные формы. Иногда они помогают в трудных или опасных

ситуациях внешнего мира, иногда проводят человека через кри-

тические ситуации на внутреннем плане, как, например, Верги-

лий вел Данте в "Божественной комедии". Они обеспечивают

интеллектуальную, моральную и духовную поддержку, помога-

ют в борьбе со злом и деструктивными силами, создают защит-

ные энергетические поля. В определенных случаях они могут

дать специальные указания относительно проблем человека или

относительно общего направления его жизни. Иногда духовные

учителя остаются анонимными, в других случаях они называ-

ют свои имена или человек имеет возможность узнать их по

каким-то признакам.

В некоторых случаях люди в необычных состояниях созна-

ния сообщают о прямом контакте с великими религиозными

персонажами - Иисусом Христом, Буддой, Магометом, Зороа-

стром, Шри Рама Махарши, Моисеем. Как правило, это случа-

ется один раз, личности такого ранга редко оказываются лич-

ными учителями, разве что в метафорическом смысле.

Наиболее интересным аспектом опыта встречи с учителя-

ми с других планов является то, что они обеспечивают доступ

к информации, которой человек не обладал в обычном смысле

слова до события. В качестве примера можно привести исто-

рию парапсихолога Телмы Мосс: она встретилась во время пси-

ходелического сеанса с сущностью, назвавшейся Бенджаменом

Франклином. Она предпочитала обозначать его как архетип

Старого Мудреца. В течение года после этого сеанса она могла