Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 40 из 87)

е) Вместе с тем, сформулированные выше положения свидетельствуют о том, что с принятием Уголовно-исполнительного кодекса реформа отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний, не завершена. Напротив, с введением его в действие начался новый, не менее важный этап его реформирования. Анализ уже принятой нормативной базы позволяет предположить, что в ближайшее время, во исполнение положений УИК РФ, предстоит разработать и утвердить еще целый ряд правовых актов различной юридической силы, подлежащих применению в том числе в военно-пенитенциарной сфере.

- Следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что к числу федеральных законов, регулирующих вопросы исполнения наказания и подлежащих разработке, следовало бы отнести закон "О мерах безопасности, применяемых к осужденным при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества" (содержание в дисциплинарной части и на гауптвахте, как известно, также подпадают под такую изоляцию); закон "Об уголовно-исполнительной системе", который должен заменить в значительной мере устаревший Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" 1993 года.[Об этом см.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / В.И.Селиверстов, И.В.Шмаров, Л.В.Яковлева.- М.: Юристъ, 1997.- С.12-13 и др.]

- В действующем законодательстве отсутствуют общие нормы о применении не только государственно-правовых, но уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов амнистии и помилования, что является значительным пробелом в праве. Данное обстоятельство предполагает будущее нормативное решение указанной проблемы. Например, путем принятие законов "Об амнистии и ее применении","О помиловании и порядке его применения".

- В ст. 23 УИК предусматривается принятие закона, в котором должны быть определены виды, основания и порядок контроля общественных объединений за деятельностью пенитенциарных учреждений, участия общественности в исправлении всех категорий осужденных, в том числе и военнослужащих.

- Кроме того, Уголовно-исполнительный кодекс предполагает принятие иных федеральных законов по вопросам, хотя и не входящим в сферу регулирования исполнения наказаний, но требующим своей регламентации.

Это относится к нормативным правовым актам, регулирующим оказание помощи освобожденным от наказания и осуществление за ними контроля (ст.ст.182-183 УИК). Требуют приведения в соответствие с положениями нового уголовно-исполнительного законодательства также некоторые действующие федеральные акты военного законодательства: Законы "О статусе военнослужащих","О воинской обязанности и военной службе", а также учет соответствующих уголовно-исполнительных положений в ныне обсуждаемых проектах федеральных законах "О военной полиции", "Об основах деятельности военных правоохранительных органах в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках".

- Нуждаются в обусловленных УИК РФ изменениях утвержденные Указами Президента России Положения "О почетных званиях" и "О государственных наградах Российской Федерации 1994 года с изменениями 1995 года." [Российская газета, 1994, 10 марта; 1995, 8 июня; 1996, 13 февраля.] А именно уточнения содержащегося в последнем и введение в первое нормы о том, что лишение указанных званий и наград производится только указом Президента по приговору (а не по представлению) суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление.

- Следующим видом подлежащих ревизии нормативных актов являются постановления Правительства России. Уголовно-исполнительный кодекс и Закон о введении его в действие делегируют Правительству по принятию широкого круга актов уголовно-исполнительного характера. В контексте рассматриваемой проблемы это Положение о дисциплинарной воинской части (ст.6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"; перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования (ч.3 ст. 83 УИК); минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных (ч.3 ст.99 УИК); нормы снабжения вещевым имуществом, денежным содержанием, продовольствием, вопросы материально-бытового и медицинского обслуживания различных категорий военнослужащих, включая содержащихся на гауптвахтах и в дисциплинарных частях.

- Наконец, Уголовно-исполнительный кодекс делегировал МВД , Минобороны России самостоятельно или совместно с другими ведомствами право принять некоторые подзаконные акты, в том числе Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими по согласованию с Генеральной прокуратурой. Несмотря на то, что за основу последних были приняты авторские наработки, не все предложения оказались реализованы в Приказе МО РФ N 302-1997 года "О мерах по реализации Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в Вооруженных Силах. В связи с чем предлагается внести в него следующие изменения и уточнения:

- Вряд ли удачным может быть признано название указанного Приказа. Оно не вполне соответствует внутреннему содержанию: опубликованным по тексту: Положению о дисциплинарной воинской части, утвержденного постановлением Правительства и Правилам отбывания наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Министром обороны по согласованию с Главным военным прокурором.

- В приказе четко следовало бы указать, что утвержденные правила в соответствии с федеральным уголовно-исполнительным законодательством (как это следует из ст.5 УИК РФ) распространяют свое действие на все воинские формирования страны.

- Имеются и другие замечания по тексту редакционного характера [Приложение N 9.]

8. Являясь процедурными по отношению к уголовному законодательству, комплекс военно-пенитенциарных норм не может не взаимодействовать с базовыми уголовно-процессуальными положениями и соответствующими военно-правовыми аспектами уголовно-процессуального законодательства.

а) Уголовно-процессуальная деятельность, связанная с обеспечением приговоров: исполнением наказаний и других мер уголовно-правового воздействия, предполагает соблюдение в процессе реализации уголовно-исполнительных отношений смежных (междисциплинарных) и собственно процедурных принципов: законность; публичность; охрана прав и свобод, чести и достоинства граждан; осуществление правосудия только судом:гласно, независимо и беспристрастно; презумпция невиновности; обеспечение права на защиту; состязательность; национальный язык судопроизводства.[См.: Кобликов А.С. Конституционные принципы правосудия в СССР. -М.: ВКИ, 1980; Учебник уголовного процесса.- М.: "Спарк", 1995. -С.27-41.] Эти основополагающие, руководящие идеи должны определять характер не только уголовно-процессуальной, но и связанной с ней уголовно-исполнительной и военно-пенитенциарной деятельности, обеспечивать выполнение возложенных на данные отрасли законодательства задач. Есть основания полагать, что система этих принципов правосудия и уголовного процесса должна совершенствоваться в ходе продолжающейся судебной реформы в России.

б) В последнее время законодательство в этой сфере претерпело существенные изменения и продолжает совершенствоваться в контексте судебно-правовой реформы.

Судопроизводство в сфере реализации приговоров в гораздо большем объеме стало регламентироваться наряду с уголовно-процессуальным законодательством также правовыми актами об исполнении уголовных наказаний. Помещение однородных правовых норм процессуального характера во все отрасли законодательства о борьбе с преступностью осложняет практическое правоприменение, повышает вероятность допущения судебных ошибок. В ряде ситуаций правоприменителю, исполняющему наказание, приходится проводить сравнительный анализ комплекса законоположений, чтобы определить действует то или иное процессуальное правило при производстве по обозначенной категории дел. Наконец, некоторые сложившиеся отношения по прежнему находятся вне сферы регулирования уголовно-процессуального права и нуждаются в правовом закреплении. К их числу принадлежат:

- правовое положение субъектов уголовно-исполнительного судопроизводства;

- подготовительные действия к судебным заседаниям в стадии исполнения приговора;

- предмет доказывания и пределы прав суда по делам указанной категории, при рассмотрении представлений органов, исполняющих наказания;

- установление дифференцированного - коллегиального и единоличного порядка производства по делам, возникающим при исполнении приговоров;

- способы пресечения уклонения осужденных от исполнения приговора и обеспечения их явки в судебные заседания;

- вынесение частных определений в рассматриваемой стадии;

- обжалование и опротестование судебных решений по вопросам исполнения приговоров.

- вместе с тем, следует согласиться с предложениями о необходимости избавления от громоздкости и формально-бюрократических процедур в УПК, о полном приведении его норм в соответствие с требованиями Конституции и международного права, о чем неоднократно свидетельствовали решения Конституционного Суда [См.: Профессор в судейской мантии.//Московский комсомолец, 1997, 19 марта; постановления и определения Конституционного Суда по уголовно-процессуальным вопросам.//Российская газета, 1996, 15 февраля, 2 июля, 6 декабря; 1997, 24 июня и др.]

Указанные предложения во исполнение принципа взаимодействия отраслей права в сфере борьбы с преступностью представляется необходимым отразить в новом Уголовно-процессуальном кодексе Рф и иных актах процедурного характера.