Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 52 из 67)

стояния. Единственное различие состоит в ощущении механи-

ческой ловушки и клаустрофобии, характерных для БПМ-II и

отсутствующих в БПМ-I. Под влиянием полностью разверну-

той БПМ-II (безвыходность, или ад) мир представляется без-

надежным местом, исполненным абсурдного, бессмысленного

сострадания, или игрой безжизненных роботов. Человек пере-

живает глубокое чувство вины или отождествляется с ролью

беспомощной жертвы.

Под влиянием БПМ-III (борьба смерти и возрождения) чело-

век переживает огромное физическое и эмоциональное напряже-

ние и, как правило, сталкивается с проблемой контролирования

разрушительных и саморазрушительных импульсов. Это может

быть связано с сильными садистскими или мазохистическими

фантазиями и наклонностями, сексуаЛьными нарушениями и

преобладанием демонических, извращенных и скатологических

тем. Мир представляется опасным местом - экзистенциальным

полем борьбы по закону джунглей, где каждому нужно быть

сильным, чтобы выжить и удовлетворить свои нужды.

Динамическое преобладание БПМ-IV (переживание смер-

ти и возрождения) характеризуется - если биологическое ро-

ждение не было осложнено тяжелой анестезией или другими

значительными нарушениями - переживанием физического и

духовного возрождения, омоложения и эмоционального обнов-

ления. Человек возбужден и полон энергии, но при этом со-

средоточен и умиротворен и воспринимает мир обновленными

чувствами. Он переживает радость жизни и обновленную значи-

мость обычных аспектов существования - природы, музыки,

пищи, секса, работы и человеческих отношений.

Трудно дать общее описание воздействия трансперсональ-

ных матриц, поскольку они очень разнообразны и создают бога-

тые возможности. В жизни человека может доминировать тема

предыдущего воплощения, позитивного или демонического

архетипа, фрагмент памяти предков, расы или филогенетичес-

кой памяти, шаманское чувство единства с природой, легкий

доступ к экстрасенсорному восприятию и многое другое.

Изменения в управляющем воздействии динамических мат-

риц могут произойти в результате различных биохимических

и физиологических процессов в организме или как реакция на

внешнее влияние физиологической или физической природы.

Многие случаи клинического улучшения могут быть объяснены

сдвигом от физиологического доминирования негативной дина-

мической системы к выборочному влиянию позитивной констел-

ляции. Такое изменение не обязательно означает, что бессозна-

тельный материал, лежащий в основе психопатологического со-

стояния, проработан. Это просто указывает на внутренний

динамический сдвиг от одной управляющей системы к другой.

Этот сдвиг, который может происходить на различных уров-

нях, мы будем называть трансмодуляцией. Сдвиг от одной био-

графической констелляции к другой можно назвать трансмо-

дуляцией СКО. Подобный сдвиг от доминирования одной пе-

ринатальной матрицы к доминированию другой можно назвать

трансмодуляцией БПМ. Наконец, трансперсональные трансмо-

дуляции состоят в сдвигах между динамическими системами

трансиндивидуальной природы. В зависимости от эмоциональ-

ного качества управляющей системы и соответствующих кли-

нических изменений мы можем говорить о позитивных, нега-

тивных и замещающих трансмодуляциях.

Типичная позитивная трансмодуляция происходит в две фа-

зы. На первой интенсифицируется доминирующая негативная

система, а затем следует внезапный динамический сдвиг к пози-

тивной. Однако если сильная позитивная система достаточно

доступна, она может доминировать в психоделическом или хо-

лотропном сеансе с самого начала. В этом случае негативная

система составляет фон. Сдвиг от оДной динамической системы

к другой не всегда ведет к клиническим улучшениям. Негатив-

ная трансмодуляцйя состоит в сдвиге от нейтральной или даже

позитивной ситуации к негативной, что ведет к появлению но-

вых клинических симптомов, которых ранее индивид не про-

являл.

Среди динамических сдвигов особый интерес представляет

замещающая трансмодуляция, то есть сдвиг от одной негатив-

ной системы к другой. Внешнее проявление этого внутрипси-

хического события состоит в качественном изменении психо-

патологии от одного синдрома к другому. В Некоторых случа-

ях это изменение может быть столь драматичным, что пациент

оказывается в иной диагностической категории. Хотя возник-

шее в результате этого состояние кажется совершенно новым,

тщательный анализ показывает, что его динамические элемен-

ты существовали в психике до того, как произошел сдвиг Дра-

матический пример сдвига от глубокой депрессии к истеричес-

кому параличу описан в моей книге "ЛСД-психотерапияэ

(Grof, 1980, Р. 219). Возможны также замещающие сдвиги от

одной позитивной системы к другой, однако их труднее разли-

чить, так как спектр негативных проявлений гораздо богаче, чем

спектр позитивных.

Терапевт, прибегающий к психоделической или холотроп-

ной терапии, должен быть знаком с описанными механизмами

и должен сознавать, что устойчивые изменения могут быть

следствием не только глубокой проработки бессознательного

материала, но и динамических сдвигов, меняющих перспекти-

ву переживаний человека.

Терапевтические возможности

процесса смерти и возрожления

Мощное эмпирическое переживание смерти и нового рожде-

ния может привести к драматическому смягчению эмоциональ-

ных, психосоматических и межличностных трудностей, кото-

рые ранее не поддавались психотерапевтической работе, сосре-

доточенной на постнатальном биографическом материале.

Негативные перинатальные матрицы оказываются хранилищем

эмоциональных и физических ощущений чрезвычайной интен-

сивности. Как описано в другой моей книге (Grof, 1985), они

являются потенциальным эмпирическим источником многих

психопатологических синдромов. Неудивительно, что значимая

работа на перинатальном уровне психики может повлиять на

широкий спектр психиатрических проблем. Глубокое пережи-

вание неомраченного внутриутробного существования и сос-

тояния космического единства (БПМ-1) обладает универсаль-

ными терапевтическими возможностями экстраординарной

силы.

Такие важные симптомы, как тревога, агрессия, депрессия,

страх смерти, чувство вины, садомазохистические тенденции,

общее эмоциональное и физическое напряжение или комплекс

неполноценности, по-видимому, коренятся в перинатальной об-

ласти бессознательного. Точно также патологический интерес

к различным физиологическим функциям или биологическому

материалу, различные психосоматические симптомы, странные

ипохондрические жалобы восходят к процессу смерти и возрож-

дения. Сюда относятся, например, обыкновенная головная боль

и мигрени, мышечные спазмы и боль в различных частях тела,

различные треморы и дискинезии. Среди физических симпто-

мов определенно имеющих перинатальное происхождение, -

сердечная недостаточность, тошнота и рвота, невротическое

чувство недостатка кислорода и удушья, психогенная астма и

менструальные спазмы.

Эмпирическая работа, затрагивающая перинатальные мат-

рицы, как правило, необходима, чтобы существенным образом

воздействовать на вытесняемую или, наоборот, преувеличен-

ную депрессию, ненависть к себе, саморазрушительные тен-

денции. Мощное проживание смерти и возрождения Эго прео-

долевает или значительно уменьшает суицидальные тенденции

и наклонности. Клиенты, пережившие опыт психологической

смерти и возрождения и/или чувство космического единства

обретают, как правило, негативную установку по отношению

к состояниям, вызываемым алкоголем и наркотиками. Уильям

Джеймс писал в свое время, что религиозное обр'ащение - луч-

шая терапия от алкоголизма ("лучшее средство от неудержи-

мого пьянства - религиозная неудержимость"). Важность глу-

боких духовных переживаний для преодоления алкоголизма

отмечал также К. Г. Юнг. Его известный рецепт "spiritus contro

spiritum" ( "дух против вина") стал философской базой наибо-

лее успешной программы борьбы с алкоголизмом - AA ( "A"o-

нимные алкоголики").

Жестокая агрессия, импульсивное поведение, нанесение

вреда самому себе, садомазохистические тенденции также в

значительной мере коренятся в переживаниях перинатально-

го уровкя. Активизация БПМ-III, как правило, вызывает у чело-

века сцены насилия, массового уничтожения, войны, садома-

зохистических оргий. Экстериоризация глубоких деструктив-

ных и саморазрушительных тенденций - один из наиболее

важных аспектов борьбы смерти и возрождения. При этом мо-

билизуется и разряжается огромная деструктивная энергия, в

результате чего наступает значительное уменьшение агрессив-

ных чувств и тенденций. Переживание психологического и

духовного возрождения (БПМ-IV) обычно связано с чувством

любви, сострадания и уважения к жизни.

Перинатальные элементы играют важную роль в динамике

различных тревожных состояний и фобий, в особенности клау-

строфобии, танатофобии и нозофобии. То же относится к симп-

томатике конверсионной истерии и определенным аспектам

неврозов одержимости. Многие сексуальн'ые расстройства и от-

клонения коренятся на перинатальном уровне психики и мо-

гут быть логично объяснены с точки зрения сексуальных ком-

понентов БПМ-III Это наиболее очевидно для импотенции,

неспособности достигнуть оргазма, менструальных спазмов,