Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 25 из 67)

риментирующий держит в руках), включая различные связанные

с ним эмоции, мысли, видения, звуки, запахи и физические

ощущения.

Я неоднократно наблюдал в психоделических и холотроп-

ных сеансах подтвержденные случаи предвидения, ясновиде-

ния событий прошлого и будущего и психометрии. Кроме того,

мне довелось быть свидетелем демонстраций известных медиу'-

мов Энни Армстронг и Джека Шварца. Интересны в этой связи

также контролируемые эксперименты видения будущего, про-

водившиеся в Стэнфордском исследовательском институте

Расселом Таргом, Харольдом Путхоффом и Кейт Харари не

только с известными медиумами, но и со многими обычными лю-

дьми (Targ and Puthoff, 1978; Targ and Harary, 1984). В пос-

ледних двух успешных экспериментах на отдаленное видение

советский испытуемый не только описывал случайно выбранное

положение определенного обьекта в Соединенных Штатах, к

которому приближался специально выбранный человек в момент

эксперимента, но и мог предсказать, куда он будет передвигаться

в будушем.

В некоторых случаях человек может выходить за пределы

обычных ограничений времени, произвольно назначая время,

в которое он хочет попасть. Такое "путешествие во времени"

напоминает произведения Уэллса и других фантастов. Обыч-

но это сопровождается столь же произвольным выбором места.

Чувство свободного выбора отличает эти переживания от спон-

танного и непроизвольного переживания исторических событий

детства, рождения, опыта предков, расового и коллективного

бессознательного. Направленное путешествие во времени может

совершатъся под влиянием гипноза, когда испытуемого направ-

ляют либо в определенное время, либо к определенному собы-

тию. Прекрасное художественное описание спонтанного путеше-

ствия во времени содержится в романе Воннегута "Бойня но-

мер пятьэ.

Опыт выхода за пределы линейного времени представляет

собой серьезный вызов ньютоно-картезианскому мировоззре-

нию. Возможность непосредственного доступа к информации о

различных аспектах прошлого, неопосредованного центральной

нервной системой, нарушает основную метафизическую догму

механистической науки относительно примата материи над со-

знанием. Она указывает на возможность памяти без материаль-

ного носителя. Возможность получения информации о будущем

подрывает глубоко укоренившееся в западной цивилизации пред-

ставление о линейности времени. Однако эти данные современ-

ных исследований сознания совместимы с интересными альтер-

нативными моделями времени и будущего, например с хроното-

пологией Чарльза Мьюзеса (Muses, 1985) или вероятностной

концепцией В. В. Налимова (Nalimov, 1982),

Следующий пример опыта предвидения - это фрагмент

сеанса с 30 миллиграммами псилоцибина известного американ-

ского парапсихолога Стэнли Крипнера в контексте исследовате-

льского проекта Гарвардского университета. Это предвидение

убийства Джона Кеннеди, имевшее место более чем за полтора

года до этого события (Aarons о п and Osmond, 1970).

Я оказался в столице и обнаружил, что рассматриваю статую

Линкольна. Статуя была совершенно черной, со склоненной голо-

вой. У постамента было ружье, и кто-то прошептал: "Ero застре-

лили. Президента застрелили", - и в воздух поднялся дымок.

Черты Линкольна постепенно стерлись, и вместо них проступи-

ли черты Кеннеди. Я все еще был в Вашингтоне, ружье по-преж-

нему лежало у постамента черной статуи. Дымок поднялся из

ствола ружья и растворился в воздухе. Голос повторил: "Его заст-

релили. Президента застрелили". Мои глаза открылись. Я плакал.

Тогда, в 1962 году, во время первого опыта с псилоцибином,

я не обратил особого внимания на эту визуализацию Кеннеди, по-

тому что у меня и без того было много впечатлений. Тем не менее

это была единственная визуализация, которая вызвала у меня сле-

зы, так что я полностью ее описал и послал отчет в Гарвард Де-

вятнадцать месяцев спустя, 23 ноября 1963 года, эта визуализация

вернулась ко мне, когда я оплакивал убийство Кеннеди

3. Физическая интроверсия и сужение сознания:

сознание органов, тканей и клеток

В этой группе переживаний сознание остается в пределах тела,

но входит в области, недоступные сознательному исследованию

при обычных обстоятельствах. Это не психологическое, а физи-

ческое внутреннее пространство. Феномены такого рода подра-

зумевают пространственное сужение сознания и одновременно

его функциональное расширение.

В холотропной модальности можно войти в различные ча-

сти своего тела и наблюдать происходящую там деятельность

или даже эмпирически отождествиться с определенными орга-

нами или тканями. Человек может буквально стать своим серд-

цем и пережить работу сердечной мышцы, открывание и закры-

вание клапанов, биодинамический поток крови и работу синусо-

вого узла сердца. Отождествляясь с печенью, можно пережить

драму деятельности очищения или синтез, накопление и выде-

ление желчи. Таким же образом можно стать собственной ре-

продуктивной системой, различными частями желудочно-ки-

шечного тракта, любым органом или тканью.

В этих состояниях сознание регрессирует до клеточного

уровня или даже до субклеточных структур и процессов. В пси-

ходелических или холотропных сеансах люди сообщали, что

превращаются в красные или белые кровяные шарики, клетки

желудочного эпителия или слизистую оболочку матки, спер-

му или яйцеклетку, или в нейрон собственного мозга. Другой

интересный феномен - исследование клеточных аминокислот

и хромосом, связанное с прозрениями относительно физико-

химического кода генов и чувством "чтения ДНК". Пережива-

ния такого рода очень похожи на различные сцены азимовско-

го фильма "Фантпстическое путешествие".

Этот феномен особенно интересен для исследователей, пы-

тающихся сочетать традиционную медицину с психологической

терапией. Пионером такого подхода является онколог и радио-

лог Карл Саймонтон (Simonton, Natthews-Simonton and

Greighton, 1978). В нашей программе ЛСД-терапии раковых

больных мы неоднократно наблюдали, что люди, страдающие

разными формами злокачественных образований, были способ-

ны эмпирически связываться со своими опухолями на клеточном

уровне. Они делали спонтанные попытки использовать эти пере-

живания для исцеления путем создания психологически позитив-

ных энергетических полей, противостоящих негативным эмоци-

ям, которые они связывали с болезнетворным процессом, путем

"обилизации защитных сил организма или ментальной борьбы

с опухолями. В некоторых случаях наступали удивительные вре-

менные ремиссии, указывающие на то, что эта возможность нуж-

дается в систематическом исследовании (Grof and Halifax,

1977).

Многие аспекты сознания органов, тканей и клеток иллюст-

рируются следующим отчетом о сеансе со 125 мидлиграммами

МДА (метилен-диокси-амфетамина) - психоделика, являюще-

rocя по своей химической структуре промежуточным между

мескалином и амфетамином.

Теперь мое внимание перешло от рта к пищеводу Я начал мед

ленное путешествие вниз по желудочно-кишечному тракту, пе-

реживая все процессы пищеварения на клеточном и даже биоки-

мическом уровне. Я буквально превратился в клетки эпителия,

устилающие мой желудок, и участвовал во всасывании пищи и в

невероятной алхимии пищеварения. Определенные запахи и вку-

сы содержимого желудка совершенно заполнили мое сознание

Сначала я оценивал это с человеческой точки зрения и содрогался

от отвращения, но постепенно перешел на уровень биологии.

Далее процесс опустился в двенадцатиперстную кишку, тон-

кую и подвздошную кишки. По мере того как фокус моего со-

знания постепенно продвигался вниз, я исследовал все нюансы

"букета" кишечных соков, энзимов и желчи в различных соче-

таниях, Становясь ворсинками, мембранами и клетками, я был

изумлен чудесами лаборатории жизни. Хотя я изучал все это с

различных точек зрения, когда получал медицинское образова-

ние, я никогда не был способен оценить это таким образом,

На последней стадии этого "фантастического путешестия" я

встретился со сложными чувствами и установками, которые сло-

жились в культуре fio поводу фекалий. Кроме отвращения, мне

пришлось столкнуться с невероятным количеством подавленных,

отчужденных и неприемлемых эмоций жадности, алчности, рев-

ности и злобы. В какой-то момент они персонифицировались в

виде гротескных гномообразных мифологических созданий.

Я начал понимать смысл процесса, в который был вовлечен, Мне

было важно принять весь желудочно-кишечный тракт со всеми его

продуктами и содержимым как часть себя и подружиться с ним,

чтобы преодолеть вытеснение и отрицание и подлинно и безусловно

принять себя и достичь интеграции своей личности. Так что это

переживание было по сути дела очень терапевтичным.

Змпирический выхол за прелелы обшепринятой

реальности и пространства-времени

В большой группе трансперсональных переживаний расширяю-

щееся сознание, по-видимому, выходит за пределы феномена-

льного мира и пространственно-временного континуума, воспри-

нимаемого в повседневной жизни. К ним принадлежат опреде-

ленные астрально-психические феномены, 'гакие как явление

умерших и общение с ними, опыт чакр, видение ауры, мериди-

анов и других проявлений тонкой энергии. К важным пережи-

ваниям этой категории относятся встречи с духовным води-

телями в форме животных и в человеческой форме и с различ-

ными сверхчеловеческими существами. В некоторых случаях