Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 57 из 87)

Кроме того, на военные прокуратуры в соответствии с действующим законодательством возлагаются функции координации деятельности правоохранительных органов и органов, ведущих борьбу с преступностью, во всех воинских формированиях страны. Деятельность эта требует своего дальнейшего улучшения, на что направлены соответствующие законопроектные работы, в разработке которых автор настоящей рукописи принимал непосредственное участие. [ См.: Проект. Концепция военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации.- М.: МО, 1994; Проект. Федеральный закон "О военных правоохранительных органах в Российской Федерации" и др.]

в) В осуществлении военно-пенитенциарных функций определенная роль принадлежит юридическим службам Министерства обороны, а также других федеральных министерств и ведомств страны, имеющих воинские формирования.

Юридическая служба призвана осуществлять как правотворческую, так и правореализационную деятельность в Вооруженных Силах по различным направлениям.

Представителям юридической службы в центре (Управление делами Министерства обороны, Приемная Министра обороны) и на местах (помощникам командиров по правовой работе) предстоит принимать участие в мероприятиях по повышению эффективности исполнения специальных воинских уголовных наказаний и их правовому сопровождению, а именно: в кадровом, информационном, криминологическом, статистическом, нормативно-правовом, организационном, финансовом и материально-техническом обеспечении военно-пенитенциарных функций соответствующего командования.

Кроме того, является очевидной необходимость наличия соответствующих помощников командиров по правовой работе в дисциплинарных частях, что неоднократно предлагалось на различных уровнях, в том числе и автором настоящей работы. [Проект. Концепция военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации.- М.: МО, 1994.- С.39-43; Толкаченко А.А. Совершенствование системы уголовных наказаний в отношении военнослужащих.// Проблемы разработки и реализации концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Тезисы докладов научной конференции.- М.: ВА ЭФиП, 1995.- С.46-51; он же: Вопросы военно-правовой реформы в Вооруженных Силах РФ.// Бюллетень ВК ВС РФ и УВС, 1994, N 1(153).-С.8-11 и др.

г) К рассматриваемой группе органов, осуществляющих военно-пенитенциарную работу, следует отнести и планируемую для создания систему органов военной полиции как разновидности военных правоохранительных органов.

Законопроектные работы не совсем четко выделяют, а размывают военно-пенитенциарную функцию военной полиции. Между тем она объективно существует и проявляется в исполнении ареста на гауптвахтах, в конвоировании осужденных в дисциплинарные воинские части, в оперативно-розыскных и следственных мероприятиях в отношении всех категорий военнослужащих, в проведении профилактической работы, в предотвращении преступных акций, в мероприятиях по взаимодействию военной полиции с иными правоохранительными органами и со структурами власти. [Проект. Федеральный закон "О военной полиции".] Представляется, что все упомянутые направления работы, обеспечивающие исполнение военно-пенитенциарных функций, должны быть более четко отражены в указанном законе, а более детально регламентироваться соответствующим подзаконным нормативным актом. Например, Наставлением по службе военной полиции в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации.

4. Многообразная работа названных органов военного управления и военной юстиции с осужденными военнослужащими объективно требует обеспечения их взаимодействия в осуществлении военно-пенитенциарных функций. Такое взаимодействие не только возможно и оправдано, но и необходимо. Подтверждение тому - наблюдаемые негативные последствия разрозненности правоохранительных органов страны или несогласованность действий всех воинских формирований Российской Федерации. Представляется возможным выделение следующих направлений обозначенного взаимодействия.

а) Координация всей правоохранительной и военно-пенитенциарной видов деятельности (т.е. общий криминологический и специально-исполнительный аспекты).

б) Взаимодействие в правотворческой и правореализационной (правоприменительной) деятельности.

в) Установление порядка и логически обоснованной последовательности действий в осуществлении смежных (как совпадающих, так и не совпадающих) военно-пенитенциарных функций, исключение излишнего дублирования.

Направления взаимодействия призваны обеспечить выполнение многообразных, в том числе военно-пенитенциарных задач:

- обеспечение соблюдения законнсти и правопорядка в гарнизонах, пунктах дислокации воинских частей и мест отбывания специальных наказаний в отношении осужденных военнослужащих;

- предупреждение правонарушений и проведение профилактической работы с военнослужащими, в том числе осужденными военными судами;

- выявление и задержание лиц, уклоняющихся от военной службы и от отбывания воинских наказаний;

- обеспечение безусловного и законного исполнения приговоров военных судов, предостращение преступных акций в местах отбывания наказаний осужденными военнослужащими, а также обеспечение личной безопасности осужденных.

Многие из этих задач носят чисто исполнительскую и военно-полицейскую направленность. В контексте организации службы военной полиции представляется необходимым освободить от этих несвойственных им функций перегруженные стоящими перед ними задачами органы военного управления, непосредственное командование частей и учреждений, возложив их на указанную штатную и профессиональную службу. При этом представляется необходимым предусмотреть финансирование и материально-техническое обспечение органов военной полиции, которой предстоит решать свои задачи во всех воинских формированиях страны, за счет средств, выделяемых не из Министерства обороны, а из федерального бюджета, предусмотренных на содержание правоохранительных органов и на реализацию федеральных программ по усилению борьбы с преступностью, а также содержание военной полиции вне численности Вооруженных Сил. Соответствующие предложения подготовлены автором для включения в проекты законов о военных правоохранительных органов, о военной полиции, нашли отражение в подготовленном под эгидой Генерального штаба ВС РФ проекта Наставления по службе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Глава V.

Международно-правовой опыт регулирования пенитенциарных отношений с участием военнослужащих и его применение в отечественной практике.

Борьба с преступностью, уголовная и уголовно-исполнительная политика традиционно относятся к внутренним функциям любого государства.

Однако в последнее время эта деятельность приобрела такую общечеловеческую актуальность, что определяется мировым сообществом как необходимое условие национального и международного прогресса. Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней неоднократно констатировал: "В той мере, в какой государство не сможет обеспечить безопасность своих граждан, своих завоеваний и основных институтов, в той мере будет сдерживаться экономическое, социальное и культурное развитие этого государства." (Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями.- М: Юрист, 1993, С.4 и др.)

Рост преступности, появление новых концепций в области уголовных наказаний, совершенствование практики их исполнения при одновременном повышении внимания к гуманитарным аспектам в деятельности уголовной юстиции обусловили закономерную координацию усилий государств в выработке и реализации уголовной и, в частности, пенитенциарной политики.

А также необходимость учета в национальном законодательстве опыта развитых государств в области исполнения наказания и обращения с осужденными. Как неоднократно отмечалось видными мыслителями, всякая нация может и должна учиться у других, перенимать все действительно ценное. [См., например: К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., Т.23, С.10; Ленин В.И., Полн.собр.соч.,Т.45, С.206 и др.] Поэтому при анализе международно-правового опыта регулирования общих уголовно-исполнительных и военно-пенитенциарных отношений необходимо учитывать два этих аспекта, находящихся в тесной взаимосвязи: накопленный опыт в целом мирового сообщества и правовое регулирование исполнения наказаний военнослужащих в конкретных зарубежных государствах.

При конструировании международно-правовых норм приходится находить компромиссные варианты, отражающие принципы различных национальных правовых систем. В то же время акты международного права в области исполнения наказания сами играют позитивную, а в ряде случаев - общеобязательную роль в процессе развития национальных пенитенциарных систем. [ См. об этом: Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник.- М.: Юрид. лит., 1993, С.53- 55; Федосеева Г.Ю. Международно-правовые аспекты защиты осужденных: Дис. канд. юрид. наук.- М: МГЮА, 1994, гл.3 и др.]

Вместе с тем, реалии современного анализа зарубежного законодательства требуют учитывать следующее.

Зачастую опыт одной страны или даже одного субъекта конкретной федерации выдают за опыт всех цивилизованных стран. Предлагая ту или иную западную модель, оппоненты ссылаются лишь на законодательство, оставляя вне поля зрения практику его применения. При популяризации зарубежного опыта редко приводятся его негативные оценки на родине, замалчиваются случаи, когда зарубежные исследователи отдают предпочтение российским моделям.

Изложенные обстоятельства легли в основу структуризации материала настоящей главы в двух нижеследующих параграфах.