Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 53 из 67)

болезненных вагинальных спазмов во время коитуса. Опреде-

ленные перинатальные детерминанты можно обнаружить в

патологическом интересе к биологическому материалу в сек-

суальном контексте - копрофагии, уролагнии и в садомазо-

хистических наклонностях. Глубокая и эффективная эмпири-

ческая проработка этих проблем всегда доводит по крайней

мере до уровня биологического рождения.

Необходимо отметить, что многие необычные состояния со-

знания, которые традиционная психиатрия рассматривает как

психозы, то есть как проявления психического расстройства

неизвестной этиологии, могут возникнуть в результате активи-

зации перинатальных матриц. Успешное завершение психоло-

гического процесса смерти и возрождения может привести к

значительным терапевтическим результатам, которые превос-

ходят все, что может быть достигнуто неразборчивым использо-

ванием подавляющей терапии (S. and К. Grof, 1986).

Терапевтические механизмы

трансперсонального уровня

Наиболее, может быть, интересные наблюдения холотропной

и психоделической терапии связаны с терапевтическими воз-

можностями трансперсональных переживаний. Во многих слу-

чаях специфические эмоциональные и психосоматические сим-

птомы коренятся в динамических матрицах трансперсональной

природы и не могут быть разрешены на уровне биографичес-

ких или даже перинатальных переживаний. Человеку необходи-

мо пережить драматический трансперсоналъный опыт, чтобы

разрешить такие проблемы.

Зачастую проблематичные эмоции или психосоматические

симптомы восходят к различным эмбриональным переживани-

ям. Они исчезают или в значительной степени смягчаются, если

человек вновь переживает различные внутриутробные травмы,

связанные с медицинскими проблемами матери, с попытками

аборта, эмоциональными кризисами матери во время беремен-

ности, отравлением плода или с ощущением своей нежеланно-

сти ( "плохая, отвергающая матка"). В таких случаях исполь-

зование физического контакта ( "терапия слиянием") может

быть особенно ценным (McCririck, n.d.).

В некоторых случаях проблема уходит своими корнями в

особые переживания из жизни предков человека и может быть

разрешена переживанием и интеграцией памяти предков. Иног-

да проблемы оказываются интериоризированными конфликта-

ми между семьями предков, и их необходимо решать на этом

уровне. Нередко встречаются значимые связи с расовой или

коллективной памятью (по К. Г. Юнгу), или же проблема ко-

ренится в эволюционном происхождении.

Особенно драматические изменения, относящиеся к эмоци-

ональному или психосоматическому состоянию и многим дру-

гим аспектам жизни человека, можно наблюдать в связи с опы-

том прошлых жизней. Иногда они возникают одновременно с

различными перинатальными переживаниями, иногда как само-

стоятельные эмпирические образы. Проблемы, связанные с кар-

мическим паттерном, исчезают, когда полностью вновь пере-

живаются травматические воспоминания и человек достигает

чувства прощения - он прощает или его прощают (см. далее

пример пациентов Денис Келси и Джоан Грант). Часто это про-

исходит одновременно с независимыми изменениями в жизни

и установках людей, которых испытывающий переживание

человек опознает как протагонистов кармического эпизода.

Бывают случаи, когда эмоциональный или психосоматиче-

ский симптом имеет под собой холотропный гештальт, вклю-

чающий различные нечеловеческие формы жизни - животных

на различных стадиях эволюционной лестницы Дарвина, и да-

же растения. Чтобы разрешить проблему такого рода, челове-

ку нужно допустить полное эмпирическое отождествление с по-

добным организмом (см. далее случай Мэрион и Марты), Час-

то симптомы, установки и поведение оказываются проявлением

архетипического образа. Иногда высвобождаемая энергия имеет

зловещее качество и воспринимается как "зло" самим испы-

туемым, а нередко и теми, кто присутствует во время сеанса.

Это состояние поразительно напоминает так называемую "одер-

жимость духами", и терапевтический сеанс во многом прини-

мает характер экзорцизма (согласно определению, принятому

католической церковью) или изгнания злых духов в примитив-

ных культурах (в качестве типичного примера см. ниже исто-

рию Флоры).

Два типа трансперсональных переживаний абстрактной и

весьма обобщенной природы заслуживают здесь специального

рассмотрения. Первый можно описать как отождествление с

Универсальным Разумом, Космическим Сознанием, или Абсо-

лютом. Второй - отождествление со Сверхкосмической и Ме-

такосмической Пустотой. Они обладают экстраординарными

терапевтическими возможностями, включая в себя механизмы,

находящиеся в метапозиции по отношению ко всем остальным.

Их трудно описать словами. Они могут привести к духовным

и философским прозрениям столь высокого'уровня, что все ос-

тальное получает новое определение и начинает выглядеть со-

вершенно иначе.

Трансперсональные переживания крайне важны и ценны.

По иронии судьбы, явления с такими огромными терапевтичес-

кими возможностями, с которыми в западной психиатрии не

может сравниться ничто, рассматриваются преимущественно

как патологические, и психиатрия пытается подавлять их ме-

дикаментозным путем. Терапевт, не способный принять их в

силу своих философских предрассудков, отказывается от тера-

певтических средств огромной мощности.

Лечение как движение к целостности

Как уже было сказано, терапевтические механизмы, действую-

щие в холотропной терапии, весьма разнообразны. Когда акти-

визируется психика и симптомы превращаются в поток опыта,

важные терапевтические изменения могут произойти в связи

с проживанием заново событий детства - с различными асле-

ктами и гранями перинатальной динамики, со многими различ-

ными типами трансперсональных феноменов. Возникает воп-

рос, не могут ли эти разные терапевтические события быть све-

дены к чему-то общему. Понятно, что эффективный механизм,

который мог бы объяснить столь разнообразные феномены,

происходящие на столь различных уровнях, должен быть чрез-

вычайно обобщенным и универсальным.

Обнаружение общего терапевтического механизма требует

совершенно нового понимания природы человека и радикально-

го пересмотра западного научного мировоззрения. Фундамен-

тальная черта этой новой парадигмы для психологии и для на-

уки в целом - это понимание того, что сознание - первич-

ное свойство существования, а не эпифеномен материи. В книге

"За пределами мозгп" я писал об этом новом видении ре-

альности, независимо возникающем в различных научных ди-

сциплинах, таких, как квантово-релятивистская физика, аст-

рофизика, теория информации и теория систем, кибернетика,

термодинамика, биология, антропология, танатология и совре-

менные исследования сознания. Здесь же я лишь вкратце опи-

шу то, что следует из этого нового мировоззрения для понима-

ния психотерапии.

Современные исследования ясно показывают, что люди об-

ладают странной и парадоксальной природой. В контексте тра-

диционного подхода механистической науки людей можно пред-

ставлять себе как отдельные ньютоновские объекты - сложные

биологические машины, состоящие из клеток, тканей и органов.

Однако недавние открытия подтверждают утверждения древ-

ней философии и великих мистических традиций, что люди яв-

ляются также бесконечными полями сознания, превосходящи-

ми пределы времени, пространства и линейной причинности

Это представление сходно с известным парадоксом частиц и

волн в отношении материи и света, описанном в принципе до-

полнительности Бора.

Эти два взаимодополняющие аспекта человеческой приро-

ды эмпирически связаны с двумя различными модусами созна-

ния, которые мы вкратце упоминали ранее. Первый можно на-

звать хилотропным сознпнием, подчеркивая ориентирован-

ность этого сознания на материю (греческое "hile" - материя,

"trepein" - двигаться в определенном направлении). Это со-

стояние сознания, в котором мы находимся в нашей повседне-

вной жизни и которое западная психиатрия рассматривает как

единственно нормальное и "законное", полагая, что в нем пра-

вильно отражается объективная реальность мира.

В хилотропном модусе сознания человек считает себя физи-

ческим телом с определенными границами и ограниченными

способностями восприятия. Мир представляется состоящим из

отдельных материальных объектов и обладает определенно

ньютоновскими характеристиками: время линейно, простран-

ство трехмерно, а все события соответствуют цепочкам причин

и следствий. Опыт в этом мире систематически подтверждает

ряд фундаментальных положений о мире, вроде следующих-

материя обладает плотностью; два обьекта не могут занимать

одно и то же место в пространстве; прошлые события необра-

тимы; будущие события недоступны непосредственному опы-

ту; человек не может быть более чем в одном месте одновре-

менно; человек может существовать только в одном измерении

времени; целое больше части; одно и то же не может быть ис-

тинным и неистинным в одно и то же время

В противоположность узкому и ограниченному хилотропно-,

му модусу, холотропный предполагает восприятие себя как

потенциально неограниченного поля сознания, имеющего дос-

туп к любым аспектам реальности без участия органов восприя-

тия. "Холотропный" буквально переводится как "стремящийся