Смекни!
smekni.com

Пифагор. Мудрецы Востока. Том 2, Бореев Георгий (стр. 49 из 106)

Пифагор, ты — величайший философ Земли, ты можешь постичь все тайны мира, все науки и всю философию посредством математики. Вот смотри, я ставлю в соответствие каждому однозначному числу строфу из упанишад, и на числах он нуля до ста я тебе объясню философское значение математических наук.

Представь себе, что математике соответствует цифра 1. Все остальные числа кратны единице. Подобным образом существует лишь одна Абсолютная Реальность, а все имена и формы во Вселенной есть кратные проявления этой Единицы, — при этом Махавира взял в руку прутик и, нарисовав на песке треугольник, показал гостю, как можно уподобить человеческую жизнь равностороннему треугольнику. — Угол тела, угол внутренних состояний и угол внешнего мира составляют треугольник жизни. Все числа исходят из точки, которую нельзя измерить, и, аналогично этому, вся Вселенная исходит из неизмеримой пустоты. Жизнь подобна колесу, которое можно сравнить с окружностью или нулем. Эта окружность есть расширение точки. Другая аналогия состоит в том, что существуют две точки, называемые рождением и смертью, а жизнь есть прямая линия, соединяющая эти две точки. Неведомая нам часть жизни — это та часть линии, которая продолжается в бесконечность.

А сейчас, дорогой Пифагор, напиши на песке цифру 1, а затем поставь впереди нуль. Получится: 01. Всякий нуль имеет значение, если перед ним стоит единица, но он теряет это значение на физической Земле, если единицы перед ним нет. Все вещи в этом мире подобны нулю и без осознания единой реальности вообще не имеют никакой ценности. Когда мы вспоминаем о единой реальности, то нули (вещи), стоящие перед единицей, переносятся за единицу, нули обретают силу, жизнь приобретает смысл. В противном случае любая жизнь обременительна».

По ходу беседы Пифагор задал несколько вопросов о схожей с философией Санкхья философии Каббалы. Махавира ответил на эти вопросы греческого философа примерно так:

«Практика йоги и практика Каббалы очень схожи. Скоро, дорогой Пифагор, ты придешь к выводу, что настоящие духовные практики всех великих мировых религий идентичны.

Древняя философия Санкхья, на которой базируются джайнизм, йога, буддизм, и философия Каббалы, в глубине веков имели один и тот же источник. В Каббале жизнь ассоциируется с числами, что является древней концепцией Санкхьи. Многие учения Бхагават-Гиты сходны с учениями иудаизма. Джайнизм, индуизм и иудаизм, во многом схожи между собой, и являются самыми древними религиями в мире. Шри янтра — это детально и научно проработанная древняя йогическая техника для достижения просветления. Шри янтра очень схожа со сосредоточением на звезде Давида, также известной как Анахата чакра в йогической литературе. В Индии Анахата обозначается так же, как и звезда Давида, двумя пересекающимися равносторонними треугольниками. Это говорит о том, что Шри янтра была известна древним служителям храма Соломона. Согласно старинной духовной литературе, Шри янтра представляет собой в высшей степени священный йогический процесс. Она помогает человеку установить взаимоотношения с другими людьми, а также со всей Вселенной и ее Создателем.

Йога представляет собой полную науку жизни, в равной степени доступную и полезную для мужчин, женщин, стариков и детей. Если религии представляют собой лишь социальные науки, которые помогают сберечь культуру и традиции, поддерживают законопослушание в человеческом обществе, то йога — это универсальная наука для самосовершенствования и рассеивания невежества. Все методы саморазвития, какие только можно найти в различных религиях, давно уже описаны в йогической литературе Индии.

Тождественность всех великих мировых религий доказывается практикой, несмотря на кажущиеся различия между ними. Все великие религии мира говорят о реинкарнации и карме, о вечной жизни души и ее постепенному приближению к нирване, к Абсолюту, путем накопления заслуг в каждой земной жизни. Пути достижения просветления в религиях, действительно, различны, но цель у всех духовных практик едина. Всякий, берущийся утверждать, что лишь его религия истинна, является невежественным человеком, вводящим в заблуждение своих последователей. Любовь и благодарность примиряет людей разных взглядов, и Любовь является основой всех великих религий».

После долгих бесед с Джиной Махавирой Пифагор согласился с тем, что математика является главной наукой, составляющей саму основу всех наук и философий. Но и сама математика при этом базируется на такой точной науке, как философия Санкхья. Санкхья является самой древней индийской философией, предназначенной для познания тела, его компонентов и различных функций ума. А йога представляет собой одну из ступеней Санкхьи, и йога является той практической наукой, которая ведет человека к состоянию сверхсознания, к нирване, к мокше, к нирвикальпа-самадхи. Понимание Санкхьи позволило Пифагору легко разрешить все философские вопросы, возникшие у него в уме после изучения стольких различных религий.

Далее Махавира поведал Пифагору о том, что философия Санкхья легла в основу философии чисел. Числа — это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки интуитивных дарований человека и для постижения глубин человеческой личности.

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ

Я в люльке сердца нянчил числа.

Они кричали, жглись, росли —

И наполняли высшим смыслом

Мучения людей Земли.

Свои математические лекции Вардхамана начал с беседы о Пустоте. Он сказал Пифагору, что вечная первозданная Пустота является принципом зарождения всех вещей. Число Ноль, не имеющее ни параметров, ни границ, ни величины — является Не-Числом. У разных народов понятие «Пустота» обозначается разными словами: иудеи называют ноль словом Айн, индийцы — Шуньятой, а греки — Хаосом. Пустота не имеет никакой формы, никакого восприятия, никакого ощущения, никакого желания, никакого сознания. Ноль не имеет ни глаза, ни уха, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни формы, ни звука, ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни осязания, ни качества… Хотя другие числа имеют все эти качества и свои орбиты вращения вокруг Центра. Дорогие мои, Ноль — это великое Не-Число, из которого произошли все числа, все боги и все миры… Иначе Ноль называется Не-Бытием, из которого периодически одновременно появляются Бытие и Антибытие. Прожив какое-то количество времени, Бытие и Антибытие аннигилируют. Не-Число — это такая точка отсчета, без которой стала бы бесконечной любая величина. И положительные, и отрицательные числа не могут существовать без Не-Числа.

Из Нуля периодически со скоростью свыше 300 миллионов раз в секунду возникают два числа. Это — плюс единица и минус единица. Их жизнь еще более коротка, чем период рождения. Со скоростью свыше одна трехсотмиллионная доля секунды эти два числа умирают, чтобы через мгновение воскреснуть из небытия вновь. Единица — это Единый Бог, рождающий из Себя все миры и вселенные. Минус Единица — это Единый Бог, рождающий антимиры. В нашей беседе мы пока не будем касаться темы отрицательных чисел и антимиров.

Итак, первое движение Бездны или Пустоты приводит к возникновению универсального Ума, или Универсального Закона, или Всевышнего Бога. Число с одним параметром — это Целостность, это Единство. Это — Монолит, имеющий андрогинную природу и вмещающий в себя все Бытие, кроме начала и конца. Единое число, или Монос — это Бог Истинный и Отец всего, это Дух незримый, кто стоит надо всем. Не подобает думать о числе Один, как о богах, ибо Монос больше любого бога, Он больше любого числа. Монос никогда не был ни в каком бы то ни было подчинении, ибо все существует только в Нем одном. У Него нет недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но все время Монос полностью совершенен в свете. Монос безграничен, ибо не было никого перед Ним, чтобы измерить Его.

Монос — это символ мудрости, целостности и единства, это «Прародитель Богов и людей», это Творящее Божество, активный духовный принцип, Божественная воля к проявлению. Для людей число Один является Высшим Богом, поскольку Оно — начало и конец всего. Монос всегда остается в том же незыблемом, незатронутом и незапятнанном божественном состоянии, то есть отделенной от множественности.

Число Один проявляется лишь при соприкосновении с другими числами, символизирующими собой материальные планы бытия. Единица, помноженная сама на себя, всегда дает результатом Единицу и поэтому не может производить ничего нового — она остается вечной и неизменной Монадой. Творящий аспект число Один обеспечивает переход мира из состояния небытия (Пралайи) в состояние активного Бытия.

Разделение Монады на два полярных понятия происходит в результате высокочастотной вибрации. Если число Один — это Всевышний Небесный Отец, то число Два — это Мать Земля. Двойка, или священная Дуада, представляет собой первое отражение Единицы и потому символизирует, с одной стороны, идею противопоставления, разделения Единого, а с другой стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств или понятий. Двойка олицетворяет собой принцип Божественной Субстанции, Майи, набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации — невежеству), и символом единой мудрости, которая рождается из преодоления двойственной природы невежества. В философии джайнов принято считать, что Дуада — это возникновение первого зла во Вселенной, и с равной степенью Дуада — это возникновение первого добра в материальном мире. Дуада, или иначе Мать Земля, была доброй, так как породила человечество, и одновременно злой, так как все человечество должно было попасть в круговорот жизни и смерти. То есть все земные люди изначально приговорены к страданию. Монос, или иначе Бог Отец, отделил свет от тьмы — создал из Себя Дуаду. Иначе говоря, в начале творения число Один увидело свое зеркальное отражение. Увидев отражение Себя, число Один восхитилось красотой Майи. Тогда Монада решила продолжить творение мира. Единица сложилась с Майей: 1 + 1 = 2. Увидев несовершенство Дуады, Монос одновременно осознал и то, что Он и Дуада вместе рождают совершенное число Три. В мире индийской философии Дуада предстает как злобный демон, осмелившийся отойти от Единого Бога; это Сатана, принесший людям огонь ложного материалистического знания. Двойка — это число, впитавшее в себя порок и невежество, нестабильность и дерзость, неуверенность и секс. Также число Два вмещает в себя все женские качества характера — уступчивость, нежность, скромность, мягкость, пассивность, двуличность.