Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 27 из 67)

гетические поля различного цвета вокруг других людей, соот-

ветствующие традиционному описанию ауры. Иногда это ассо-

циируется со спонтанным восприятием состояния здоровья

людей. Я лично наблюдал феномены такого рода не только у

людей в необычных состояниях сознания, но также у извест-

ных медиумов и экстрасенсов, способных видеть ауру в повсед-

невой жизни. Необыкновенные диагностические способности

одного из них, Джека Шварца, неоднократно проверялись и

документировались безупречными исследователями.

Другая интересная группа феноменов связана с представ-

лениями о "змеиной силе", кундплини, играющей важную роль

в индийской духовной традиции. В традициях индуизма и тан-

трических школах будцизма кундалини рассматривается как

творческая женская энергия Вселенной (Muktananda, 1979;

Mookerjee, 1982). В своем внешнем аспекте она проявляется

в феноменальном мире. Во внутреннем аспекте она лежит дрем-

лющей в основании позвоночника человека. В этой форме ее

традиционно представляют в виде свернутой змеи. Будучи ак-

тивизированной посредством духовной практики, контакта с

гуру или спонтанно, она поднимается как активная энергия,

или Шакти, по каналам тонкого тела, называемым нади, рас-

крывая и зажигая психические центры, чакры.

Хотя представления о кундалини наиболее полно разрабо-

таны в Индии, важные параллели существуют во многих культу-

рах и религиозных учениях - в даосской йоге, корейском дзе-

не, тибетской ваджрайне, в суфизме, у франкмасонов, у афри-

канских бушменов, североамериканских индейцев, особенно

хопи, и могих других. Особенно интересно, что о подобных фе-

ном'енах говорится также в христианской мистической тради-

ции, особенно в исихазме - восточной христианской монаше-

ской практике, опирающейся на постоянную молитву, в кото-

рую вовлекается все человеческое существо - душа, ум и тело.

Цель этой так называемой "Иисусовой молитвы" - достичь

Божественного покоя, или исихии (Matus, 1984).

В тантрических школах созданы сложные карты чакр, опи-

саны в деталях физические, эмоциональные и духовные проявле-

ния поднимающейся кундалини и дана развернутая мифология,

связанная с этим процессом. Хотя подъем кундалини связан с

определеными опасностями, в общем он ведет, по крайней мере

потенциально, к психосоматическому оздоровлению, позитив-

ной перестройке личности и эволюции сознания. Одкако тексты

требуют серьезного отношения к этому пугающему и небезо-

пасному процессу, рекомендуя руководство опытного учителя.

Подъем кундалини Шакти, описываемый в индийской лите-

ратуре, может сопровождаться драматическими физическими

и психологическими проявлениями, называемые крийя. Наи-

более поразительны среди них мощные ощущения тепла и по-

тока энергии, направляющегося вверх по позвоночнику и со-

провождающегося интенсивными эмоциями различного рода,

треморами, спазмами, сотрясениями и дроЖаниями всего тела

или его частей. Часто встречаются также непроизвольный смех

или плач, распевание мантр или песен, глоссолалия, издавание

звуков животных, спонтанное принятие йогических поз (асан)

и выполнение жестов (мудр).

Хотя описания кундалини давно известны на Западе, этот

феномен до недавнего времени рассматривался к'ак принадле-

жащий исключительно Востоку. Даже К. Г. Юнг, проявлявший

к нему большой интерес (Jung, 1975), полагал, что он редко

наблюдается на Западе. Он и его коллеги высказали мнение,

что может понадобиться тысяча лет, прежде чем кундалини

придет в движение в нашей культуре под влиянием глубинной

психологии. Однако эта оценка оказалась неверной,

Может быть, в силу ускоренной эволюции, а может, в силу

большой популярности и широкой распространенности разпич-

ных форм духовной практики и давления глобальных кризисов

или под влиянием психоделических препаратов сейчас стало

очевидно, что безошибочные признаки пробуждения кундали-

ни можно наблюдать у тысяч людей западного мира. Гопи Криш-

на, известный кашмирский пандит, сам прошедший глубокий

кризис духовного раскрытия, постарался обратить внимание

западной публики на значение феномена кундалини в серии по-

пулярных книг (Krishna, 1970 и др.). Заслуга привлечения к

этому феномену внимания профессиональных кругов принад-

лежит известному калифорнийскому психиатру и офтальмологу

Ли Санелле (S an е1 la, 1976).

Я сам не раз наблюдал в психоделических сеансах и различ-

ных немедикаментозных состояниях проявления, близко соотве-

тствующие описаниям подъема кундалини, раскрытия чпкр и

протекания энергии кундалини через основные каналы, Иду и

Пингалу, и сложную сеть нади, тонких разветвленных каналов

для пранической энергии, описанных в тантрических текстах *.

----------------------------

* Чакры (что значит "колеса" на санскрите) - гипотетические центры

излучения первичной энергии (праны), приблизительно соответствую-

щие определенным уровням позвоночника и связанные со специфическими

органами тела. Большинство систем описывает семь чакр: 1) корневая

чакра (муладхара); 2) генитальная чакра (свадхистана); 3) пупоч-

ная чакра (манипура); 4) сердечная чакра (анахата); 5) горловая

чакра (вишуддха); 6) межбровная чакра (аджна); 7) коронная ча-

кра (caxacpapa). Поток пракы протекает через центральный канал

(сушумна) и два боковых (ида и пингала).

Однако важно подчеркнуть, что переживания такого рода,

напоминаюшие феномены кундалини, в традиционной индий-

ской литературе назывались бы праническими, в отличие от

истинного пробуждения кундалини - процесса, обладающего

глубоким значением и большой трансформирующей силой,

осуществление которого занимает годы. По сравнению с отдель-

ными "праническими" переживаниями такое пробуждение в ре-

зультате психоделической или эмпирической психотерапии

происходит очень редко и может рассматриваться как самосто-

ятельный феномен.

Образцы протекания энергии, описываемые в литературе по

кундалини, не являются универсальными. В некоторых случаях

происходит настройка на китайский архетип и переживается

поток энергий, точно соответствующий картам меридианов ки-

тайской медицины, причем человек осознает значение акупунк-

турных точек. Это может сопровождаться прозрениями в обла-

сти китайской системы пяти элементов (дерево, огонь, земля,

вода и металл), совершенно отличной от европейской тради-

ции. Я был также свидетелем эмпирического понимания осо-

бой роли центра внизу живота (хара) и динамических эффектов

энергии ци, лежащих в основе японских боевых искусств.

Различные энергетические феномены тонкого тела особен-

но часто встречаются во время сеансов холотропного дыхания.

Энергетические поля и потоки энергии могут ощущаться или

визуализироваться с закрытыми глазами. Следующий пример

из нашего пятидневного семинара напоминает описания тант-

рической литературы.

Продолжая дышать, я начал ощущать невероятный всплеск

энергии в области таза. В крестцовой области находился мощ-

ный источник света и жара, излучавшихся во всех направлениях.

Затем эта энергия начала подниматься вверх по позвоночнику,

следуя строго определенной линии. На своем пути она зажигала

дополнительные источники энергии в тех местах, где эзотеричес-

кие карты помещают различные чакры.

По мере того как это происходило, я испытывал блаженные

оргиастические чувства. Одно из наиболее мощных переживаний

этого сеанса возникло, когда энергия достигла области сердца.

Я почувствовал такую невероятную любовь к миру и другим

людям, что мне захотелось встать и крепко обнять всех в груп-

пе. Было странно, до чего близкими я чувствовал людей, с которы-

ми познакомился лишь накануне вечером и которых совершеино

не знал ранее.

Но я остался со своими переживаниями, и энергия продолжала

подниматься вверх. Достигнув макушки, она образовала фантасти-

чески красивый ореол розово-оранжевого цвета, как рисуют тыся-

челепестковый лотос. Я почувствовал потребность согнуть ноги

и соединить ступни, чтобы образовать замкнутый круг энергии

Мое энергетическое поле простиралось далеко за границы моего

физического тела; я понял, почему эзотерические рисунки изобра-

жают тонкое энергетическое тело выходящим за пределы матери-

ального Это можно действительно воспринять в таких состояниях.

Энергия текла вверх, вытекая из макушки, возвращаясь к ни-

жней части тела и опять поднимаясь вверх. Я долго оставался в

этом состоянии,извлекая силу и эмоциональное подкрепление из

этой энергии.

в. Встречи с духами животных

В этом типе переживаний человек чувствует глубокую связь

с различными животными - не с их конкретными физически-

ми формами, а с их архетипической сущностью. В некоторых

случаях это может быть вызвано актуальной встречей с пред-

ставителем определенного вида (если, например, психоделики

принимались в лесу или в присутствии домашних животных),

который в необычном состоянии сознания воспринимается в

обожествленной форме. Но чаще переживания такого рода яв-

ляются независимыми событиями во внутреннем мире.

Во многих случаях духи животных, встречаемые в необыч-

ном состоянии сознания, воспринимаются не только как боже-

ственные по своей природе, но и как учителя или друзья, пред-

лагающие помощь или духовное руководство. Это может быть

связано с глубоким пониманием функций различных животных

в определенных культурах: коровы - в Индии, кошки, крокоди-

ла и сокола - в Египте, ястреба - в Персии. Переживания