Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 12 из 87)

В литературе правильно отмечается, что ряд институтов уголовного права, будучи воспринятыми уголовно-исполнительным законодательством, становится одновременно и уголовно-исполнительными институтами, имеющими однако хотя и самостоятельное, но подчиненное и не противоречащее уголовно-правовому содержание. [Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.- М.: Вердикт-1М, 1997, С.3-13; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам. - М.: Юристъ, 1997, С. 5-10 и др.] Это методологическое положение важно при рассмотрении проблем уголовно-исполнительного законодательства в целом, а также его отдельных норм, специальных предписаний и институтов военно-правового характера.

Уголовно-исполнительная политика имеет собственное содержание, в котором военным аспектам ныне впервые на федеральном законодательном уровне отводится важная самостоятельная роль, и в настоящее время представляется достаточно стабильной, так как базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, соответствующих международных и конституционных актах, положениях нового российского законодательства, историческом опыте и достижениях современной науки.

На стратегию деятельности любого государства в сфере исполнения наказаний и ее состояние оказывают естественное влияние комплекс социально-политических факторов, экономическое и нравственное положение общества. Коренные преобразования в экономике, политике, идеологии и праве Российского государства последних лет обусловили современное, адекватное указанным детерминантам, состояние уголовно-исполнительной политики, направления ее законодательной и правоприменительной реализации со всеми позитивными и негативными составляющими. Воинские формирования страны как часть государства, не могут оставаться в стороне от этих тенденций, поэтому на военно-пенитенциарные отношения указанные факторы оказывают существеннейшее влияние.

В качестве руководящих и основополагающих уголовно-исполнительных идей, вырабатываемых внутренней социальной политикой государства и реализуемых в законодательстве, выступают определенные принципы исполнения уголовных наказаний, распространяющие свое действие на все существующие в стране и ее воинских формированиях пенитенциарные отношения.

Принципы уголовно-исполнительного права базируются на общих положениях о праве и устойчивых идеях отраслей законодательства в сфере борьбы с преступностью, прежде всего уголовного. Особую значимость они приобретают в период продолжающейся в настоящее время в России судебно-правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании новых и совершенствовании существующих отраслей права, их институтов и норм. Кроме того, принципы объективны по своему характеру. Это определяется тем, что основные идеи отражают объективную потребность в сфере борьбы с преступностью и подлежат обязательному воплощению как в конкретных нормах права, так и при их реализации в правоприменительной деятельности. Принципы уголовно-исполнительного права призваны предопределить стратегию и направления развития конкретных институтов, норм и практики их применения, обеспечить системность правового регулирования как общих уголовно-исполнительных, так и специальных военно-пенитенциарных отношений. Все они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, поэтому и их реализация при исполнении специальных воинских наказаний является комплексной.

С учетом изложенных обстоятельств действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст.8 УИК) называет следующие принципы: законность; гуманизм; демократизм; равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний; рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием. На этих же правоустановлениях должны базироваться и военно-пенитенциарные акты.

Включенные в уголовно-исполнительное и военно-пенитенциарное законодательство сходные с основами других отраслей права принципы, в целом сохраняют свое сущностное содержание, но вместе с тем приобретают специфику, которая обусловливается предметом и необходимостью обеспечить особенности правового регулирования общественных отношений при исполнении наказания.

Представляется, что научные и прикладные вопросы системы принципов нового уголовно-исполнительного права могут явиться предметом самостоятельного исследования в рамках решения общих пенитенцираных проблем.

4. Отмеченные общетеоретические положения не противоречат, а обусловливают и даже лежат в основе выделения объективно особых военно-пенитенциарных правоотношений.

В современных условиях действия принципиально новых УК РФ, базирующегося на нем УИК РФ, продолжающегося реформирования воинских формирований страны и совершенствования федерального военного законодательства к специфическому и относительно самостоятельному обособленному предмету такого правоотношения с полным основанием можно отнести:

- особенности исполнения общих уголовных наказаний в условиях дальнейшего прохождения осужденными военной службы на основе установленных федеральным законодательством принципов, правил и порядка;

- объективную необходимость существования помимо общих также специальных наказаний военнослужащих, правовой регламентации их исполнения в условиях, совместимых с дальнейшим прохождением военной службы;

- специфику одновременного применения к осужденным военнослужащим предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством мер исправительного воздействия, с одной стороны, и военно-административных средств, с другой;

- регламентацию разнообразных аспектов многогранной деятельности обособленных от уголовно-исполнительного комплекса страны системы общих военно-административных и специальных (военно-пенитенциарных) учреждений, а также иных органов, исполняющих наказания в условиях военной организации;

- специфику правового статуса осужденных военнослужащих, а также учреждений и органов, исполняющих воинские наказания;

- особый порядок участия органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений в исправительном воздействии на осужденных военнослужащих;

- основания и процедуру освобождения военнослужащих от наказаний, оказания им специальной помощи в их ресоциализации.

Все указанные вопросы применительно к военно-пенитенциарным отношениям имеют обусловленной объективными факторами собственное специфическое содержание, нуждающееся в самостоятельной правовой регламентации и последующей практической реализации.

5. В качестве сторон военно-пенитенциарного отношения выступают специфичные по отношению к общим, уголовно-исполнительным, субъекты.

С одной стороны - это осужденные военнослужащие, обязанные отбыть назначенное военным судом наказание. Перечень воинских формирований страны, в которых предусмотрена воинская служба, достаточно обширен и изменчив, он регламентируется федеральным законодательством.[Приложение N 5.] Исходя из известной подчиненности уголовно-исполнительных категорий нормам уголовного права, круг субъектов военно-пенитенциарных отношений производен от субъектов преступлений против военной службы, указанных, в частности, в ст.331 УК.[Cм.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.- М.: Вердикт, 1996, C.580; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.- М.: Вердикт-1М, 1997, С.23-26 и др.]

Особенность их правового положения состоит в том, что оно носит комплексный характер, закреплено различными отраслями права (в том числе военного, уголовно-исполнительного) и по своему содержанию складывается из двух составляющих:

а) первая заключается в известных ограничениях статуса военнослужащего, осужденного к наказаниям, соединенным с дальнейшим прохождением им службы. Имеющиеся ограничения обоснованны, обусловлены характером совершенного преступления и вытекают из федерального законодательства, конкретизируются в приговоре военного суда и в режиме исполнения определенного наказания;

б) вторая состоит в нормативном подтверждении сохранения и конкретизации общего статуса военнослужащего, гарантированности его субъективных прав, законных интересов и исчерпывающего перечня связанных с реализацией уголовно-исполнительных отношений возложенных на него обязанностей.

Вместе с тем, правовой статус военнослужащего также определяется как ограниченный по сравнению с общегражданским, а обусловленные особенностями военной службы изменения в сторону "уменьшения" некоторых прав и свобод компенсируются льготами, которых осужденные субъекты также не лишаются.

Характер статусных правоограничений должен соответствовать общей системе уголовных наказаний, расположенных в определенной последовательности в зависимости от степени их карательной строгости. Так, например, объем ограничений статуса содержащихся в дисциплинарной воинской части лиц не должен быть строже, чем положение осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии общего режима.

В силу важности вопроса о комплексном характере правового статуса осужденных военнослужащих, он в настоящем исследовании рассматривается отдельно, во втором параграфе настоящей главы.