Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 22 из 67)

цеобычное взаимопонимание, взаимовыгодный и взаимоподдер-

живающий обмен. Чаще, однако, они связаны с драматическими

отрицательными эмоциями. Переживания такого рода вовлека-

ут людей в различные ситуации прошлой жизни, связанные с

фцзической болью и агонией, смертельной агрессией, нечелове-

ческим страхом, горечью и ненавистью, патологической ревнос-

тыо, неутолимой жаждой мести, чудовищным вожделением,

страшной жадностью и алчностью.

Многие люди, пережившие негативный кармический опыт,

специфическим образом характеризовали природу деструктив-

ной связи между протагонистами. Различные эмоциональные

качества - убийственная страсть, неутолимое желание, всепо-

глощающая ревность, смертельный страх - становятся внешне

похожими друг на друга, если их интенсивность выходит за оп-

ределенные рамки. По-видимому, существует предел биологи-

ческого и эмоционального возбуждения, за которым крайние

аффективные качества сходятся и приобретают метафизичес-

кий характер. Когда двое или больше людей достигают этой "то-

чки плавленияэ страстей и инстинктов, ситуация впечатывает-

ся в них независимо от той роли, которую они в ней играют.

В ситуациях крайней интенсивности садистское возбужде-

ние мучителя и нечеловеческая боль жертвы все более напоми-

нают друг друга, агрессия убийцы сплавляется в некото'рой точ-

ке с ужасом и страданием умираюшей жертвы. Эта змоциональ-

ная см'есь и действует в кармическом импринтинге в большей

степени, чем та или иная роль в событии. Если люди оказыва-

ются вовлеченными в ситуацию, где их эмоции достигают наи-

высшей степени, они оказываются вынужденными повторять

ее в последующих жизнях, меняя роли в общем узоре, пока не

достигнут уровня осознания, необходимого для разрешения кар-

мической связи.

Люди, знакомые с духовной литературой, сравнивают это

состояние недифференцированного эмоционального возбужде-

,' ния, порождающего кармическую связь, с буддийским понятием

"trsna или tanha", понятием "жажда плоти и крови" - си-

ла, вызывающая циклы смерти и рождения и являющаяся при-

чиной всех человеческих страданий. Отмечалось также глубокое

Соответствие между этим состоянием и последней стадией био-

логического рождения (БПМ-III), где резко выраженная агрес-

сия, смертельный ужас, крайнее сексуальное возбуждение, де-

монические тенденции, скатологические мотивы и религиозная

страсть смешиваются в странной амальгаме. Таким образом би-

ологическое рождение оказывается чем-то вроде трансформиру-

ющей станции, где невидимые морфогенетические поля карми-

ческих записей (называемые в духовной литературе акаша-хро-

никой) входят в биопсихологическую жизнь человека.

Самому переживанию опыта прошлого воплощения часто

предшествуют (или связаны с ним) сложные прозрения и не-

гласные инструкции, касающиеся понимания закона кармы как

важной части космического порядка, обязательного для всех

чувствующих существ. На основе этого нового понимания че-

ловек принимает ответственность за дела прошлых жизней, ко-

торые пока еще скрыты от него амнезией. Кроме общей инфор-

мации, такие прозрения могут содержать детали механизма,

заложенного в цикле рождения, и стратегию обретения свобо-

ды от кармических цепей.

Чтобы достичь полного освобождения от кармической струк-

туры или связи, человек должен полностью пережить болез-

ненные эмоции и физические ощущения, которые содержатся в

деструктивной сцене из прошлого воплощения. Вместе с тем

необходимо эмоционально выйти за пределы события, поднять-

ся над ним этически, философски и духовно, простить и быть

прощенным. Такое полное освобождение от кармической струк-

туры и связи обычно вызывает чувство огромного удовлетворе-

ния и рацион"льно непостижимого триумфа. Возникает чувство,

что человек ждал этого события и работал ради него веками.

Ничто в мире не кажется в этот момент более важным, чем ос-

вобождение от кармических цепей.

Обычно это сопровождается экстатическом восторгом и бла-

женством. В некоторых случаях человек может увидеть быстрое

"прокручивание" своей кармической истории и понять, как оп-

ределенный узор повторялся в различных формах, отягощая его

жизнь от рождения к рождению. Некоторые люди рассказыва-

ли в таких случаях об очистительном урагане, или "кармическом

циклоне", проносящемся через их прошлое и стирающем карми-

ческие следствия системы, которую они разрешили,

Переживания прошлых воплошений очень часто встречают-

ся в глубокой эмпирической психотерапии и обладают огром-

ным терапевтическим потенциалом. Они имеют также важное

теоретическое значение, поскольку некоторые их аспекты серь-

езно противоречат механистическому и материалистическому ми-

ровоззрению. Терапевт, который не дает развернуться пережи-

ваниям такого рода или пресекает их, когда они появляются

спонтанно, отказывается от мощного средства терапии и транс-

формации личности. Поскольку важным препятствием оказыва-

ется здесь философское отрицание прошлых воплощений и кар-

мы, основанное на недостаточном знании фактов, я остановлюсь

на этой теме более подробно.

Переживания прошлых воплощений, наблюдаемые в глубо-

кой эмпирической психотерапии, аналогичны переживаниям в

медитации и в спонтанных эпизодах необычного состояния

сознания, объясняюшим распространенность и универсальность

веры в перевоплощения. Представления о карме и перевопло-

щениях составляют одну из основ индуизма, буддизма, джай-

низма, сикхизма, зороастризма, тибетского буддизма ваджрай-

яны, даосизма. Подобные идеи могут быть обнаружены у та-

ких географически и исторически различных народов, как

африканские аборигены, американские индейцы, доколумбовс-

кие мезоамериканцы, полинезийские кахуны, бразильские по-

следователи умбанды, гаулы, друиды. Среди древнегреческих

философских школ этих воззрений придерживались пифагорей-

цы, орфики и платоники. Это учение принимали ессеи, фари-

сеи, караиты и другие еврейские и полуеврейские группы; оно

составляло важную часть каббалистической средневековой

теологии. С ним были согласны неоплатоники и гностики, а в

новое время его принимают теософы, антропософы и некото-

рые спиритуалисты.

Менее известно, что аналогичные представления существо-

вали в раннем христианстве. Согласно св. Иерониму (340-420 гг.),

эзотерическая интерпретация идеи перевоплощения устно пере-

давалась избранным. Наиболее известный христианский мысли-

тель, размышлявший о предсуществовании душ и ми,ровых цик-

лах, Ориген (186-253 гг.) - один из величайших отцов Церкви

всех времен. В своих работах, особенно в книге с0 началах",

он выразил мнение, что определенные фрагменты Писания мож-

но объяснить только в свете учения о перевоплощении. Его уче-

ние было осуждено Вторым Собором в Константинополе и стало

считаться еретическим. Константинопольскии Собор постановил:

"Если кто-нибудь утверждает вымышленное предсуществование

душ и следует чудовищным учениям, вытекащщим из этого, -

пусть будет подвергнут анафеме". Однако некоторые исследова-

тели утверждают, что следы этого учения могут быть найдены

у св. Августина, св. Григория и даже св. Франциска Ассизского.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что переживания прошлых

воплощений возникают в эмпирических сеансах без всякого

программирования и часто несмотря на то, что ни клиент, ни

терапевт не верят в такую возможность. Я был свидетелем по-

добных переживаний задолго до того, как смог теоретически

допустить их существование и начал относиться к ним серьез-

но. Во многих случаях подобные переживания появляются в

сеансах ученых, которые ранее считали веру в перевоплощение

абсурдным суеверием и предрассудком примитивных народов,

или даже проявлением индивидуальной психопатологии.

В некоторых случаях человек, не знакомый с учением о

карме и перевоплощении, не только переживает драматичес-

кие воспоминания о прошлой жизни, но узнает специфичес-

кие и сложные детали относительно механизма этого явления,

подобные тем, которые можно найти в различных духовных си-

стемах и оккультной литературе. В качестве примера я могу при-

вести совершенно необразованного пациента, который участво-

вал в нашей программе психоделической терапии для раковых

больных в Балтиморе. Он был почти неграмотным ра"норабочим;

несмотря на это, в психоделическом сеансе он приобрел слож-

ные сведения о циклах рождения и уверенность в непрерывно-

сти жизни. Эти переживания помогли ему принять реальность

скорой смерти от рака с множественными метастазами; он умер

в состоянии душевного равновесия. Краткую историю этого па-

циента и ртчет о его психоделическом сеансе можно найти в

моей книге "Человек перед лицом смерти" (Gгоf а пд

Halifax, 1977, рр. 80-83).

После этого общего введения я хотел бы описать некоторые

специфические аспекты переживания прошлых воплощений,

которые особенно интересны и заслуживают внимания исследо-

вателей сознания и психики. Люди, переживающие опыт прош-

лых воплощений, часто узнают интереснейшие детали о време-

ни и культуре, в которые попадают, а иногда и о конкретных

исторических событиях. В некоторых случаях не может быть

сомнения, что они не могли бы получить эти сведения

обычным путем при помощи органов чувств. В этом смысле вос-

поминания прошлых жизней - подлинно трансперсональные