Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 33 из 67)

существование, или бытие, чит - обычно переводимое как

осознание или знание, и ананда - блаженство. Бесформен-

ное, безмерное и непостижимое Космическое Сознание лучше

всего можно описать как Бесконечное Существование, Беско-

нечное Сознание или Знание и Бесконечное Блаженство. Одна-

ко любые слова относятся прежде всего к феноменам и процес-

сам материальной реальности и поэтому оказываются лишь

безнадежной попыткой передать сущность этого трансценден-

тального принципа.

Единственным средством оказывается написание употреб-

ляемых слов с большой буквы, как часто поступают психотиче-

ские пациенты, отчаянно пытаясь рассказать о своем невырази-

мом мире. Люди, имевшие подобное переживание, часто гово-

рят, что язык поэтов при всем своем несовершенстве больше

подходит для этой цели. Можно упомянуть здесь бессмертное

искусство трансцендентальных писателей и поэтов Хильдегарда

фон Бингена, Руми, Кабира, Мирабая, Омара Хайама, Калила

Джебрана, Рабиндраната Тагора, Щри Ауробиндо.

Следующее переживание из сеанса со 150 миллиграммами

кеталара (кетамина) соединяет элементы космического созна-

ния, отождествления с другими людьми и архетипического не-

бесного мира.

Я ощущал присутствие многих моих друзей, с которыми у меня

были общие интересы, ценности и взгляды на жизнь или цель в

жизни. Я не видел их, но каким-то экстрасенсорным образом вос-

принимал их присутствие. Мы осуществляли сложный процесс на-

хождения областей согласия и разногласии между нами, чтобы

элиминировать различия с помощью алхимической нейтрализации.

В какой-то момент мне показалось, что мы достигли этого и

стали совершенно единой сетью, единым существом с ясной це-

лью и без внутренних противоречий. В себе я назвал этот орга-

низм "космическим кораблем сознания". Мы начали движение,

сочетавшее пространственный полет с очень абстрактно представ-

ленной эволюцией сознания.

В предыдущем психоделическом сеансе я пережил и принял

философию "ндийского представления о Вселенной как лиле, Бо-

жественной игре. В этой космической игре в прятки на каком-то

уровне все уже познано и все уже произошло. Единственная зада-

ча человека - поднять покрывало невежества и уловить это. То,

что я переживал сейчас, было новым и волнующим. Истинная эво-

люция казалась реальной возможностью, и каждый из нас мог сы-

грать в этом важную роль. Эта эволюция вела к измерениям, кото-

рых я не сознавал в своей повседневной жизни и не видел в пре-

дыдущих необычных состояниях сознания

Движение становилось все быстрее, пока не достигло абсолют-

ного предела, чего-то вроде скорости света в эйнштейновской все-

ленной. Мы все чувствовали, что можно пробиться за эту грани-

цу, но результат был бы совершенно непредсказуемым и может

быть опасным. Наша группа бь.ла склонна к приключениям, так

что мы решили двигаться вперед и встретиться с Неведомым.

Когда предел был преодолен, переживания сдвинулись в изме-

рения, которые трудно описать. Вместо движения через простран-

ство наступило колоссальное расширение сознания. Время оста-

новилось, и мы вошли в состояние, которое я назвал бы созна-

нием янтаря. Внешним выражением этога состояния, где время

замораживается, можно считать то, что живые формы - растения

или насекомые - сохраняются в янтаре без изменений милли-

оны лет, как и сам янтарь - минерализованная органическая

смола.

Мы прошли процесс очишения, в котором из переживания

исключался всякий намек на органическую жизнь. Я понял, что

это состояние алмаза. Было важно, что алмаз - это чистый угле-

род, элемент, на котором основана жизнь, и что он возникает в

условиях крайних температур и огромного давления. Алмаз как

будто бы содержал всю информацию о жизни и природе в абсо-

лютно чистой и конденсированной форме, как всеобщий универ-

сальный компьютер.

Все остальные физические качества алмаза указывали на его

метафизическое значение - красота, прозрачность, блеск, твер-

дость, неизменность, способность разделять белый свет на бога-

тый спектр красок. Я начал понимать, почему тибетский буддизм

называется ваджраяной. Единственное, как я мог описать это со-

стояние предельного космического экстаза, - это назвать его

"алмазным сознанием". Здесь была сосредоточена вся творческая

энергия и разумность Вселенной как чистое сознание, существу-

щщее за пределами пространства и времени. Это было очень аб-

страктным, но содержало все формы и тайны творения..

Я плавал в этой энергии как безразмерная точка сознания, со-

вершенно растворившаяся, но поддерживавшая некоторое чувст-

во отдельной самотождественности. Я ощущал присутствие своих

друзей, совершивших со мной это путешествие. Они были бесфор-

менными, но явно присутствовали. Мы чувствовали, что достигли

состояния последнего свершения; мы достигли Источника и пос-

леднего предназначения, мы были так близко к Небу, как я толь-

ко мог себе представить.

м. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота

Опыт пустоты - наиболее загадочное и парадоксальное из

всех трансперсональных переживаний. Это эмпирическое отож-

дествление с первичной Пустотой, Ничто и Молчанием, которые

представляются последней колыбелью всего существования.

Будучи источником всего, она не может быть произведена из

чего-либо еще. Это несотворенное и невыразимое Высшее Тер-

мины "сверхкосмическая" и "метакосмическая", используемые

интеллигентными испытуемыми для описания этого пере-

живания, выражают тот факт, что эта Пустота как бы обьемлет

известный нам феноменальный космос и сверху, и снизу.

Пустота находится за пределами пространства и времени, за

пределами какого бы то ни было рода форм, любых полярностей

- света и тьмы, добра и зла, стабильности и движения, экстаза

и агонии. Ничто конкретное не существует в этом состоянии, но

ничто, являющееся частью существования, не кажется здесь

также и отсутствующим. Эта пустота, так сказать, беременна

всем существованием, поскольку содержит все в потенциальной

форме. Это переживание чем-то похоже на переживание меж-

звездного пространства и связано с понятием динамической

пустоты из квантово-релятивистской физики, хотя и находится

на гораздо более высоком метафизическом уровне.

Переживание Пустоты выходит также за пределы наших

обычных представлений о причинности. Люди, пережившие этот

опыт, принимают как само собой разумеющееся, что различные

формы феноменальных миров могут возникнуть из пустоты в

существовании без всякой видимой причины. Возможность, что

что-то происходит из ничего и исчезает без всяких следов, не

кажется здесь абсурдной, как в мире повседневного сознания.

На этом уровне опыта не возникает сомнения в том, что нечто

может произойти без какого бы то ни было прецедента, доста-

точной причины или начального импульса. Парадоксальные и за-

гадочные места буддийских текстов, где форма приравнивается

к пустоте, а пустота - к форме, внезапно становятся кристаль-

но ясными. Пустота беременна формой, а многочисленные фор-

мы на различных уровнях сушествования по существу пусты.

Психоидные трансперсональные переживания

Психоидные трансперсональные феномены обладают особыми

характеристиками. С одной стороны, это чисто субъективные

интрапсихические события; с другой - они значимым образом

связаны со специфическими физическими изменениями в обще-

принятой реальности, которые могут наблюдаться и даже изме-

ряться другими.

Термин "лсихоидные" указывает на то, что эти феномены

являются странными гибридами, находящимися в зоне между

сознанием и материей. К. Г. Юнг использовал этот термин по

отношению к определенным свойствам архетипов и к синхрони-

ческим событиям, соединяющим явления психики и элементы

материального мира (Jung, 1964); я позволил себе распростра-

нить его на другие типы феноменов, рассматриваемые в этой

главе.

Явления, описанные в предыдуших разделах, я неоднократ-

но наблюдал в психоделических и холотропных сеансах своих

пациентов и многие из них сам пережил в необычных состояни-

ях сознания. В отличие от этого, мой опыт психоидных феноме-

нов невелик, если не говорить о явлениях синхронии, постоянно

присутствующих в работе каждого исследователя необычных

состояний сознания. И все-таки, несмотря на всю спорность

психоидных явлений, я чувствую необходимость хотя бы вкрат-

це упомянуть о них. Есть ряд оснований для того, чтобы вклю-

чить их в общий очерк трансперсональных переживаний.

Во-первых, психоидные (парапсихические) феномены столь

часто описываются в мистической литературе разных культур

и времен, что это заслуживает серьезного внимания. Обычно

они обсуждаются в связи со многими другими типами транс-

персональных переживаний, существование которых подтвер-

ждается современными исследованиями сознания. Кроме того,

некоторые из них находят прямое подтверждение в юнговской

психологии, экспериментальной психиатрии и современной па-

рапсихологии. Наконец, научный климат постепенно все больше

изменяется в сторону непредвзятого отношения к этой области

исследований.

Основным препятствием для серьезного изучения парапси-

хических явлений было механистическое понимание сознания и

его отношения к материи, характерное для ньютоно-картези-

анской науки. Если считать, что сознание является случайным

продуктом материи и эпифеноменом по отношению к физио-