Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 32 из 67)

распадаются на три большие категории.

К первой относятся случаи, когда человек годами работае

над каким-то вопросом, не в силах найти решение. Этот подго-

товительный период обычно включает многочисленные наблю-

дения, изучение всей имеющей отношение к делу литературы,

многие безуспешные попытки решить проблему в рамках обыч-

ной логики. И решение приходит в необычном состоянии со-

знания - во сне, во время галлюцинаций, связанных с исто-

щением или болезнью, или во время медитации. Этот механизм

известен из множества примеров.

Химик Фридрих Август фон Кекуле нашел формулу бензо-

ла - основу органической химии - во сне, увидев бензольное

кольцо как маленькую змейку Уроборос, кусающую себя за

хвост. Структура решающего эксперимента, приведшая Отто

Леви к отмеченному Нобелевской премией открытию химичес-

кой передачи нейронных импульсов, также пришла к нему во сне.

Вернер Гейзенберг нашел математическое решение проблемы

квантовой физики в Гельголанде, когда его сознание было из-

менено тяжелой сенной лихорадкой. Во всех этйх случаях не-

обычное состояние сознания создавало возможность нового твор-

ческого синтеза, как бы сдерживая традиционный образ мыш-

ления, препятствовавший разрешению проблемы.

Во второй категории общая форма идеи или системы мыш-

ления приходит по внезапному вдохновению из трансперсональ-

ной области часто задолго до того, как развитие данной обла-

сти способно оценить ее. Могут понадобиться годы, десятиле-

тия или даже века, чтобы создать условия для ее принятия.

Древними примерами этого механизма могут служить атомис-

тическая теория Левкиппа и Демокрита и идея возникновения

жизни в океане, сформулированная ионийским философом Анак-

сагором. Представление о распределенности информации по всей

Вселенной и всем ее частям, обнаруживаемое в древней джай-

нистской теории дживасов, или идея взаимопроникновения всех

вещей, составляющая основу буддизма школы аватамсака (ки-

тайская школа хуаянь или японская кегон), могли казаться

странными до обнаружения волновой природы Вселенной и хо-

лономических принципов. Равным образом древние космогене-

тические системы, рассматривавшие свет как творческий прин-

цип Вселенной, получили неожиданное независимое подтверж-

дение в науке, благодаря открытию особой роли фотонов среди

субатомных частиц и в контексте теории процесса Артура Янга

(Young, 1976).

Третья категория - это случаи истинного прометеевско-

го творческого импульса, когда вдохновение приходит в фор-

ме законченного продукта, готового для передачи дрчгим.

Никола Тесла сконструировал электрический генератор, рево-

люционизировавший промышленность, после того как его уст-

ройство и функционирующий прототип явились ему в видении,

Альберт Эйнштейн открыл принципы теории относительности

в необычном состоянии сознания; по его описанию, большин-

ство инсайтов пришло к нему в форме кинестетических ощу-

щений в мышцах. Считается, что Рихард Вагнер галлюцинати-

вно слышал большую часть написанной им музыки, а Вольфганг

Моцарт утверждал, что часто симфонии целиком готовы в его

голове, прежде чем он их запишет. Устои мусульманской веры

были переданы Магомету в состоянии "экстаза, приближающе-

гося к уничтожению", когда он ощущал присутствие Аллаха

к. Опыт Демиурга и переживание

космического творения

В этом типе переживаний человек встречается с Творцом

Вселенной или даже отождествляется с ним, начиная при этом

понимать процесс творения, его мотивы, специфические механи-

змы, цели и проблемы. На этом уровне у Творца обычно оказы-

вается много личных характеристик, хотя необязательно в ант-

ропоморфной форме. Можно почувствовать силы, лежащие в

основе творения или инициирующие его. Испытуемые восприни-

мают их по-разному: как переизбыток творческой энергии, нео-

долимый художественный импульс, безграничное любопытство,

страсть к экспериментированию, жажда познания и самопозна-

ния, стремление к переживаниям, огромная любовь, требующая

выражения, и даже как "убегание" от монотонности и скуки.

Переживания такого рода могут вести человека к серьезным

размышлениям о своей роли во Вселенной. Некоторые полага-

гают, что возможность эмпирически отождествиться с Творцом

и взглянуть оттуда на свои повседневные заботы возвышает их.

Они перестают чувствовать себя жертвами враждебных обсто-

ятельств, поняв, что на другом уровне они тождественны силе,

которая создала их.

Другие сильно привязаны к своей повседневной самотож-

дественности и чувствуют потребность найти смысл своего су-

ществования в этой форме. Мысль, что люди являются актера-

ми в предопределенной космической игре, может как возвы-

шать, так и обескураживать. Люди переживают это по-разному

и находят разные ответы на этот вызов. Для некоторых фено-

менальный мир превращается в иллюзию, и высшей целью

становится пробуждение и осознание этого. Другие полагают,

что у людей есть особая роль разумных созданий, по"ержи-

вающих эволюцию и устраняющих нежелательные, но неизбеж-

ные побочные продукты творения.

Демиург может восприниматься как высшая сила существо-

вания, сопоставимая с Богом различных религий. Однако он

может появиться в переживании и как один из творцов многих

вселенных. В некоторых случаях рассказывают о мужеско-жен-

ской диаде творцов, что похоже на космологию некоторых не-

западных культур, или о том, что Вселенная создана в процес-

се игры нескольких высших существ.

Отчет, который я использую здесь в качестве иллюстрации

этого типа переживаний, относится к психоделическому сеан-

су с большой дозой ЛСД.

Последовало колоссальное расширеыие сознания. Я оказался

в межзвездном пространстве, перед моими глазами создавались

галактика за галактикой. Я чувствовал, что двигаюсь быстрее

скорости света. Галактики мелькали мимо меня. Я приближался

к центральному взрыву энергии, из которого, по-видимому, возни-

кало все во Вселенной. Это был Источник всего созданного. При-

ближаясь к нему, я чувствовал излучаемый им непереносимый

жар. Это была гигантская печь, печь Вселенной.

Чувство жара росло в невероятной степени, как и интенсив-

ность света. Я понял, что это горение Очищаюшего Огня. При-

близившись, я почувствовал, что перестаю быть проявлением

Энергии, а становлюсь самой Энергией. Судя по всему, я на мгно-

вение попал в самую сердцевину этой Универсальной Печи косми-

ческого творения. Переживание было экстатическим и наполня-

ло меня чувством бесконечной мощи.

Внезапно я понял принцип, лежащий в основе организации Ко-

смоса. Это было Универсальное Сознание, разыгрывающее бес-

конечный ряд драм, подобных тем, которые мы можем видеть на

театральных подмостках или в кино. Оно разыгрывает драму по-

тери себя, чтобы вновь себя найти. Универсальное Сознание по-

гружается в разделение, отрицание, боль, зло, агонию и тьму, что-

бы пережить бесконечную радость восстановления своей пер-

воначальной безопасности и первоначального блаженства. Его

истинная природа - неразделимое единство, отсутствие негатив-

ности и дуальностей какого-либо рода. Чтобы отправиться в путе-

шествие, ему нужно создать иллюзию пространства, материи и

времени, а вместе с ними категории зла, тьмы, боли и разрушения.

Я продолжал обдумывать аналогию с кинофильмом. Она каза-

лась особенно подходящей метафорой процесса творения. В пси-

ходелическом сеансе я как бы повернулся спиной к различным

образам, проецируемым на экран, и смотрел прямо на свет проек-

тора. Единственный источник света создавал бесчисленные карти-

ны и сцены, появляющиеся на экране! Можно было также после-

довать за лучом света внутрь проектора. Есть пустота, из которой

приходит свет. Фильм же можно уподобить архетипам, определя-

щщим переживания, проецируемые в четырехмерный простран-

ственно-временной континуум.

л. Опыт космического сознания

Люди, переживающие отождествление с космическим созна-

нием, как бы охватывают всеобщность существования и дости-

гают реальности, лежащей в основе всех реальностей. Они пе-

реживают несомненную связь с высшим и предельным принци-

пом бытия. Этот принцип является единственной истинной

тайной; если воспринято его существование, все остальное мо-

жет быть понято и обьяснено из него. Иллюзия материи, прост-

ранства, времени, бесконечное количество форм и уровней ре-

альности полностью преодолеваются и сводятся к этому таин-

ственному принципу как к своему общему источнику.

Этот опыт безграничен, непостижим и невыразим. Словес-

ная передача и сама символическая структура языка до смеш-

ного не подходят для передачи его качества. Наш феноменаль-

ный мир и все, что мы переживаем в обычных состояниях со-

знания, исчезает как дым в свете этого высшего сознания как

ограниченные, иллюзорные и идиосинкратические аспекты этой

единственной реальности. Этот принцип, очевидно, непостижим

рационально, и вместе с тем даже краткое эмпирическое при-

общение к нему удовлетворяет все ителлектуальные и философ-

ские запросы человека. Все вопросы, которые когда-либо зада-

вались, получают ответ или исчезает потребность задавать ка-

кие бы то ни было вопросы.

Наибольшее приближение к описанию этого переживания

дает индийское представление о сатчитанандп. Это составное

санскритское слово содержит три независимых корня: cam -