Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 13 из 67)

бражают важную эмпирическую логику и глубокие внутренние

связи различных феноменов в мире сознания.

Далее я кратко опишу основные типы трансперсональных пе-

реживаний и проиллюстрирую их типичными примерами.

РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБШЕПРИНЯТОЙ

РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

1. Выход за прелелы пространственных граниы

В трансперсональных переживаниях человек может обнаружить,

что пространственные границы между ним и остальной Все-

ленной не являются фиксированными и абсолютными, и выйти

за их пределы. При особых обстоятельствах возможно эм-

пирическое отождествление с чем угодно во Вселенной, в том

числе со всем космосом в целом. К этому типу трансперсо-

цальных переживаний относится опыт слияния с другим челове-

ком в состоянии двуединства, превращение в сознание груп-

пы людей, расширение собственного сознания до сознания все-

го человечества. Возможен также выход за пределы человечес-

кого опыта и отождествление с сознанием животных, растений,

даже неорганических объектов и процессов. В пределе можно

пережить даже сознание всей биосферы, сознание планеты или

всей материальной Вселенной.

а. Переживание двуединства

Этот тип трансперсонального опыта характеризуется ослаб-

лением и растворением границ телесного Эго и чувством слия-

ния с другим человеком в состоянии двуединства при сохране-

нии собственной самотождественности. В психоделических

состояниях, сеансах эмпирической психотерапии, в медитации

или в спонтанных эпизодах необычного сознания это чувство

двуединства может переживаться как по отношению к окру-

жающим.- терапевту, сиделке, членам семьи, друзьям, - так

и целиком во внутреннем эмпирическом пространстве по от-

ношению к людям, не присутствующим на сеансе.

Опыт двуединства регулярно возникает при переживании

воспоминаний о симбиозе с материнским организмом ( "XOpO-

шая матка" и "хорошая грудьэ). В перинатальных переживани-

ях такого рода отождествление с младенцем сменяется отожде-

ствлением с матерью и с обоими одновременно. В состояниях

мистического единения со Вселенной переживание двуединства

может включать любой аспект существования - не только лю-

дей, но и животных, растений и неодушевленных объектов.

Важный пример двуединства - чувство взаимного растворе-

ния с партнером по сексу (во время генитального соединения

или без него). Это может происходить спонтанно в повседнев-

ной жизни или в рамках тантрической практики. В тантричес-

ком пути левой руки (vama marga) достижение опыта косми-

ческого единства посредством сексуального союза с партнером

(maithuna) является целью сложного ритуала (ралсйа тайй-

га). Переживание двуединства возникает также часто в систе-

матических духовных практиках (в особенности в традиции

бхакти), когда ученики чувствуют себя едиными с гуру.

Опыт дуального единства часто сопровождается глубоким

чувством любви и святости события. Существуют специальные

упражнения (как в духовных традициях, так и в современном

движении за реализацию человеческих возможностей), веду-

щие к такого рода переживаниям: смотрение в глаза друг дру-

га, внимание к дыханию другого, синхронизация дыхания, слу-

шание биение сердца друг друга.

В следующем примере из терапевтического ЛСД-сеанса ре-

грессивное переживание двуединства с матерью во время внут-

риутробного существования и во время кормления грудью со-

четается с переживанием слияния с терапевтом. Пациентка

проходила психолитическую терапию по поводу психотического

состояния; краткая история ее терапии описана в моей книге

"ЛСД-психотерапия" (Gr о f, 1980, pp. 246-51).

В этот момент Милада приняла позу эмбриона и, по-видимому,

находилась в глубокой регрессии. Я отметил значительные и-з-

менения в ее лице. Морщины исчезли, и она выглядела как мла-

денец. Она сообщила, что переживает удивительное единство со

своей матерью. Их чувства не различались. Она свободно могла

переходить от ощущения себя младенцем в утробе или у материн-

ской груди к ощущению себя своей матерью, беременной или кор-

мящей. Она могла также быть тем и другим одновременно, не ощу-

щая границ в этом едином эмпирическом континууме.

Открыв глаза, она с большим удивлением заметила, что не чув-

ствует границ между собой и мною. Ей казалось, что она может

читать мои мысли и чувства. В некоторых случаях, когда она вы-

ражала вслух свои предположения, я мог подтвердить их. Вместе

с тем она полагала, что я также имел неограниченный доступ к

ее психике, так чт.о мог "читать ее, как открытую книгу". Однако

этот аспект ее переживания, очевидно, был проекцией, так как

я не чувствовал этого. В определенный момент Милада обнаружи-

ла также элемент параноидального страха, полагая, что все ее

мысли передаются не только мне, но и всем людям на Земле.

б. Отождествление с лругими люльми

Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с

предыдущим. В опыте двуединства можно в большей или мень-

щей степени потерять собственную самотождественность. Чув-

ство превращения в другого человека может быть полным и

"дожным, включая образ тела, физические ощущения, эмоци-

ональные реакции и отношения, процессы мышления, воспо-

минания, выражение лица, типичные жесты и особенности

поведения, позы, движения и даже интонации голоса.

"Есть различные формы, степени и уровни этого пережива-

ния. Оно может относиться к людям, которые находятся побли-

зости, к реальным людям, которые в данныи момент отсутству-

ют, или происходить как часть внутреннего опыта, включающе-

ro протагонистов из личной истории человека, его предков или

прошлые воплощения. Эмпирические отождествления такого

рода могут касаться знаменитых персонажей прошлого или на-

стоящего, даже мифологических и архетипических персонажей.

Переживание эмоционально значимых биографических вос-

поминаний, в которых действуют другие люди, часто характе-

ризуется поочередным отождествлением с различными протаго-

нистами, что придает им трансперсснальиый оттенок. Человек

может отождествиться со своими родителями, детьми, родствен-

никами, друзьями, знакомыми, учителями Возможно также

отождествление с известными политиками, учеиыми, религиоз-

ными деятелями или типичными представителями различных

профессиональных, этнических, расовых групп в прошлом и на-

стоящем.

Среди знаменитых исторических деятелей, с которыми ото-

ждествлялись люди в моем присутствии, можно назвать Алекса-

ндра Великого, императора Нерона, Клеопатру, Чингисхана, Ле-

онардо да Винчи, Микеланджело, св. Франциска Ассизского,

св. Терезу, Авраама Линкольна, Ленина, Сталина, Мартина Лю-

тера Кинга, Мохаммеда Али, Джона Кеннеди, множество изве-

стных киноактеров. Отождествление с Христом и Его страдани-

ями типично в контексте БПМ-III. В отличие от переживания

прошлых воплощений, такие отождествления не имеют характе-

ра воспоминания и не включают чувство актуального бытия

этим человеком.

Переживание двуединства и отождествления с другими

людьми часто доступны подготовленным медиумам. Эти пере-

живания не носят в таком случае непредсказуемого и элемен-

тарного характера, как в психоделических или подобных им со-

стояниях, а намеренно вызываются и контролируются. Мы

неоднократно были свидетелями этого на лекциях Энни Арм-

стронг. Опытные шаманы, по-видимому, действуют таким же

образом во время лечения или диагностирования

В качестве примера этого состояния я хочу привести один

случай, а именно мощное переживание отождествления с дру-

гим человеком, которое моя жена Кристина испытала во время

болезни с повышенной температурой. Речь идет о нашем добром

друге, покойном антропологе и философе Грегори Бэйтсоне. Он

находился тогда в Эсаленском институте с диагнозом "рак лег-

ких". Хирурги при проведении пробной операции нашли у него

опухоль величиной с виноградину; опухоль была неоперабельна,

и ему пообещали не более четырех недель жизни. Эсаленский

институт пригласил его провести последние дни в прекрасном

окружении на побережье Биг-Сур. Находясь там, он подвергся

разнообразным способам лечения и в результате прожил еще -

с подъемами и спадами - более даух с половиной лет. Мы

много общались с ним и его семьей и стали близкими друзьями.

Однажды утром Кристина решила остаться в постели, так как

плохо себя чувствовала. Внезапно ее охватило ощущение, что

она превращается в Грегори. Она почурствовала как будто сво-

ими его огромное тело, громадные руки, его мысли, его особый

британский юмор. Она была связана с его болью и каким-то

образом знала каждой клеткой своего тела, что он (она) умира-

ет. Это удивило ее, потому что не соответствовало ее сознатель-

ному представлению о положении дел. Ему действительно было

плохо в те дни, но такое не раз случалось и раньше, и не было

оснований видеть в этом что-то более серьезное, чем обычное

временное ухудшение.

Несколькими часами позже к нам пришел Карл Саймонтон,

наш друг, находившийся тогда в Эсалене и лечивший Грегори

своим методом визуализации. Он рассказал, что когда проводил

с Грегори этим утром сеанс, тот внезапно отказался продолжать

и произнес: "Я больше не хочу этого делать. Я хочу умеретьэ.

Они позвали жену больного Лоис, и стали говорить о приближа-

ющейся смерти. Время этого эпизода точно совпадало с момен-

том, когда Кристина пережила отождествление с Грегори.