Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 3 из 67)

лектуальной аргументацией.

Первая часть книги посвящена картографии психики, раз-

работанной мною в ходе клинической работы с психоделика-

ми. В ней рассказывается об основных типах переживаний, до-

ступных обычному человеку, если он начинает заниматься се-

рьезным самоисследованием с помощью психоделиков или

мощных нефармакологических эмпирических техник. Если мо-

дель человеческой психики, используемая в традиционной ака-

демической психотерапии, ограничена уровнем анамиза восло-

миканий, то новая картография подразумевает еще два уров-

ня, выходящих за пределы биографии. Это перинашалькый

уровень, определяемый феноменами рождения и смерти, и

шранслерсональный уровень, который в принципе может опо-

средовать связь с любым аспектом феноменального мира и с

различными мифологическими и архетипическими мирами. Я

считаю знание этой картографии совершенно необходимым для

безопасного и эффективного самоисследования.

Во второй части этой книги впервые детально описывают-

ся основные принципы холоюропной юералии, комбинирован-

ной техники нефармакологической терапии, которую я уже упо-

минал ранее. Она может использоваться как независимо, так

и в сочетании с психоделической терапией или другими форма-

ми эмпирической психотерапии и различными формами рабо-

ты с телом. Это описание холотропной терапии не может, разу-

меется, заменить обучения, предполагающего личный опыт и

работу с другими под квалифицированным наблюдением. Тем

не менее оно содержит всю необходимую информацию как для

испытуемых, так и для ведущих или помощников.

Специальный раздел посвящен механизмам терапии и транс-

формации личности, действующим в необычных состояниях

сознания - спонтанных или вызванных фармакологическими

или иными средствами. Хотя большая часть этих механизмов

принципиально нова для западных терапевтических представ-

лений, в действительности они являются довольно древними

и играют важную роль в шаманских процедурах, целительских

и других ритуалах с незапамятных времен. Ныне они лишь за-

ново открываются и переформулируются в современных науч-

ных терминах.

Завершает книгу обсуждение возможностей и целей эмпири-

ческого самоисследования, использующего терапевтические и

трансформирующие механизмы необычных состояний сознания.

В этом процессе эмоциональная и психосоматическая терапия

соединяется с движением к более плодотворным жизненным

стратегиям и поиском ответов на фундаментальные онтологи-

ческие и космологические вопросы существования.

Приложение, рассматривающее вкратце вопросы психоде-

лической терапии, завершает книгу как в тематическом, так и

в историческом отношении. Как я уже упоминал, техника хо-

лотропной терапии выросла из работы с психоделиками и

хорошо с ней сочетается. Хотя психоделическая терапия сей-

час практичски невозможна, некоторым читателям этот раздел

может показаться интересным либо потому, что у них уже был

какой-то нсиходелический опыт, либо из чисто теоретических

соображений. Я надеюсь, что в не столь отдаленном будущем

эти уникальные средства будут возвращены психиатрии и пси-

хологии. Когда это произойдет, психоделики займут свое мес-

то в терапевтическом континууме, наряду с трансперсонально

ориентированными интервью,юнгианской "песочницей", раз-

личными формами медитации, гештальт-терапией, телесно-ори-

ентированной терапией, холономной интеграцией и всеми дру-

гими подобными техниками, дополняющими друг друга и ра-

ботающими в сходных направлениях. Тогда эти техники можно

будет употреблять с необходимой гибкостью для безопасной

и эффективной психотерапии и самоисследования.

Я написал эту книгу в надежде, что по крайней мере неко-

торые из читателей найдут ее полезным руководством для ис-

следования себя, которое многие философы и святые считали

одной из благороднейших целей человеческого существования.

Станислав Гроф, доктор медицины

Биг-Сур, Калифорния, январь 1986 года

-----------------------------------------------------------

Измерения сознания:

новая картография

внутреннего пространства

Традиционная психиатрия, психология и психотерапия опира-

ются на фрейдовскую модель человеческой личности, ограни-

ченную биографией и индивидуальным бессознательным челове-

ка. Этот подход может представляться приемлемым в контек-

сте психотерапевтического самоисследования, использующего

вербальные техники, такие, как свободные ассоциации или ин-

дивидуальное интервъю.

Однако фрейдовская модель не дает возможности понять

динамику эмоционального и психосоматического исцеления,

трансформации личности и эволюции сознания, которые вызы-

ваются мощными техниками, подобными психоделической те-

рапии, трансовым танцам или различным эмпирическим под-

ходам современной психотерапии. Эти техники мобилизуют и

активизируют глубокие бессознательные и сверхсознательные

уровни человеческой психики и требуют гораздо более широ-

ких теоретических представлений. Человек, использующий эти

техники ддя самоисследования или для оказания помощи дру-

гим, должен располагать моделью или картографией психики,

включающей трансбиографические уровни. Мы считаем знаком-

ство с подобной картографией необходимой предпосылкой для

любой серьезной внутренней работы и включаем ее обсужде-

ние в подготовительный этап как психоделической, так и холо-

тропной терапии. Хотя представляемая далее модель предназ-

начена для понимания динамики психоделических сеансов, она

равным образом применима для глубинной эмпирической ра-

боты и при немедикаментозных подходах.

Новая картография наряду с традиционным уровнем био-

графических восломинаний включает два основных трансбио-

графических уровня - перинатальный, связанный с пережива-

нием рождения и смерти, и трансперсональный. Переживания

всех трех категорий - биографические, перинатальные и транс-

персональные - вполне доступны большинству людей. Они мо-

гут возникать в психоделических сеансах, в тех формах эмпири-

ческой психотерапии, которые используют дыхание, музыку,

танец, работу с телом; они регулярно появляются во сне. Ла-

бораторные техники изменения сознания - биологическая об-

ратная связь, лишение сна, сенсорная изоляция или сенсорная

перегрузка, различные кинестические средства - все это так-

же может вызвать большую часть этих феноменов.

Существует широкий спектр древних и восточных духов-

ных практик, которые разработаны специально для того, что-

бы обеспечить доступ к перинатальным и трансперсональным

областям. Не случайно поэтому, что новая модель психики во

многом напоминает древние представления великих мистичес-

ких традиций. Весь этот эмпирический спектр описан также

историками, антропологами, специалистами по сравнительно-

му изучению религии в виде различных шаманских процедур,

ритуалов перехода-инициации и целительства, мистерий смерти

и возрождения, трансовых танцев экстатических религий. Та-

ким образом, современные исследования сознания впервые сде-

лали возможным серьезный пересмотр древнего и незападного

опыта и подлинный синтез древней мудрости и современной

науки (Grof, 1984).

Тот факт, что перинатальные и трансперсональные пережи-

вания могут появлятъся и в спонтаных эпизодах необычных сос-

тояний сознания, имеет далеко идущие последствия для понима-

ния и лечения многих состояний, которые традиционная пси-

хиатрия рассматривает как психотические. В свете же новых

наблюдений они могут рассматриваться как трансперсональные

кризисы или "духовные опасности". При правильном понимании

и правильном обращении с ними эти кризисы могут вести к эмо-

циональному и психосоматическому выздоровлению, трансфор-

мации личности и эволюции сознания (S. and С. Grof, 1986).

Сенсорный барьер и уровень

биографических воспоминаний

Техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессозна-

тельному, прежде всего активизируют органы чувств. В резуль-

тате этого для многих людей глубокое самоисследование на-

чинается с различных неспецифических сенсорных пережива-

ний - элементарных визуализации цветов или геометрических

фигур, звона или шума в ушах, тактильных ощущений в раз-

личных частях тела, вкусов или запахов. Эти более или менее

абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого

символического значения, так что они не важны для самоисс-

ледования и понимания самих себя. Скорее они представляют

собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть

перед началом путешествия вглубь психики.

Следующая область психики, доступ к которой открывает-

ся по мере развития процесса, обычно оказывается уровнем

биографических воспоминаний и индивидуального бессозна-

тельного. Хотя принадлежащие этому уровню феномены име-

ют большое практическое и теоретическое значение, нет необ-

ходимости описывать их здесь подробно, поскольку почти все

традиционные психотерапевтические подходы со своей обшир-

ной профессиональной литературой занимаются нюансами

психодинамики именно этого уровня. К сожалению, различные

школы противоречат друг другу и не приходят к согласию от-

носительно того, какие факторы психики наиболее значимы,

почему возникает психопатология и как следует проводить пси-

хотерапию.

Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со

значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от