Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 56 из 67)

другой стороны, все остальное было испробовано и не принесло

облегченин, так чта Флоре предстояла пожизненная госпитали-

зация. После длительного обсуждения с коллегами, мы решили

включить Флору в свою ЛСД-программу, полагая, что безнадеж-

ная ситуация оправдывает риск.

Первые два сеанса с высокими дозами мало отличались от

обычных. Она стол.кнулась с множеством травматических воспо-

минаний из своего бурного детства и несколько раз пережила

борьбу своего биологического рождения. Она смогла связать свои

суицидальные тенденции и лицевой спазм с определенными аспе-

ктами травмы рождения и разрядила много физического и эмоци-

онального напряжения. Несмотря на зто, терапевтический эффект

был минимальным.

В первые два часа третьего сеанса тоже не происходило ни-

чего необычного. Переживания были такими же, как на преды-

дущих сеансах. Внезапно она пожаловалась, что боль от лицево-

го спазма становится невыносимой. Прямо на моих глазах спазм

гротескно увеличился и ее лицо превратилось в нечто, чему лучше

всего подходит наименование "маска зла". Она заговорила глубо-

ким мужским голосом, и все в ней так изменилось, что трудно

было связать то, как она выглядела теперь, с ее обычным видом.

Ее глаза горели непередаваемым злом; руки сжались в когтис-

тую лапу.

Чужая энергия, вошедшая в ее тело, и голос представились

как зло. "Он" прямо обратился ко мне, приказывая мне оставить

Флору в покое и не пытаться ей помочь. Она принщлежит ему,

и он накажет каждого, кто попытается ступить на его территорию.

Затем последовал явный шантаж, поток зловещих откровений

относительно того, что произойдет со мной, с моими коллегами

и с нащей исследовательской программой, если я не послушаюсь.

Трудно описать зловещую атмосферу, вызванную зтой сценой.

Присутствие чего-то чуждого в комнате ощущалось совершенно

явственно. Воздействие шантажа и чувство сверхъестественно-

го события усиливалось тем, что пациентка не могла в своей

повседневной жизни иметь доступа к части информации, которую

"голос" использовал в этой ситуации.

Я оказался в состоянии огромного эмоционального стресса,

имевшего метафизические измерения. Хотя я и сталкивался с по-

добными проявлениями во время ЛСД-сеансов ранее, они никог-

да не были столь реалистическими и убедительными. Мне было

трудно контролировать свой страх, готовность воспринять при-

сутствие зла как реальность и сильное желание вступить в ак-

тивную психоделическую и духовную борьбу. Я наскоро пытал-

ся сообразить, как лучше всего вести себя в этой ситуации. В

какой-то момент я поймал себя на мысли о том, что следовало

бы иметь в терапевтическом зале распятие как орудие терапии.

Моя рационализация звучала так, что мы являемся свидетелями

проявления юнгианского архетипа, для которого Крест может

быть подходящим архетипическим противоядием.

Но скоро мне стало ясно, что мои эмоции, будь то страх или

агрессия, делают ситуацию и эту сущность более реальными. Я

не мог удержаться от воспоминаний о телефильме "Звездный

путь", где чуждая сущность питалась человеческими эмоциями.

Я понял, что необходимо оставаться спокойным и сосредоточен-

ным. Я решил погрузиться в медитативное состояние, держа

Флору за ее скрюченную руку и пытаясь представить ее себе та-

кой, какой она была раньше. В то же время я старался визуализи-

ровать капсулу света, охватывающую нас обоих, основываясь на

полярности света и зла. Это длилось около двух часов. С субъек-

тивной точки зрения это были самые длинные часы в моей жиз-

ни, если не говорить о моих собственных психоделических сеан-

сах.

В конце концов рука Флоры расслабилась, и она вернулась в

свое обычное состояние; это изменение было столь же резким,

как внезапное появление этого особого состояния. Я скоро об-

наружил, что она ничег,о не помнит о том, что происходило в эти

два часа. Позже в своем отчете она описывала первые два часа

и затем продолжала описание, переходя к тому, что происходи-

ло после "состояния одержимости". Я серьезно задумался, сле-

дует ли обсуждать с ней то, что происходило во время ее амне-

зии, и решил отказаться от этого. Не было никаких причин вво-

дить столь мрачную тему в ее сознание.

К моему глубокому удивлению, сеанс привел к удивительно-

му терапевтическому прорыву. Флора избавилась от суицидаль-

ных наклонностей и по-новому оценила жизнь. Она перестала

пить, отказалась от героина и барбитуратов и стала ревностно

посещать встречи маленькой религиозной группы в Катонсвил-

ле. Лицевой спазм почти прошел; по-видимому, энергия его раз-

рядилась во время двукчасового поддержания "маски зла". Хотя

боль иногда возвращалась, но столь незначительная, что это не

требовало никакого лечения.

Флора попробовала вступить в гетеросексуальные отношения

и даже вышла замуж. Однако это не принесло удовлетворения:

она была способна на половое сношение, но нашла его неприят-

ным и болезненным. Брак распался через три месяца, и Флора

вернулась с лесбиянским отношениям, но уже с гораздо меньшим

чувством вины. Ее состояние настолько улучшилось, что она смо-

гла работать водителем такси. Хотя последующие годы прошли

для нее с переменным успехом, ей не пришлось возвращаться в

психиатрическую клинику, которую чуть было не превратили в

ее дом. Возможно, Флора получила бы дальнейшее облегчение,

если бы могла продолжить ЛСД-терапию. К сожалению, по ин-

струкции НИМХ психоделическое лечение должно ограничиваться

тремя сеансами с высокой дозой.

Возможносги и ыели

эмпирического самоисслелования

Вы не можете как следует радоваться миру, если

море само не плещется в ваших венах, если вы не

одеты в небеса и не коронованы звездами. И считай-

те себя единственным наследником всего мира -

в тем большей степени, что в мире есть и другие

такие же единственные наследники, как и вы.

Томас Траерн

Из сказанного ранее должно быть понятно, что самоисследо-

вание с помощью психоделиков или мощных немедикаментоз-

ных эмпирических техник - это нелегкое дело, за которое не

следует приниматься необдуманно. Такое исследование может

привести к весьма необычным состояниям сознания, к значи-

тельному эмоциональному страданию и тяжелым психосомати-

ческим ощущениям. Кроме того, для эмоционально неустойчи-

вых людей такое исследование представляет и некоторую долю

возможного риска. Естественно в таком случае задать вопрос:

какую пользу может принести все это и почему кто-то может

захотеть подвергнуться такой процедуре?

Психоделическое и холотропное самоисследование вырос-

ло из клинической работы с психиатрическими пациентами, из

стремления найти более эффективные способы помощи. Пер-

вое и наиболее очевидное основание для того, чтобы предпри-

нять подобное самоисследование, состоит в том, что оно пред-

ставляет собой более эффективную алътернативу известным

вербальным формам психотерапии, требующим очень много

времени и очень дорогим, а также способно работать с различ-

ными формами психопатологии, не поддающимися традицион-

ным методам и средствам.

Однако эмпирическая работа показала, что люди, которые

могут считаться нормальными по обычным стандартам в запад-

ной психиатрии, часто пользуются жизненными стратегиями,

оказывающимися неудовлетворительными, направленными про-

тив них и даже саморазрушительными, и часто живут гораздо

ниже своих человеческих возможностей. Второе серьезное ос-

нование для эмпирического самоисследования состоит, таким

образом, в поисках более удовлетворяющего подхода к жизни

и новых способов бытия.

Наконец, современные исследования сознания подтверди-

ли имеющее за собой не одну сотню лет утверждение филосо-

фии, что общепринятая реальность открывает лишь один из

аспектов или фрагментов реальности. Существуют важные об-

ласти реальности, являющиеся трансцендентальными и транс-

феноменалъными. Стремление людей обрести доступ к духов-

ному миру - это очень мощная и важная сила. По своей приро-

де она напоминает сексуальность, но более фундаментальна и

требовательна. Отрицание и подавление стремления к транс-

цендентальному вносит серьезные нарушения в жизнь человека

как на индивидуальной, так и на общественной шкале. Эмпи-

рическое самоисследование - важное средство философско-

го и духовного поиска. Оно может служить связыванию соб-

ственного существования с трансперсональным миром.

Ниже я кратко рассмотрю возможности эмпирического

самоисследования в этих трех областях и коснусь возникаю-

щих при этом проблем.

Эмоциональная и психосоматическая терапия

Эмпирические формы психотерапии обладают способностью

ослаблять психологические сопротивления и защитные меха-

низмы гораздо более эффективно, чем вербальные. Довольно

часто уже на первом сеансе психоделической или холотропной

дыхательной терапии удается достичь воспоминания материа-

ла раннего детства, переживания биологического рождения и

даже трансперсональных переживаний. В некоторых случаях

драматические прорывы и устойчивые психологические изме-

нения достигаются в течение нескольких часов или дней. Хотя

это далеко не всегда так, но бывает, что одно психоделическое

или холотропное переживание приводит к значительным из-

менениям личности или разрешает хроническую эмоциональ-

ную или психосоматическую проблему. В других случаях один