Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 31 из 67)

валось изображение "Дитя Гавайев", состоящее из множества

трехмерных изображений гавайских детей, занимающих одно

и то же место. Это может быть прекрасной иллюстрацией пере-

живания, о котором идет речь. Менее яркое приближение к по-

добному феномену - кумулятивное наложение обычных фото-

снимков, вроде тех составных фотографий Фрэнсиса Гэлтона,

которые использовал Руперт Шелдрейк для иллюстрации сво-

его понятия морфического резонанса (Sheldrake, 1981). Осо-

бая категория архетипов представляет собой персонификацию

определенных аспектов человеческой личности, например зна-

менитые юнговские архетипы Анимус, Анима или Тень.

Я хочу привести здесь пример из моего собственного сеанса

с 200 мг МДМА ( "Адам" или "Экстаз"), гле архетип Апока-

липсиса сочетается с архетипами универсальных принципов.

Я почувствовал сильную активизацию в нижней части тела.

Мой таз вибрировал, так как экстатические толчки высвобожда-

ли огромное количество энергии. В какой-то момент бешеный по-

ток энергии выбросил меня в космический вихрь творения и раз-

рушения.

В центре этого чудовишного урагана первичных сил находились

четыре гигантские фигуры, сплетавшиеся в каком-то космическом

танце с саблями. Черты их лиц были явно монгольскими - высту-

пающие скулы, раскосые глаза, бритые головы с оставленными

"конскими хвостами". Вращаясь в неистовом танце, они размахи-

вали саблями, похожими на косы или кривые ятаганы. Эти четыре

косы образовывали форму быстро вращаюшейся свастики. Я при-

соединился к танцу, став одним из них или, может быть, всеми

четырьмя сразу, переставая одновременно быть прежним собой.

Затем передо мной открылась невообразимая панорама сцен

разрушения. Природные катастрофы - извержения вулканов,

землетрясения, падения метеоритов, лесные пожары, наводнения

и приливы - сочетались с образами горящих городов, обрушива-

ющихся небоскребов, смертью множества людей, ужасами войн.

Эту волну всеобщего уничтожения возглавляли четыре архети-

пических образа жутких всадников, символизирующих конец све-

та. Я понял, что это Четыре Всадника Апокалипсиса. Продолжа-

ющиеся толчки и вибрации моего таза вошли в единый ритм с

движением зловещих всадников, и я стал одним из них.

По этому описанию можно составить себе впечатление, что

пережиаание бь"ло неприятным и пугающим. Однако, возможно,

благодаря общей благотворной природе амфетаминовых эмпатоге-

нов, доминирующим чувством было экстатическое растворение

в развертывающихся энергиях и восхищение связанными с этим

невероятными философскими и духовными прозрениями. Я по-

нял, что представление об Апокалипсисе не следует понимать

буквально, как это часто имеет место в общепринятом христи-

анстве.

Хотя и возможно, что Апокалипсис в будущем развернется на

планетарной шкале как историческое событие, прежде всего это

архетип. В этом качестве он соответствует стадии развития со-

знания, когда человек обнаруживает иллюзорную природу мате-

риального мира. Когда Вселенная обнаруживает свою истинную

сущность как космическая игра сознания, мир материи разруша-

ется в душе человека. Это до некоторой степени напоминает более

раннюю стадию, когда отождествление с архетипом восхождения

на Крест и Воскресения Христа кладет конец философскому отож-

дествлению человека со своим телом.

Апокалиптические видения перемежались архетипическими об-

разами из различных культур, символизирующими нереальность

феноменального мира. Может, наибольшее впечатление из них

произвела на меня платоновская пешера. Последним значитель-

ном эпизодом сеанса был мощный парад персонифицированных

вселенских принципов, архетипов, в своей сложной игре создаю-

щих иллюзию феноменального мира, - божественная игра, кото-

рую индусы называют лила.

Эти персонажи появлялись в изменчивом множестве своих об-

ликов, уровней и измерений в невероятно сложной голографиче-

ской среде моей визуализации. Каждый из них одновременно пред-

ставлял сущность своей функции и все конкретные проявления

элементов в мире материи. Там была Майя - таинственный эфир-

ный принцип, символизирующий мир иллюзии; Анима, воплоща-

ющая вечно женственное; похожая на Марса персонификация

войны и агрессии, уединившийся Отшельник; творящий иллюзии

Обманщик и многие другие. Проходя по сцене, они кланялись в

мою сторону, как бы приглашая меня оценить представление бо-

жественной игры во Вселенной.

и. Интуитивное понимание универсальных символов

К наиболее интересным архетипическим переживаниям

можно отнести понимание внутреннего, эзотерического значе-

ния символов, о котором говорил К. Г. Юнг (Jung, 1971, P.473).

В отличие от Фрейда, для которого символы обозначали нечто

уже известное, но неприемлемое для сознания, Юнг считал их

наилучшей возможной репрезентацией содержания, принадле-

жащего к более высокому уровню сознания и в основном невы-

разимого иным образом. Универсальные символы - незашиф-

рованные сообщения о простых биологических функциях. Они

относятся к сложным трансцендентальным реальностям. Что

касается фрейдовских зашифрованных иллюзий к элементам

того же уровня сознания, их можно назвать просто знаками.

В необычных состояниях сознания визуализации различных

универсальных символов могут играть значительную роль даже

для людей, ранее не проявлявших интереса к мистицизму и

эзотеризму. Такие видения могут передавать мгновенное ин-

туитивное понимание этих символов и вызывать глубокий ин-

терес к духовному пути. В своих исследованиях я чаще всего

встречался с появлением символов Креста, разделенного на че-

тыре части круга, индо-иранской свастики в двух своих формах

правильной и искаженной, древнеегипетского анха (нильский

крест, или сгих ansata), цветка лотоса, даосского инь-ян, ин-

дуистского священного фаллоса (Shiva lingam) и вульвы (уо-

ni), алмаза и других драгоценных камней, буддийского колеса

и шестиконечной звезды как в древнееврейской форме (звез-

да Давида), так и в тантрической - как символа союза муж-

ской и женской энергии.

В результате переживаний такого рода человек может обре-

сти понимание сложных эзотерических учений. Так, люди, не

знакомые с каббалой, рассказывали о переживаниях, подобных

описанным в Зогаре или Сефер Иецире и значении каббалис-

тических символов. Другие описывали функции и значение

сложных мандал, используемых в тибетской ваджраяне и дру-

гих тантрических системах. Люди, ранее осмеивавшие астро-

логию, алхимию и древние формы гаданий - вроде И-Цзина

или Таро, - внезапно обнаруживали их глубокий смысл и ме-

тафизическое значение. Подобные озарения могут также от-

крыть для скептически настроенных людей значение гности-

ческих учений или пифагорейских теорий геометрических тел

и числового порядка во Вселенной.

Ряд образов и прозрений, связанных с символом Креста,

можно найти в книге "Разнообразие психоделического опыта"

Роберта Мастерса и Джин Хьюстон (Masters and Houston,

1966, P.222). Это переживание возникло во время психоделиче-

ского сеанса (100 микрограмм ЛСД-25) адвоката, в прошлом

студента-богослова, покинувшего семинарию из-за сомнений в

вере. Переживания возникли, когда пациент посмотрел на орна-

ментированный крест, предложенный ему экспериментаторами,

Я увидел распятого Христа и замученного Петра. Я видел ран-

них христиан, умирающих на аренах, и других, спешащих по рим-

ским улочкам, проповедующих учение Христа. Я был рядом, когда

изумленному Константину явилось видение Креста в небе. Я видел

падение Рима и начало Темных Веков, когда маленькие ивовые

крестики, прикрепленные к притолоке, оставались единственной

надеждой в жалких хижинах. Я видел, как крестьяне топчут его

ногами в странных лесных ритуалах, в то время как за морем, в

Византии, он сияет в мозаиках огромных соборов.

Моя рука дрогнула, крест слабо засветился, и история смеша-

лась. Мартин Лютер шел рука об руку с Билли Грэхемом, за ними

шед Фома Аквинский с армией крестоносцев. Инквизиторы нас-

тавляли свои костлявые пальцы на сумасшедших ведьм, и боль-

шие капли крови застывали огромным крестом.'Папа Иоанн ХХШ

благословлял сожжение Жанны д'Арк, а Савонарола приветство-

вал в огне и сере техасского проповедника. Бомбы летели, обра-

зуя крест, в то время как св. Франсиск проповедовал птицам.

Сотни тысяч эпизодов возникали из вспыхивающих граней

креста, и я знал, что еще не одна сотня тысяч ждала своей очере-

ди. А затем, не знаю уж как, я оказался погруженным в него;

моя субстанция физическая, ментальная, духовная - полностью

впиталась в субстанцию Креста. Моя жизнь превратилась в чере-

ду вспыхивающих эпизодов истории Креста, и все сотни тысяч

событий были событиями моей жизни. Позор и победа Креста бес-

конечно повторялись в миниатюре в моей собственной жизни; и

позор, и победы были моими. Я был инквизитором и святым, я

ложно осуждал и тонко оправдывал. Как и Крест, я умирал и жил,

умирал и жил, и умирал, чтобы жить снова и снова. И может быть,

я вновь умру. Но я знал (и знаю теперь), что искупление посто-

янно, а вина - преходяща.

к. Творческое вьохновение и прометеев импульс

Даже беглое изучение литературы по психологии творчест-

ва показывает, что истинное артистическое, научное, фило-

софское и религиозное вдохновение инспирируется необыч-

ными состояниями сознания и приходит из трансперсональ-

ных Источников. Динамические механизмы творческого процесса