Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 34 из 67)

логическим процессам мозга, то существование таких явлений

невозможно и абсурдно. Однако современные представления

квантово-релятивистской физики, теории информации и теории

систем, биологии, танатологии, нейрофизиологии и психодели-

ческой психотерапии приводят к предположению, что разум и,

возможно, сознание являются неотъемлемыми свойствами при-

роды и космоса. В контексте нарождающейся новой научной

парадигмы существование различных психоидных явлений ка-

жется возможным и в некотором смысле правдоподобным. За-

дачей серьезного исследования остается непредвзятое научное

рассмотрение и теоретическое осмысление соответствующего

материала.

Некоторые аспекты психоидных событий могут рассматри-

ваться с точки зрения психологии, другие - исключительно с

точки зрения физики. Отношение этих двух составляющих за-

висит от типа феноменов, но различно также и в пределах од-

ного и того же типа. Даже для одного и того же события оно

часто зависит от обстоятельств и точки зрения участников. Во

многих случаях психоидные события настолько подвижны, что

допускают как психологическую, так и физическую интерпрета-

цию - в зависимости от подхода исследователей. Поразительно

частые отказы электронного оборудования, происходящие в кри-

тические моменты психоидных экспериментов, странные проис-

шествия, препятствующие фиксации наиболее убедительных

доказательств, двойственность различных сообщений в ис-

следованиях по НЛО можно привести здесь в качестве приме-

ров. Эта трудноуловимость, по-видимому, является внутренней

характеристикой психоидных событий, а не основанием для то-

го, чтобы сомневаться в их существовании.

Психоидные феномены можно разделить на три большие ка-

тегории. К первой относятся необычные синхронные явления,

связывающие различного рода трансперсональные пережи-

вания с физическими событиями феноменального мира. Здесь

сознание особым образом взаимодействует с миром материи,

создавая осмысленные гештальты. Однако при этом нет необ-

ходимости предполагать, что сознание активно вмешивается в

материальную реальность и создает в ней физические измене-

ния. Сами по себе материальные события остаются укоренен-

ными в ньютоновском мире, соответствуя принципу причины

и следствия и не противореча традиционно принимаемым ес-

тественным законам.

Ко второй категории относятся спонтанные парапсихичес-

кие события, в которых психологические процессы, по-види-

мому, влияют на физическую реальность, нарушая обязатель-

ные с точки зрения механистической науки законы. Однако

такие события происходят не в результате специфического со-

знательного намерения, даже если люди сознательно создают

контекст для их появления, как в случае специально ориенти-

рованных спортивных соревнований или во время спиритиче-

ских сеансов (физический медиумизм). Примерами парапсихи-

ческих событий такого рода могут служить стигматы, полтер-

гейст, НЛО, светимость тела святых и духовных учителей.

К третьей категории относятся случаи намеренного психоки-

неза, специфических и произвольных вмешательств в физичес-

кий мир психологическими средствами. Это различные формы

духовного целительства и ведовства, ритуалы примитивных ку-

льтур, вызывающие дождь или совершаемые для других подо-

бных прагматических целей, различные формы магии, произ-

вольный контроль над автономными функциями, сверхъестест-

венные силы (сиддхи) йогов, феномены транса, передвижение

объектов с помощью воли, гипноз на расстоянии, лабораторные

эекспериметы по психокинезу и др.

1. Синхронные связи межлу

сознанием и материей

Принцип синхронности как альтернативу линейной причин-

ности впервые описал К. Г. Юнг, назвав этим термином значи-

мые совпадения событий,.разделенных во времени и/или в про-

странстве (Jung, 1960). Синхронность может проявляться в

различных формах. Одни из них связывают людей и события в

различных местах, другие - во времени. Здесь я хочу сосредо-

точиться на наиболее интересной форме синхронности - связи

между интрапсихическими событиями определенного человека

(снами, спонтанными видениями, медитативными состояниями,

психоделическими феноменами или переживаниями близости

смерти) и физическими событиями его жизни.

Синхронные события такого рода могут быть связаны с лю-

быми формами трансперсональных переживаний и иногда с не-

которыми аспектами перинатального процесса. Один из приме-

ров самого Юнга - знаменитая история о редком золотокрылом

жуке, прилетевшем к нему на подоконник, когда он обсуждал

символизм египетского скарабея в сне пациента, сопротивляв-

шегося любым представлениям о трансперсональной сфере

(Jung, 1961). Я уже описывал важные синхронные события,

часто окружающие переживание прошлых воплощений. Дру-

гой типичный пример - часто встречающееся нагроможде-

ние опасных ситуаций, вызываемых другими людьми и внешни-

ми событиями, в жизни человека, который в своем внутрен-

нем исследовании подходит к переживанию смерти "эго". Как

только смерть "эго" пережита и начинается возрождение, эти

ситуации исчезают так же таинственно, как появились.

Если человек в переживании шаманскрго типа встретил ду-

ховного учителя в форме животного, то возможно, что это жи-

вотное начнет различным образом появляться в его жизни с

частотой, превышающей разумную вероятность. При встрече с

архетипическими образами Анимы, Анимуса, Старого Мудреца

или Страшной Матери-богини идеалъные примеры этих фигур

могут появиться в повседневной жизни. Многие люди отмеча-

ли, что, когда они самоотверженно отдаются делу, вдохновляе-

мому из трансперсональной области, происходят невероятные

синхронные события, которые облегчают работу.

Важно знать, что необычные синхронные события могут поя-

виться в жизни людей, которые начинают исследовать транспер-

сональную область. Традиционная психиатрия не различает ис-

тинную синхронность и психотическое видение мира. Любое со-

общение пациента о необычных совпадениях автоматически

воспринимается как иллюзия и рассматривается как психотиче-

ский симптом. Однако непредубежденный исследователь часто

вынужден признать, что в случае истинной синхронности сов-

падения выходят за пределы статистической вероятности.

Юнг понимал, что феномен синхронности несовместим с тра-

диционным научным мышлением. Его интересовало развитие

квантово-релятивистской физики и предлагаемого ею мировоз-

зрения. Альберт Эйнштейн при личной встрече поддержал юн-

говскую идею синхронности, подтвердив ее созвучие новому

мышлению в физике (Jung, 1973). Юнг также дружил с Вольф-

гангом Паули, одним из основателей квантовой физики; его эссе

о синхронности неоднократно публиковалось вместе с работой

Паули о роли архетипов в мышлении астронома Иоганна Кепле-

ра (Pauli, 1955). Синхронные явления в трансперсональной

психологии имеют нечто обшее с проблемами современной фи-

зики, связанными с теоремой Белла (BеII, 1966; С арга, 1982).

Я встречался со многими примечательными примерами

синхронности в своей психоделической и холотропной прак-

тике, а также в окружении покойного Свами Муктананды, гла-

вы линии сидха-йоги. Однако мне хочется привести здесь в ка-

честве примера необычную историю, рассказанную всемирно

известным мифологом Джозефом Кэмпбеллом на семинаре в

Эсаленском институте в ответ на вопрос о Юнге и непричин-

ных связях во Вселенной.

Я расскажу вам пример синхронности из моей собственной жи-

зни. Мы жили в Нью-Йорке, в квартире на четырнадцатом этаже

на углу Уоверли плейс и Шестой авеню. Меньше всего можно

ожидать увидеть в Нью-Йорке богомола. Богомол играет роль ге-

роя в фольклоре бушменов. Я читал книгу о мифологии бушме-

нов, про молящегося богомола. В комнате, где я находился, было

два окна; одно выходило на Шестую авеню, другое на Гудзон, и

в него я постоянно поглядывал. Окно на Шестую авеню я вряд

ли раскрыл 'ару раз за все время, пока мы там жили.

Итак, я читал про молящегося богомола - героя - и вдруг

мне захотелось открыть окно на Шестую авеню. Я открыл его,

посмотрел направо и увидел ползущего по стене богомола. Он

как раз дополз до подоконника! Он был вот такого (показывает)

размера. Он посмотрел на меня, и его лицо было похоже на лицо

бушмена. У меня по спине побежали мурашки. Вы можете ска-

зать, что это совпадение, но какова вероятность, чтобы нечто по-

добное произошло случайно?

2. Спонтанные психоидные события

а. Сверхнормальные физические явления

В духовной и мистической литературе всех времен можно

найти многочисленные описания ярких физических изменений

тела или кажущихся невозможными достижений людей в нео-

бычных состояниях сознания. Соматические изменения прости-

раются от стигматов, появляющихся во время экстатических

состояний, относительно которых существуют традиционные

объяснения, до таких крайностей, как свечение или даже спон-

танное. "возгорание" всего тела.

Многое кажется сверхъестественным в различных боевых

искусствах. Что-то происходит спонтанно, что-то требует кон-

центрации и целенаправленности и уже принадлежит к следу-

ющей категории. Майкл Мерфи и Реа Уайт в своей книге "Па-

рапсихологические аспекты слорта" (Murphy and White,

1978) собрали рассказы очевидцев о способностях атлетов, гра-

ничащих с невозможным и предполагающих участие парапси-