Смекни!
smekni.com

Курс французского языка 4 том Г. Може; (стр. 1 из 81)

ГАСТОН МОЖЕ

КУРС

ФРАНЦУЗСКОГО
ЯЗЫКА

В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ
ТОМ 4


Санкт-Петербург
2002

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ,
СТЕРЕОТИПНОЕ


ББК81.2.Фр

G. Mauger

COURSEDELANGE
ET DE CIVILISATION FRANÇAISES

Може Г.

M 74 Курс французского языка: В 4-х томах. 3-е изд., стер. Том 4./
Перевод Л. М. Цывьяна. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. —
480 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

ISBN 5-8114-0081-0

ISBN 5-8114-0095-0 (Том 4)

Учебник французского языка Г. Може предназначен для изуче-
ния французского языка как самостоятельно, так и с преподавате-
лем. Его основная цель — не только дать читателю основы безуп-
речного французского языка, но и приобщить его к богатствам фран-
цузской культуры и цивилизации.

Учебник состоит из 4 томов. Вслед за 1-м томом («Первые шаги
по Франции: начальные понятия о французском языке») читателю
предлагается 2-й том («Франкофонные страны: французский язык в
экономике и социальной жизни»), 3-й том посвящается Парижу и
различным аспектам французского языка и помогает читателю луч-
ше понять последний, 4-й том: в нем содержатся отрывки из произ-
ведений французских писателей.

ББК81.2.Фр

Оформление обложки
С.Л.ШАПИРО, А. А. ОЛЕКСЕЯКО

Охраняется законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут

преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 2002
© Л. М. Цывьян, перевод, 2002
© Издательство «Лань»,

художественное оформление, 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мы разрабатывали предварительный план нашего учебника,
то предложили дополнить три "методические" тома общим обзором
французской культуры, составленным из отрывков произведений
лучших писателей, и представить нашим коллегам-преподавателям
сборник текстов, пригодных для объяснений и комментария. Мы так-
же хотели вначале сгруппировать эти тексты по разделам в новом по-
рядке: "Франция", "Париж", "Женщина во Франции", "Проза",
"Поэзия" и т.д.; предварять каждый такой раздел кратким вступлени-
ем, резюмирующим историческую эволюцию, а также представляю-
щим современное состояние вопроса; каждый текст вводить краткой
справкой, объясняющей его место и значение; наконец, снабдить его
многочисленными примечаниями (составленными специально для
иностранцев).

Насколько это удалось, судить нашим читателям...

Они увидят, что этот том состоит из двух весьма отличных друг от
друга частей, что позволит разделить работу с ним на два цикла, или,
если будет такое желание, на два года. Часть первая "Франция и
французы" даст реальное представление о нашей стране, о природных
условиях и людях, населяющих ее. Часть вторая "Французская интел-
лектуальная традиция" — это философия, литература, искусство...
Нам бы хотелось, чтобы читатель почувствовал все разнообразие этих
текстов, в значительной степени современных; ощутил все духовное
богатство Франции — ведь в ней так много выдающихся индивидуаль-
ностей! Это вечный, бесконечно нюансированный диалог между крас-
норечием и мечтой, точностью и зыбкостью, улыбкой и чувством.

Приходит на память немецкий офицер из веркоровского
"Молчания моря", который, разговаривая со своими французскими
хозяевами, в чьем доме он поселился по праву победителя и оккупан-
та, вспоминает имена великих писателей, представляющих нацио-
нальные литературы: "Англичане... на мысль тут же приходит: Шек-
спир. Итальянцы: Данте. Испания: Сервантес. У нас сразу же: Гете.
Дальше уже надо искать. Но вот произносишь "Франция". Кто пер-
вым делом вспоминается? Мольер? Расин? Гюго? Вольтер? Рабле?
Кто-то еще? Они теснятся, точно толпа у дверей театра..."

Подобное разнообразие, как неоднократно отмечал Андре Жид,
превращается в единство: "Есть ланды суровей, чем в Бретани,'паст-

3


бища зеленей, чем в Нормандии, скалы горячей, чем в окрестностях
Арля, взморья куда более хмурые, чем на Ла-Манше, и куда лазурнее,
чем на нашем юге. Но Франция объединяет в себе все это. И потому
французский гений — не лесной, и не равнинный, не сумрачный и не
светозарный, но организует и сливает в себе в гармоническом равно-
весии все эти разнообразные элементы".

Само собой, мы не обольщаемся, будто нам удалось сказать все,
полностью раскрыть вклад Франции, духовный и материальный,
в мировую цивилизацию. Чтобы не злоупотреблять примерами, нам
достаточно будет упомянуть нашу широко развитую дорожную сеть,
которая существует уже многие века, высочайший уровень работы
нашей почты и системы телекоммуникаций, наши железные дороги,
самолеты, наши трансатлантические суда... Наверное, все-таки есть
смысл припомнить об этих достижениях в предуведомлении к книге,
которая отнюдь не является апологией.

И да будет нам позволено упомянуть еще о двух соображениях.

Боязнь чрезмерно раздуть эту книгу принудила нас к суровым ог-
раничениям. Мы вынуждены были установить и свято соблюдать
следующее правило: включать во вторую часть тома лишь тех писа-
телей, которые не были представлены в других частях учебника. Так,
в главе "Французская поэзия" нет Мюссе, который уже представлен
двумя отрывками в первой части; точно так же Жан-Жак Руссо при-
сутствует во "Французской прозе", но его нет в "Философии". Так что
пусть нам простят подобные, быть может, крайне огорчительные, но
намеренные пропуски и поверят, что мы в своем отборе никогда не
руководствовались пристрастиями или какими-либо сторонними со-
ображениями.

И еще: мы в нашей книге с огромным удовольствием представили
бы некоторых поэтов и прозаиков, которые в наше время оказывают
честь французскому языку, создавая на нем произведения в Бельгии,
Швейцарии, Канаде, на острове Св. Маврикия, в республике Гаити.
Там существуют значительные имена и значительные произведения.
Но наша книга посвящена Франции и ее писателям, и мы поставили
за правило включать в нее авторов, которые обязаны лучшими своими
творениями своему таланту и стране, где они были рождены.

Г. Мазке


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ФРАНЦИЯ И ФРАНЦУЗЫ

I.ОбластиФранции...................................................................... 11

Les trois versants français (André Siegfried)........................................................ 14

Le printemps en Bretagne (Chateaubriand).......................................................... 15

...Et l'automne dans le Midi (Colette)..................................................................... 16

L'Ile-de-France (Emile Henriot)............................................................................... 17

La Touraine, jardin de la France (Vigny)............................................................... 19

Le Havre (André Siegfried)..................................................................................... 20

Nostalgie de la Flandre (Albert Samain)................................................................ 22

Adieux à la Meuse (Charles Péguy)...................................................................... 23

Les Alpes (Frison-Roche).......................................................................................... 25

Le Massif Central (Jules Romain)............................................... :.......................... 26

La foire de Banon (Jean Giono).............................................................................. 29

En Languedoc, Uzès (André Gide)............................................. "............................. 31

La pastorale d'Ossau (Francis Jammes)................................................................. 33

Malagar (François Mauriac)................................................................................... 35

II.Париж........................................................................................................................ 37

Le paysan de Paris chante (Aragon)....................................................................... 39

En longeant les quais (Anatole France).................................................................. 42

Saint-German-des-Prés (Léo Larguier)................................................................... 43

Montparnasse (Jules Romain).................................................................................. 45

Monmartre (André Maurois).................................................................................... 46

Au jardin des Tuileries (Marcel Proust).................................................................. 47

A Belleville (Eugène Dabit)....................................................................................... 49

III.Французскаянация................................................................. 51

Vercingétorix (Camille Jullian)................................................................................ 53

Saint Louis rend la justice (Joinville)...................................................................... 55

Jeanne d'Arc, ou le refus d'abdiquer (Thierry Maulnier)..................................... 56

Henry IV, le roi tolérant (J. et J. Tharaud)............................................................. 59

Richelieu et «les ennemies de l'État» (Alfred de Vigny)....................................... 61

Louis XIV, protecteur des sciences et des letters (Voltaire)................................ 63

Origine de «La Marseillaise» (Lamartine)............................................................... 66

La légende napoléonienne (Victor Hugo).............................................................. 68

Le 24 février 1848 (Gustave Flaubert)................................................................... 70

Fidélité dans la défaite (Maurice Barrés)................................................................ 73

Blessés en 14 - 18 (Paul Vialar).............................................................................. 75

5


Liberté (Paul Eluard).................................................................................................. 78

Une Chrétienté en marche (Georges Bernanos).................................................... 81

IV.Французы.................................................................................. 84

Contradictiones françaises (Pierre Daninos)........................................................ 85

Fonds celtique et fonds latin (André Siegfried)..................................................... 86

L'honnête homme (Pierre Gaxotte)........................................................................ 88