Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 60 из 87)

Анализ всей совокупности обязательных норм в области исполнения наказаний и обращения с осужденными позволяет выделить некоторые общие правила и тенденции императивного характера, которым должна соответствовать отечественная военно-пенитенциарная политика.

1. Общие принципы, правила и тенденции международного права применительно к пенитенциарным отношениям реализуются, прежде всего, в следующих уголовно-правовых и уголовно-исполнительных презумпциях, т.е. международных нормах и стандартах в области уголовной юстиции, конституированных в России:

а) Право на судебную защиту, которое предполагает обеспечение равного доступа к правосудию, обеспечение возможности публичного разбирательства независимыми и беспристрастными судебными, в том числе военно-судебными, органами.

б) Право на соблюдение обязательных минимальных требований к судебной и уголовно-исполнительной процедуре, а именно право считаться невиновным ( презумпция невиновности ); право субъекта срочно получать судебную и пенитенциарную информацию на языке, который он понимает, право пользоваться при этом бесплатной помощью переводчика; право иметь достаточное время и возможность для защиты и общения с выбранным защитником без ограничений; право быть судимым и понести наказание по приговору без неоправданной задержки.

в) Гарантии от злоупотреблений должностных лиц правоохранительных (в том числе правообеспечительных и уголовно-исполнительных) органов включают: запрет казни без судебного разбирательства, обеспечение прав лиц, приговоренных к смертной казни; свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; применение только разрешенных средств усмирения и в строго определенных законом случаях; свободу от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных с рабством институтов и обычаев; предъявление особых требований к персоналу пенитенциарных заведений: его квалифицированность, образованность, развитость, систематическое инспектирование и т.п.; наличие специальных правил обращения с заключенными, индивидуализация этих правил. Сказанное должно касаться и военно-пенитенциарных учреждений России.

г) Запрет любых форм дискриминации заключается в применении стандартов с беспристрастностью, вне зависимости от признаков расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального и семейного происхождения, имущественного или социального положения, уважение и обеспечение прав всех без исключения лиц, находящихся под конкретной юрисдикцией. В условиях многонациаональных, разноконфессионных Вооруженных Сил РФ данное положение также является отнюдь не второстепенным и малозначительным.

Не рассматривается в качестве дискриминационных мер установление в уголовно-исполнительном законодательстве с целью достижения социально справедливого фактического равенства тяжести условий отбывания наказания в виде лишения свободы специальных статусов для женщин, несовершеннолетних, престарелых, больных, инвалидов и других нуждающихся в этом категорий осужденных.

д) Принцип неретроспективности уголовного и уголовно-исполнительного закона заключается в том, что применение наказаний, а также средств воздействия на осужденных осуществляется в соответствии с нормами, действующими во время их реализации. Законы, ухудшающие положение субъектов пенитенциарного воздействия, обратной силы не имеют.

Причем данное принципиальное положение касается всех, в том числе подзаконных актов уголовно-исполнительного характера, которые вправе принимать в установленных пределах соответствующие органы; а под "исполнением наказаний" рекомендуется понимать также применение условного осуждения, средств исправления и оказание осужденным социальной и реабилитационной помощи.

2.Общесоциальные ( гражданские и политические) права осужденных и их гарантии в пенитенциарных отношениях.

Обеспечение гарантий защиты личности в правовом государстве должно касаться всех его граждан, в том числе военнослужащих, включая тех из них, кто отбывает уголовные наказания. Основой таких гарантий для последних являются нормы, регламентирующие, с одной стороны, правовой статус военнослужащего, а с другой - правовое положение осужденных в России.

Уголовно-исполнительный кодекс России в главе 2 "Правовое положение осужденных", воспринявшей соответствующие международно-правовые нормы, констатировал уважение и охрану прав, свобод и законных интересов всех категорий осужденных, включая военнослужащих, обеспечение необходимых условий их исправления, а также гарантии социальных прав, правовой и иной защищенности личности при исполнении наказаний и применении иных уголовно-правовых мер. Согласно проекту, осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Это означает, что комплекс правоограничений и лишений, заложенных в содержание наказания, уточняет конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничивая их. Такое в правовом государстве должно осуществляться только законом, но не ведомственными актами. Отсюда ясно, что акты МВД, Генеральной прокуратуры, Министерств обороны и юстиции РФ могут и должны регулировать лишь вопросы организационно-технического характера, определять деятельность подведомственных им учреждений и органов, должностных лиц, которые отнесены законом к их компетенции. Об этом ведущие ученые правильно указывали еще в восьмидесятых годах. [ См.: Стручков Н.А., Шмаров И.В., Михлин А.С. Необходима реформа исправительно-трудового законодательства.// Социалистическая законность, 1988, N 7, С.50 и др.]

Аналогичным образом решаются вопросы регламентации правового статуса различных категорий военнослужащих в военном законодательстве. Так, Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" 1993 года в статье 1 определяет: "Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются настоящим законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами." [ Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, N 6, ст.188; Льготы, пособия и компенсации военослужащим и членам их семей. Справочник.- М.: Юрист, 1995.] Приведенное положение национального законодательства воспроизводит соответствующие нормы международного права по рассматриваемому вопросу. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах подчеркивается, что государство может устанавливать ограничения прав своих граждан только постольку, поскольку это совместимо с природой этих прав (ст.4). Права человека не могут быть объектом каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами. [ ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах.// Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, 12, С.1-11.]

Комплекс общесоциальных прав и свобод осужденных граждан, которые должны распространяться и на судимых военнослужащих, структурно может быть классифицирован на следующие группы,"блоки":

а) Личные права и свободы, включающие ограничение прав только законом; право субъектов на личную неприкосновенность и безопасность; свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь; свободу совести, религии или убеждений.

Любой осужденный, независимо от того, какие по характеру и степени опасности преступления он совершил, продолжает оставаться гражданином своего суверенного государства и находится под охраной его Конституции, законов, конвенционных норм. А страна несет ответственность за сохранение его жизни, здоровья, физическую неприкосновенность и безопасность. В этом видится практическая реализация бесспорных классических постулатов о том, что "государство должно видеть в правонарушителе человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно и, наконец, самое главное - гражданина государства." [ Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Т.1, С.132.]

б) Второй блок норм "общесоциального" статуса осужденных касается их политических прав и свобод, а именно неотъемлемого права на гражданство; вытекающих из требований закона ограничений избирательного права; разумных ограничений лишенных свободы в правах на общественные объединения, митинги, демонстрации, групповые обращения и т.п; невозможности призыва в мирное время на военную службу гражданина, имеющего судимость за совершение тяжкого преступления либо в отношении которого возбуждено и расследуется уголовное дело.

в) Третья группа норм включает социально-экономические и гражданские права осужденных:

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях;

- помощь социально незащищенным слоям населения, включая лиц, находящихся в местах лишения свободы;

- право на труд, его охрану и получение вознаграждения за него;

- право на образование, гарантированность его общедоступности в пределах государственного образовательного стандарта и обязательности основного образования;