Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 37 из 67)

хологией.

Философские трудности еще более усугубляются тем, что

в необычных состояниях сознания отображение материально-

го мира переплетается с содержанием, которое с точки зрения

западного человека не принадлежит объективной реальности.

Можно упомянуть здесь юнговские архетипы - мир божеств,

демонов, демиургов, героев, наделенных сверхчеловеческими

способностями, и сложные мифологические, легендарные и

сказочные эпизоды. Однако даже такие переживания могут

давать точную информацию о религиозном символизме, фольк-

лоре и мифологических структурах в различных культурах, ра-

нее неизвестных человеку.

Существование и природа трансперсональных переживайий

нарушают некоторые наиболее фундаментальные предположе-

ния механической науки. Они требуют признания таких кажу-

щихся абсурдными представлений, как относительность и ус-

ловность всех физических границ, непространственные связи

Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и

каналов, память без материального субстрата, нелинейность

времени, сознание, связанное со всеми живыми организмами,

в том числе с низшими животными, растениями, одноклеточ-

ными и вирусами, и даже неорганической материей.

Многие трансперсональные переживания включают недо-

ступные непосредственно органам чувств человека события

макрокосма и микрокосма или периодов, предшествующих воз-

никновению Солнечной системы, формированию Земли, по-

явлению живых организмов, развитию центральной нервной си-

стемы, появлению homo sapiens. Все это ясно указывает на

то, что каким-то необъяснимым пока образом сознание человека

содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем суще-

ствовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим до-

ступом к любой ее части и в некотором смысле является всей

космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее

частью, отдельным и незначимым биологическим существом.

Трансперсональные переживания занимают специальное ме-

сто в картографии человеческой психики. Уровень психоанали-

тических воспоминаний и индивидуального бессознательного

янляется чисто биографическим по своей природе. Перинаталь-

ная динамика представляет собой как бы пересечение границ

между личным и трансперсональным. Это отражается в ее глу-

бокой связи с рождением и смертью - началом и концом ин-

дивидуального человеческого существования. Трансперсональ-

ные феномены обнаруживают связи между индивидом и Кос-

мосом, которые пока выходят за пределы нашего понимания.

Можно лишь сказать, что в процессе развертывания перина-

тального уровня возникает странная, напоминающая ленту

Мебиуса петля, в которой глубокое самоисследование обора-

чивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, вклю-

чая космическое сознание и сверхсознательную разумность.

Будучи совершенно несовместимыми с механистической на-

укой, трансперсональные переживания созвучны революцион-

ному развитию различных научных дисциплин, в котором воз-

никает новая научная парадигма. Среди дисциплин и понятий,

внесших свой вклад в это кардинальное изменение мировоззре-

ния, можно назвать квантово-релятивистскую физику (Сарга,

1975, 1982), астрофизику (Davis, 1983), кибернетику, теорию

информации и теорию систем (Bateson, 1972, 1979; Maturana

and Varel а, 1980; Varela, 1979), теорию морфического резо-

нанса (Sheldrake, 1981), пригожинскую теорию структур (Pri-

gogine and Stengers, 1984), бомовскую теорию холодвиже-

ния (Bohm, 1980), голографическую модель мозга (Pribram,

1971, 1977), янговскую теорию процесса (Young, 1976).

Вышеописанная картография внутренних пространств со-

вершенно необходима для любого серьезного подхода к таким

явлениям, как психоделмческие состояния, шаманизм, религия,

мистицизм, первобытные ритуалы, мифология, парапсихология,

танатология и психоз. Она представляет собой далеко не про-

сто обычный академический интерес, порождая революциони-

зирующие следствия для понимания психопатологии и предла-

гая новые терапевтические возможности, немыслимые в тради-

ционной психиатрии (Grof, 1985).

2. Новые перспективы в психотерапии и исследовании

внутреннего мира

Холотропный подход в психотерапии представляет собой зна-

чимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной

психологии, основанной на обмене словами между терапевтом

и пациентом. Слово "холотропный" буквально означает "стре-

мящийся к целостности" (от греч.: "holos" - целое и "trepe-

ine - движущийся в определенном направлении, направляю-

щийся). Основная философская предпосылка холотропной тера-

пии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет

и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных воз-

можностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отож-

дествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с

физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет

к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений обра-

зу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматичес-

кие расстройства психологической природы.

Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-

либо органической причины может указывать на то, что он до-

стиг критической точки, когда старый, основанный на ложных

предпосылках, способ существования в мире становится невы-

носимым. Такого рода срыв может произойти в определенной

ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отно-

шениях, профессиональной ориентации или в отношении ка-

ких-то определенных жизненных целей, - а может охватить

одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина сры-

ва приблизительно соответствуют масштабам невротических

или психотических проявлений. Возникающий кризис может

представлять собой определенную опасность для человека, но

также создает и значительные новые возможности.

Проявившийся симптом отражает усилие организма, стре-

мящегося освободиться от старого давления и травматических

впечатлейий и упростить свое функционирование. Вместе с тем

это одновременно и поиск собственной сушности, и тех измере-

ний бытия, которые связывают человека с космосом в целом,

делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных

условиях и правильной поддержке результатом этого процес-

са может быть радикальное разрешение проблем, психосома-

тическое излечение и эволюция сознания. Следовательно, этот

процесс можно рассматривать как потенциально благотворную,

спонтанную терапевтическую активность организма, которую

следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание приро-

ды психопатологии составляет фундаментальное кредо холотро-

пной терапии.

Основная цель эмпирических (то есть основанных на соб-

ственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в

том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энер-

гию, связанную в эмоциональных и психосоматических симп-

томах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток

опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессозна-

тельного до такой степени, что это приводит к необычным состо-

яниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной

психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий

использовался в шаманской и целительской практике многих

народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних

мистериях смерти и возрождения.

Для психотерапии, которая использует столь мощные сред-

ства воздействия на сознание, персоналистически и биографи-

чески ориентированные представления современной академи-

ческой психологии совершенно недостаточны и неудовлетво-

рительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии

становится ясным, что корни психопатологии простираются

значительно дальше событий раннего детства и выходят за

пределы индивидуального бессознательного. Эмпирическая пси-

хотерапевтическая работа раскрывает за традиционными био-

графическими корнями симптомов глубокие связи с внебиог-

рафическими областями души, такими, как элементы встречи

с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перина-

тального уровня, с широким спектром факторов трансперсо-

нальной природы.

Таким образом, узкие "биографические" представления в

отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь

мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффектив-

ная работа не может быть ограничена проработкой биографиче-

ских проблем. Представления о психике, используемые в холо-

тропной терапии, должны быть расширены за пределы биогра-

фического уровня, за пределы индивидуального бессознатель-

ного, должны включать перинатальные и трансперсональные

уровни.

Принципы холотропной терапии

Рассмотрим теперь основные принципы холотропной терапии,

Прежде всего, она признает терапевтические, трансформиру-

ющие и эволюционные возможности необычных состояний

сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека про-

являет спонтанную целительную деятельность, холотропная

терапия использует техники наведения необычных состояний

сознания. Это изменяет динамическое равновесие, поддержи-

вающее те или иные симптомы, преобразует их в поток нео-

бычного опыта и растворяет в этом процессе. Задача ассистиру-

ющих на сеансе состоит в том, чтобы поддерживать процесс

проживания пациентом своего опыта с полным доверием к его

целительной природе, не пытаясь изменить его.

Важно, чтобы терапевт поддерживал то, что разворачива-